К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как Зендея прошла путь от подростковых комедий до драмы — и стала голосом поколения

Зендея (Фото EPA / TASS)
Зендея (Фото EPA / TASS)
В начале осени у Зендеи должны были выйти сразу два фильма — вторая часть «Дюны» и спортивная драма «Претенденты», но обе премьеры перенесены из-за забастовки актеров. Тем не менее звезда фильмов о Человеке-пауке и сериала «Эйфория» продолжает создавать инфоповоды: трейлер «Претендентов» побил рекорд по просмотрам. Зендея — популярный инфлюэнсер, одна из самых высокооплачиваемых актрис и самая молодая лауреатка премии «Эмми». В ее день рождения рассказываем, как она добилась успеха, не забывая об активизме

Детство с Disney

Зендея Мари Штермер Коулман родилась в Окленде, в Калифорнии. Еще в детстве она твердо решила, что свяжет свою жизнь с актерством. Первое прослушивание ее состоялось в начальной школе — она пробовалась на главную роль в постановке «Джеймс и гигантский персик», но в итоге сыграла тутового шелкопряда. «У меня не было никаких реплик, но знаете что? Я выжала из роли все что смогла. Я была червем, но я классно двигалась и активно использовала мимику. Я была лучшим тутовым шелкопрядом, который когда-либо существовал», — вспоминает актриса.

Мать Зендеи работала главным менеджером Калифорнийского Шекспировского театра в Оринде, где девочка проводила много времени после школы, наблюдая за репетициями. Позже она сыграет второстепенные детские роли в нескольких спектаклях. Участие в постановках Зендея совмещала с танцами, которыми занималась с восьми лет в профессиональной хип-хоп-труппе Future Shock. В 13 лет она уже мыслила масштабно и понимала, что в родном городе вряд ли сможет стать настоящей звездой. Амбициозная Зендея поделилась с родителями своим желанием блистать в подростковых телешоу, и те, нисколько не сомневаясь в таланте дочери, поддержали ее актерские устремления. Отец оставил работу и вместе с Зендеей перебрался в Голливуд, а мать начала брать подработки, чтобы покрывать расходы мужа и дочери.

Отец ездил с Зендеей на бесконечные прослушивания до тех пор, пока она не покорила кастинг-директоров канала Disney на пробах в подростковый комедийный сериал «Танцевальная лихорадка» (2010). В нем она сыграла одну из главных ролей — Ракель «Рокки» Блю, танцовщицу и звезду шоу Shake It Up!. Несмотря на то, что у Зендеи почти не было опыта работы на телевидении (она лишь снялась в клипе Селены Гомес Sears Arrival Lounge), харизма и танцевальное мастерство позволили обойти конкуренток. Героиня Зендеи была довольно сдержанной и рациональной, никогда не нарушала правил и ответственно подходила как к танцам, так и к учебе. Однако на съемочной площадке Зендея уже диктовала свои условия. Например, отказалась от первого поцелуя на камеру и согласилась только на то, чтобы мальчик чмокнул ее в щеку.

 
Кадр из сериала на канале Disney «Кей Си. Под прикрытием»

Более решительную героиню Зендея сыграла в своем сольном сериале на канале Disney «Кей Си. Под прикрытием» (2015). В 19 она стала одним из его продюсеров. Проект про школьницу-супершпионку получился прогрессивным и довольно профеминистским: Зендея добилась того, чтобы ее героиня отличалась от типичных женских персонажей канала Disney. «Я хотела, чтобы Кей Си могла делать все, что может делать парень… Но я также хотела, чтобы она была неуклюжей, а не супер-крутой девчонкой. Я хотела, чтобы она была нормальной и при этом имела необыкновенную жизнь», — делилась актриса. Зендея внесла изменения не только в образ своей героини, но и убедила шоураннеров, что все члены семьи Кей Си должны быть афроамериканцами. «То, что меня тогда по-настоящему волновало, — это разнообразие на канале Disney. Молодому человеку другой национальности или происхождения трудно смотреть сериал и не видеть кого-то похожего на него. Репрезентация очень важна», — рассказывала Зендея.

Параллельно со съемками в подростковых сериалах актриса, как и многие звезды канала Disney в свое время (Майли Сайрус, Селена Гомес и Деми Ловато), пыталась заниматься музыкой — записала две совместные песни с Беллой Торн для «Танцевальной лихорадки», выпустила альбом. Но после выхода еще нескольких песен в 2016 году оставила музыкальную карьеру, хотя и приняла позже участие в записи двух треков для сериала «Эйфория» и выступила на фестивале Coachella в 2023-м. 

