К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Повод для праздника: как в обществе меняется отношение к разводам

Фото Zoriana Stakhniv / Unsplash
Фото Zoriana Stakhniv / Unsplash
Когда-то развод считался трагедией, а для переживших его женщин существовал уничижительный термин «разведенка». Сегодня развод может восприниматься как праздник освобождения — иногда по этому поводу даже устраивают вечеринки. Рассказываем, как менялось отношение к расторжению брака и как его воспринимают сейчас

Прелюбодеяние и заявление

В начале 1912 года надворный советник Иван Короваев подал в Пермскую духовную консисторию иск, требуя расторгнуть его брак с Надеждой Короваевой, которая якобы была ему неверна. Но опрос свидетелей показал, что, скорее всего, изменял сам истец, и дело закрыли. В 1914 году Короваев предпринял еще одну попытку, найдя новые свидетельства неверности жены. Церковные власти изо всех сил затягивали процесс, но в 1915 году уже Надежда Короваева подала иск против супруга, которого обвинила в прелюбодеянии. За дополнительными указаниями Пермская консистория обращалась в 1916 году в Святейший Синод, а также отправляла запросы в Читу, где проживали свидетели, к которым апеллировала Надежда. 

Этот пример многолетнего судебного процесса показывает, как сложно было получить развод в Российской империи. Разрешение на расторжение брака мог дать только Святейший Синод — если один из супругов изменил, если не способен к интимной жизни (оба эти обстоятельства требовалось доказывать, что делало всю процедуру еще и унизительной) или если кого-то приговорили к наказанию с лишением всех прав. Еще расторгнуть брак можно было, если муж или жена безвестно пропали на несколько лет. А вот по взаимному согласию развестись в то время не получилось бы. 

Брак Ивана и Надежды Короваевых в итоге был расторгнут только осенью 1917-го. А уже через несколько месяцев бракоразводные дела были изъяты из ведения церкви. Процесс значительно упростился. Согласно декрету 1917 года, развестись можно было на основании простого заявления. В кодексе законов о браке, семье и опеке 1927 года говорится, что «при жизни супругов брак может быть прекращен как по обоюдному согласию супругов, так и по одностороннему желанию кого-либо из них».

 

В 1930-х годах в СССР произошла так называемая консервативная революция — в стране приняли постановление, запрещающее аборты и ужесточающее наказание за невыплату алиментов; была увеличена материальная помощь роженицам и расширена сеть родильных домов, яслей и садов. Изменилось и брачное законодательство. «В целях борьбы с легкомысленным отношением к семье» супругов, которые хотели развестись, обязали лично приходить в ЗАГС, где в их паспорта ставилась специальная отметка. Еще за расторжение брака начали взимать госпошлину: 50 рублей — за первый развод, 150 рублей — за второй, 300 рублей — за третий и последующие.

В 1944 году было принято постановление, согласно которому отношения нужно было обязательно регистрировать, — ранее, чтобы считаться семьей, мужчине и женщине было достаточно сожительствовать. Государство таким образом освободило воевавших мужчин от необходимости выплачивать алименты на детей, рожденных вне брака (заодно такие дети лишались и пенсий по утрате кормильца, если отец погиб на фронте). Развестись с этого момента можно было только через суд. О начале судебного производства обычно сообщали в газетах: объявления вроде «Филатова Александра Петровна, прож. Угольная, 83, возбуждает дело о разводе с Филатовым Александром Михайловичем, прож. пр. Металлургов, 5, кв. 25. Дело подлежит рассмотрению в Краснооктябрьском районном нарсуде» соседствовали с общественно-политическими заметками и рекламой. Заседания проходили публично. 

 

Супруг, который хотел расторгнуть брак, должен был подать заявление и обосновать свою мотивацию. Потом начиналось разбирательство, которое сопровождалось допросами свидетелей и попытками примирить партнеров. Развод превратился в мучительную процедуру не только с точки зрения бюрократии: его было сложно пережить психологически. Попытка развестись воспринималась как безнравственное поведение, которое обязательно влекло за собой публичное осуждение и даже могло стать причиной исключения из партии. 

