К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Не давить, не уламывать, не помогать: как должна проходить семейная психотерапия

Фото Nik Shuliahin / Unsplash
Фото Nik Shuliahin / Unsplash
В книге «С тобой меня нет» психолог Марина Гогуева разбирает разные сценарии токсичных отношений. С разрешения издательства «Бомбора» Forbes Woman публикует отрывок о том, как стоит действовать партнерам, которые готовы решать проблемы с помощью психотерапии

Если вы предложили партнеру обратиться к специалисту и получили его согласие, то не берите его часть ответственности на себя.

Ситуация 1. Вы идете к психологу вдвоем на семейную консультацию. Инициатор встречи — вы.

Предложите партнеру, чтобы каждый из вас нашел двух-трех психологов, а потом вы бы вместе выбрали, к кому обратитесь.

 

Если партнер скажет, что не будет никого искать, то вы можете найти нескольких специалистов, отправить ему ссылки на их страницы на сайтах и предложить, чтобы он выбрал, к кому вы пойдете.

Если человек не включится и ответит, что ему без разницы и вы можете выбрать психолога сами, то это сигнал, что мотивации у партнера нет, он идет, чтобы вы от него отстали. В этом случае выберите психолога для себя и отправляйтесь к нему одна.

 

Если партнер выберет специалиста из тех, кого вы предложили, то спросите, кто из вас договорится о записи. Лучше, чтобы позвонил тот, у кого более загруженное расписание, так как это позволит выбрать ему самое удобное время. Часто бывает, что мужчина говорит женщине: «Мне без разницы, записывай на когда хочешь». И в день консультации выясняется, что у него совещание, командировка, проверка, деловая встреча. В таком случае вы идете на прием одна, но обязательно рассказываете психологу, что собирались вместе и почему не получилось.

Ситуация 2. Вы предложили партнеру обратиться к консультанту индивидуально. Он согласился.

На этом ваши действия заканчиваются. Вы не обзваниваете подруг в поиске хорошего психолога, не штурмуете сайты с отзывами, не пишете в мессенджерах десяти специалистам, чтобы подобрать того самого, от которого екнет сердечко.

 

Если партнер вас просит найти ему психолога, вы можете скинуть ему ссылки на тех, кого вы читаете, например, в соцсетях. Но это максимум! Найти их контакты, связаться, записаться — его задача.

«Но у него нет соцсетей»

Что ж… Взрослый человек вполне способен справиться с этой практически неразрешимой ситуацией, особенно когда ему действительно важно попасть на консультацию к специалисту и повысить качество своей жизни. Можно сделать страницу в соцсетях, можно попросить друга воспользоваться его аккаунтом, можно загуглить — почти у каждого психолога есть не только соцсети, но и сайты с контактами. Можно даже самому поискать консультанта, например, поспрашивать друзей.

Когда человеку надо, он делает. Если не делает — не придумывайте ему оправданий (нет соцсетей, он боится «мозгоправов», магнитные бури, ТАРО предсказали неблагоприятный период), ему просто не надо.

К слову о гадательной магии. Часто хождение по знахаркам, шаманам, астрологам, тарологам, расстановщикам становится для женщин способом оттянуть решение проблемы. Казалось бы, они ее решают. Но на самом деле навязчивая беготня по гуру и возведение в культ любого метода помогают сбрасывать тревогу и продолжать жить в проблемной ситуации, ожидая скорых перемен. Религия и психотерапия могут также использоваться для нерешения проблемы — человек исправно ходит на встречи, но ничего в жизни не меняет. Жалуется, сокрушается, надеется на лучшее и ждет чуда.

 

Абьюзер сам обратился к психологу

Случается и такое. В большинстве ситуаций происходит вот что:

1. Мужчина обращается к психологу из-за проблем в отношениях и узнает, что он абьюзер. Упс! И здесь мы, консультанты, встречаем сильное сопротивление со стороны клиента. Ведь он шел сам, надеялся получить за это одобрение — какой хороший мужчина, решает семейные проблемы у психолога! Но взамен человек получает от специалиста титул абьюзера и рецепт на длительную психотерапию. Шах и мат, как говорится. У моих коллег бывали случаи, когда мужчины ломали мебель в кабинете, потому что: «Все это чушь! Никакой я не агрессор!!!»

2. Абьюзер приходит к консультанту со словами: «Я прочитал статью и понял, что я агрессор в отношениях. Подскажите, как сделать, чтобы жена терпела и не ушла?» Чаще всего после ответа психолога вновь ломается мебель и звучит послание куда подальше. Так и живем.

 

Вы спросите, бывают ли другие случаи? За 16 лет моей практики произошел всего один — оба супруга начали курс психотерапии. Давайте подробнее обсудим, как это должно проходить.