 

Из подростка в королеву драмы

До завершения сериала «Кей Си. Под прикрытием» в 2018 году Зендея успела сняться в «Величайшем шоумене» (2017), где сыграла ловкую и самоуверенную воздушную гимнастку Энн Уилер, и в фильме «Человек-паук: Возвращение домой» (2017), в котором исполнила небольшую роль одноклассницы главного героя Питера Паркера (Том Холланд). К амплуа школьницы-интеллектуалки Эм-Джей, не привыкшей быть в центре внимания, она вернется в двух последующих фильмах — «Человек-паук: Вдали от дома» (2019) и «Человек-паук: Нет пути домой» (2021). Зендея говорит, что согласилась воплотить Эм-Джей при условии, что ее персонаж получит развитие. Свою героиню Зендея называет «саркастичным интровертом» и «очень осторожным человеком, не подпускающим к себе много людей», однако влюбленность в Питера Паркера открывает неожиданные грани характера героини — нежность и некоторую стеснительность, потому что отношения с ним — первые в ее жизни. Концовку, которая не оставляет этим отношениям шанса, актриса считает несправедливой: «Из-за этого я плакала весь фильм». «Человек-паук: Нет пути домой» собрал в мировом прокате $1,9 млн. На данный момент это самый дорогой фильм, в котором снялась Зендея.

Настоящим прорывом в ее карьере стала «Эйфория» (2019) — скандальный сериал Сэма Левинсона о жизни американских подростков. Актриса сыграла наркозависимую школьницу Ру Беннет, за роль которой получила две премии «Эмми» (став самой молодой обладательницей награды) и «Золотой глобус». Резкий переход из развлекательных проектов Disney в серьезное драматическое кино дался Зендее с большим трудом — она переживала о том, как зрители отнесутся к тому, что звезда канала для детей и подростков вдруг появится в образе девушки, которая употребляет наркотики и сталкивается с депрессией. Но быть «ребенком Disney» актриса устала, поэтому шагнула в неизвестность. «Многие люди думали, что я не смогу это сделать, но они ничего не знали о моей личности. Тем не менее мне нужно было многое доказать этой ролью», — рассказывает Зендея.

Кадр из сериала «Эйфория»

В истории 17-летней Ру Сэм Левинсон отразил собственную борьбу с наркозависимостью и депрессией. Персонажа он разрабатывал совместно с Зендеей, учитывая ее опыт взросления. Правда, у самой актрисы не было возможности в полной мере ощутить все радости и горести переходного возраста, потому что школьные годы она провела на съемочной площадке и обучалась на дому, а запрещенные вещества никогда не пробовала. Зато переезд в Голливуд оказался связан с одиночеством. А о том, что делает с человеком зависимость, она знала благодаря коллегам по Disney — парням и девушкам, слишком рано ставшим знаменитыми. Актриса призывает относиться к своей героине прежде всего как к хорошему, но запутавшемуся человеку, а потом уже видеть в ней подростка, которому тяжело завязать с наркотиками. «Причина, по которой я стала актрисой, заключается в том, что я довольно чуткий человек и часто беру на себя много боли, много стресса, страхов и тревог других людей», — делится актриса.

 

К этой роли Зендея вернется в заключительном сезоне «Эйфории», который выйдет не раньше 2025 года. В феврале 2023 года актриса подняла свой гонорар за каждый эпизод предстоящего сезона сериала до $1 млн, что сделало ее одной из самых высокооплачиваемых молодых актрис на современном телевидении.

После первого сезона «Эйфории» Зендея на семь минут появилась в «Дюне» (2021) Дени Вильнева. Она сыграла Чани Кайнз из племени фрименов — будущую возлюбленную главного героя, Пола (Тимоти Шаламе), которая задолго до первой встречи является ему в пророческих снах. Режиссер обещает, что в сиквеле, премьеру которого из-за забастовки сценаристов перенесли на март 2024 года, этой героине будет уделено куда больше времени.

За небольшой ролью в «Дюне» последовала заметная драматическая роль в еще одном проекте Сэма Левинсона — черно-белой мелодраме «Малкольм и Мари» (2021). Фильм рассказывает об одной ночи из жизни начинающего режиссера и его девушки: вернувшись с премьеры дебютного фильма, они беспрерывно ссорятся и высказывают друг другу накопившиеся претензии. «Малкольма и Мари» приняли неоднозначно — из-за того, что фильм об отношениях афроамериканской пары снял белый режиссер и из-за романтизации абьюзивных отношений. Зендея, которая была продюсером фильма, отвечает на это, что помогала Левинсону со сценарием и что хорошо понимает Мари, преодолевшую зависимость и переживающую из-за того, что пока не получила признания. Именно в этой картине она впервые сыграла взрослую героиню, а не девочку-подростка, и, по мнению некоторых критиков, ее игра достойна «Оскара».