В 1960-е люди, несчастные в браке, снова смогли выдохнуть: в газетах больше не печатали приглашения на судебные заседания, а брак стали расторгать не только по решению суда. Пары, которые не имели несовершеннолетних детей, могли развестись в упрощенном порядке — конечно, если оба супруга этого хотели. Подать на развод мог и один из партнеров, если другой пропал без вести, был признан недееспособным или приговорен к лишению свободы не менее чем на три года. 

К 1970 году количество разводов увеличилось почти в два раза по сравнению с 1965 годом — с 231 000 до почти 400 000. Показатель рос из в года в год, и уже в начале 2000-х в год распадалось около 700 000–800 000 браков. 

 

Новый семейный кодекс был принят в 1995 году, и с некоторыми изменениями он действует до сих пор. Сейчас подать заявление на развод можно на Госуслугах. Все обойдется без суда, если нет общих несовершеннолетних детей, споров об имуществе и оба супруга хотят разойтись.

Разводы в других странах

В Великобритании до 1914 года разводы случались редко и обычно сопровождались скандалами: нужно было доказать супружескую неверность или факт насилия. На каждые 450 браков приходилось всего одно расторжение. После Первой мировой войны законодательство в сфере разводов изменилось: теперь прошение о разводе мог подать любой из супругов, а не только муж, как раньше. В законе, принятом в 1937 году, были прописаны новые основания для развода, в том числе жестокость и психическое заболевание одного из партнеров. При этом на протяжении всей первой половины XX века развод по-прежнему сильно осуждался обществом. 

Еще больше оснований для развода стало в 1960-е. Эта либерализация наряду с изменением общественных взглядов, а также ростом экономической независимости женщин привели к тому, что число разводов увеличилось с 50 000 в год в 1971-м до 150 000 в год 10 лет спустя. В последние годы число разводов снижается, но это во многом связано с тем, что люди не торопятся регистрировать свои отношения. 

Похожим образом история складывалась в США: если раньше развестись было практически невозможно, то сейчас сделать это можно без особых препятствий, особенно по обоюдному согласию. Отношение к разводам тоже изменилось, чему способствовали отчасти изменение законодательства, а отчасти — сексуальная революция. Недавний опрос Института Гэллапа показал, что количество взрослых американцев, которые считают развод морально приемлемым, достигло исторического максимума.

Гораздо раньше, чем в англоязычных странах, право на развод появилось во Франции — еще в XVIII веке. Одним из аргументов в его пользу было утверждение, что это позволит обеспечить людям свободу и счастье. Однако в 1804 году законных причин для развода стало в разы меньше, а в 1816 году его снова полностью запретили — «в интересах религии, мужчин, монархии и семьи». Вновь разводиться во Франции стало можно в 1884 году.   

 

Хотя в большинстве стран со временем развестись становится проще, в мире есть два государства, где расторгнуть брак практически невозможно, — Ватикан и Филиппины, где большая часть населения католики. Стоимость бракоразводного процесса на Филиппинах может достигать $10 000, что для большинства жителей неподъемная сумма, но даже она не гарантирует, что дело закончится в пользу истцов. Гораздо проще развестись тем жителям, кто исповедует ислам, — по мусульманскому праву.

Как меняется отношение к разводам

По данным Росстата, в 2022 году в России поженились более 1 млн пар — на 12,4% больше, чем в 2021-м. А развелись почти 683 000 пар — на 5,7% больше, чем годом ранее. Больше всего разводов зарегистрировали в кавказских республиках: в Чечне (2069 в пересчете на 1000 зарегистрированных браков), Дагестане (1967), Карачаево-Черкесии (1520) и Северной Осетии — Алании (1390), а меньше всего — в Тыве (452), Санкт-Петербурге (462), Москве (468), на Чукотке (511) и в Татарстане (522). 

Только 9% россиян считают, что брак нужно сохранить любой ценой. Такие результаты показал опрос ВЦИОМ 2021 года (в 1990 году так думали 13% респондентов). Почти треть (27%) полагают, что разводиться можно, но только когда семья уже практически распалась. Больше половины (57%) сказали, что решение о разводе следует принимать индивидуально в каждом конкретном случае. 31% опрошенных уверены, что разводу могут помешать дети, которых невозможно «поделить» между родителями. А 21% считают, что сохранять брак приходится партнерам, которые материально зависят друг от друга.