Супруги у психолога

Вы поняли, что есть проблема в отношениях, и хотите ее решить. Правила, которые помогут вам не нарваться на непрофессионального психолога:

Каждый из супругов должен ходить к своему психологу. И вот почему: если у вас один консультант на двоих, то появляется широкое поле для неосознанных игр. Вы можете преувеличивать перед психологом свои страдания и преуменьшать негативный вклад в отношения, чтобы специалист занял вашу сторону и «поругал» мужа на их встрече. Так же может поступать ваш партнер. Некоторые консультанты включаются в эту игру, и терапия не приносит должной пользы.

 

Есть и другой вариант, при котором вы через психолога начнете пытаться донести до мужа манипуляции и угрозы. Например: «Если он продолжит так со мной обращаться, я от него уйду! Он, конечно, ничего не подозревает, но я готова. И у меня даже есть поклонник, который рад меня принять». Давай, психолог, скажи мужу, что его судьба висит на волоске, пусть больше так не делает!

Для специалиста это также большая нагрузка:

  • Ему нужно быть начеку и не включаться игры. 
  • Ему необходимо продираться сквозь игровые манипуляции, чтобы заняться, наконец, психотерапией. 
  • Ему нужно контролировать, что с кем можно обсуждать, а что нельзя, потому что это — секрет от второго супруга.
  • Специалисту критически важно сдержать свое эго от заманчивой роли главного приза в ожесточенной борьбе семейной пары, где супруги могут даже использовать подкуп — задабривать подарками, угощениями, делать комплименты, чтобы специалист занял сторону щедрого представителя пары.

Не является нарушением

Если вы пришли вдвоем на первую консультацию к семейному психологу и он взял в терапию кого-то одного из пары. Как правило, это тот член семьи, кто запускает нездоровую динамику отношений. Например, манипулирует, провоцирует партнера, создает конфликтные ситуации.

 

Как в идеале строится работа

Каждый из партнеров ходит к своему специалисту на личную терапию. Или психолога посещает только один человек — ему рекомендовал терапию семейный психолог на первой совместной встрече.

Но если терапия началась с семейного запроса, то консультант (неважно, чей) может назначать совместные встречи: он сам и пара. Возможен и вариант, когда присутствуют оба психолога и оба партнера. А вот: клиент + его психолог + психолог партнера — нет.

Может быть и так: вы обратились к семейному психологу, который считает, что вам будет полезнее не индивидуальная психотерапия (что бывает, когда проблема в отношениях возникает из-за наших личных причин), а только семейная — то есть на все встречи вы ходите парой, так как не ладится что-то внутри отношений, в самом общении и взаимопонимании между супругами. При этом допустимо ходить дополнительно еще и на индивидуальные встречи, но с другим специалистом. Запомните! Это важно.

 

Как выбрать профессионального психолога и не нарваться на специалиста, прошедшего двухдневные курсы? Когда записываетесь на встречу, обязательно спросите про:

1. Образование. В идеале это высшее психологическое образование.

2. Какие дополнительные специализации он получал? Какое направление психотерапии практикует? По ответу вы сможете понять, учился ли специалист дополнительно и где это делал. Или ограничился получением «корочки» и марафоном в соцсети.

3. Есть ли у него специализация по семейной психотерапии? Если да, имеется ли подтверждающий сертификат? Если специалист учился дистанционно и может предъявить только электронный сертификат, это нормально.

 

Обратите внимание и на то, сколько длился этот курс. За пару дней серьезное обучение по семейной психотерапии не получить. К примеру, я проходила курс из семи четырех–пяти дневных сетов на протяжении 3,5 лет. Между сетами у нас были встречи группы, где мы обсуждали, что удалось внедрить в практику.

4. У кого психолог проходит личную терапию? В какой модальности идет работа (например, гештальт, КПТ, схема-терапия и пр.)? Как зовут психотерапевта и как с ним можно связаться, чтобы подтвердить эту информацию?

Бывает, клиенты стесняются задать этот вопрос или считают его личным. Однако в такой ситуации смущаться нечего. Ответить на этот вопрос так же нормально, как врачу в присутствии пациента помыть руки. Чтобы работать с людьми, мы, психологи, должны понимать, где наши уязвимые места, нерешенные проблемы и комплексы. Это помогает нам отделить свои личные чувства от чувств клиента, которые мы «ловим» эмпатически, не наградить человека своими сомнениями и страхами, не подталкивать к тем действиям, которые мы считаем правильными из своей личной, а не профессиональной точки зрения.

Если психолог говорит вам, что сейчас у него перерыв в терапии, но может дать контакты коллеги, у которого завершил курс личных консультаций, это нормально.

 

5. У кого психолог проходит супервизию? Как часто? Есть ли подтверждающие сертификаты? Куда обратиться, чтобы запросить эту информацию?

Супервизор — психолог, который работает с коллегами, но не как с другими клиентами, а именно как с психологами. Допустим, у специалиста запутанный случай в практике. Или возникли чувства к клиенту, которые психолог считает нарушением принципа нейтральности (допустим, жалость, злость, стремление пристыдить или спасти). Специалист удерживает эти чувства под контролем, справляется с ситуацией, но хочет разобраться, откуда они взялись. С этими запросами психологи идут к супервизору.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+