Следующий проект с Зендеей, который выйдет после продолжения «Дюны», — спортивная драма «Претенденты» (2024) Луки Гуаданьино. Его трейлер уже побил рекорд по просмотрам в первые 24 часа, что эксперты связывают с популярностью актрисы: она входит в 25 самых популярных инфлюэнсеров в Instagram. В этом фильме Зендея появится в главной роли. Она сыграла успешную теннисистку Таши Дональдсон, напоминающую легендарную Серену Уильямс. Актриса признается, что роль хладнокровной Таши, не умеющей проигрывать, стала для нее настоящим вызовом. И добавляет: «Это первый раз, когда я по-настоящему сыграла главную роль».

Активизм и поддержка всех женщин

В 2015 году Зендея пришла на вручение премии «Оскар» с дредами. Журналистка Джулиана Ранчич высмеяла прическу актрисы в передаче Fashion Police, заметив, что от образа актрисы веет «травкой» и «маслом пачули». В ответ Зендея написала большой пост в Instagram* (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), объяснив, что в свою прическу она вложила определенный смысл: «В обществе давно существует резкая критика афроамериканских волос благодаря помощи невежественных людей, которые предпочитают судить других по кудрям. Своей прической, выбранной для красной дорожки «Оскара», я хотела показать афроамериканские волосы в позитивном свете и напомнить темнокожим людям, что наши волосы достаточно хороши. Для меня локоны — символ силы и красоты, почти как львиная грива. Я предлагаю некоторым людям послушать песню Индиа Ари I Am Not My Hair и немного подумать, прежде чем так быстро открывать рот, чтобы судить других».

 
Зендея (Фото ZUMA·TASS)

В сентябре того же года компания Mattel посвятила Зендее куклу Барби, в точности воссоздав ее образ с премии «Оскар», постоянной гостьей которой актриса стала после того инцидента. Она старается надевать на красные дорожки наряды, созданные темнокожими дизайнерами, и посвящает свои образы известным афроамериканкам. Например, в 2020 году снялась для журнала Essence в образе первой афроамериканской модели Дониел Луны. А в 2021 году надела на церемонию BET Awards архивное фиолетовое платье Versace, в котором в 2003-м на той же премии выступала Бейонсе.

В 2020 году Зендея поддержала участников движения Black Lives Matter в своей речи на премии «Эмми»: «Сейчас у нас есть надежда на молодых людей. Всем моим сверстникам, которые сейчас находятся на улицах: я вижу вас, я восхищаюсь вами, я благодарю вас», — сказала актриса. Когда протесты только начались, Зендея временно предоставила свой аккаунт в Instagram Патрисс Хан-Каллорс — активистке, придумавшей тот самый хештег #BlackLivesMatter. Пока актриса целыми сутками была занята на съемках, Каллорс публиковала от ее имени посты и сторис в поддержку движения, призывающего остановить полицейское насилие в отношении афроамериканцев. В 2022 году журнал Time включил Зендею в список 100 самых влиятельных людей.

Зендея открещивается от звания активистки (хотя, например, в 2017 году она присоединилась к Женскому маршу против Трампа, проходившему в Вашингтоне). «Я всего лишь актриса. Я не претендую на то, чтобы быть кем-то другим. Если я чего-то не знаю, то спрашиваю людей, которые на самом деле находятся на передовой и выполняют эту работу. Я на трибунах, а не на поле», — говорила она в интервью. В то же время Зендея публично называет себя интерсекциональной феминисткой: «Феминизм означает уважение к темнокожим женщинам, к трансженщинам, ко всем женщинам».

Актриса выступает против конвенциональных стандартов красоты и нередко выкладывает в соцсети фотографии без ретуши. В 2015 году Зендея столкнулась с ситуацией, когда журнал сильно отфотошопил ее тело, чтобы оно казалось худее, чем есть на самом деле. Узнав об этом, она выложила исходный снимок в соцсети. Зендея говорит, что эталоны красоты для нее — мама и бабушка: первая никогда не пользовалась косметикой, вторая не могла выйти из дома без макияжа и высоких каблуков. Совершенно противоположное отношение двух близких женщин к своему внешнему виду научило Зендею быть в гармонии с собой в любом образе.

 

После выхода фильмов «Дюна: Часть вторая» и «Претенденты» в 2024 году Зендея хочет освоить режиссерскую профессию и заняться кинопроизводством: «Если я когда-нибудь все же стану режиссером, я знаю, что главными героями моих фильмов будут темнокожие женщины», — заявила актриса. А пока она мечтает сыграть правозащитницу Анджелу Дэвис либо отрицательного персонажа: «Мне кажется, что я обычно играю хороших ребят, поэтому мне бы хотелось сыграть плохого».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+