Самая распространенная причина для развода в России — бедность. Так ответили более трети участников опроса ВЦИОМ. Еще браки распадаются из-за отсутствия взаимопонимания (15%), измены одного из супругов (14%), бытовых проблем (10%), несовместимости характеров и пьянства (по 8%).

 

Демографы из Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) выяснили, что в России женщины задумываются о разводе вдвое чаще, чем мужчины. В целом, как утверждают специалисты, Россия занимает лидирующие позиции по общему коэффициенту разводимости (количеству разводов на 1000 человек) среди промышленно развитых стран мира. «Можно ожидать, что если интенсивность разводов не изменится, то расторжением закончатся более половины союзов, заключенных в последние годы», — отмечают эксперты НИУ ВШЭ. 

С ростом числа разводов меняется и отношение к ним, сказала Forbes Woman психолог Вероника Токан. Она объясняет, что сейчас распространена так называемая серийная моногамия: люди сходятся, строят отношения, иногда заводят детей, а потом расходятся — и так несколько раз в течение жизни. И чем чаще это происходит, тем более спокойно в обществе относятся к разрывам отношений.

Развод был не представим в обществе, где люди много работали на удовлетворение базовых потребностей и воспитывались на сказках, герои которых «жили долго и счастливо», отмечает Токан. Как правильно завершать отношения, если семейная жизнь не сложилась, людям никто не рассказывал. При этом, когда церковь, а потом партия принимали активное участие в личной жизни граждан, развод был сопряжен с серьезным психологическим дискомфортом, а потому и воспринимался как настоящая трагедия.

Сейчас, по словам психолога, люди заботятся об улучшении качества жизни — в том числе следуя примерам из социальных сетей, где нам постоянно транслируют, какие отношения «правильные», а какие нет. Женщины стали более автономными, и брак больше не нужен им для выживания. Они в одиночку могут содержать себя, воспитывать детей, а потому меньше боятся расставания. При этом разница в том, как мужчины и женщины переживают развод, может сохраняться. «Отчасти это связано со стереотипом о том, что женщина несет ответственность за сохранность отношений, оберегает семейный очаг», — говорит Вероника Токан. 

 

Но некоторые сегодня воспринимают развод как повод для праздника. Растет популярность вечеринок, на которых оба или один из бывших супругов отмечают начало новой жизни. Идея устраивать такие праздники возникла в западных странах и в последнее время пользуется там все большим спросом. Например, в американских интернет-магазинах продаются ленты, воздушные шары и футболки с подходящими для повода надписями вроде «Спасибо, следующий». В июне 2022 года вдвое (по сравнению с июнем 2021-го) выросло количество запросов «торты для развода» на Pinterest. По данным платформы, также наблюдается рост интереса к украшениям и играм для вечеринок по случаю развода, подаркам на развод. А в Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) можно найти более 66 000 записей с хештегом #divorceparty. 

Появляются организации, которые помогают людям пережить развод или используют тему развода в маркетинге. Например, студия интерьеров Stripe Street Studio позиционирует свои услуги как помощь разведенным мужчинам в обустройстве уютного пространства. А сервис Fresh Starts предлагает разведенным людям услуги агентов по недвижимости, психологов и, собственно, организаторов вечеринок. В России подобную услугу предлагает агентство «ЗАГС». На сайте она рекламируется так: «Деликатная работа с парой в интересном положении. Если вы хотите отметить свой развод без бывшего партнера, это тоже более чем возможно». Правда, как сообщила Forbes Woman соосновательница агентства Полина Дорожкова, пока за такой услугой к ним никто не обращался — она существует только в виде концепции.

Такую вечеринку можно устроить и самостоятельно. Вот, например, что рассказала Forbes Woman бьюти-блогер Мария Кадырова, которая несколько месяцев назад собрала подруг, чтобы отметить расторжение брака: «Процесс развода проходил достаточно долго и тяжело, поэтому я пообещала наградить себя праздником. Мне хотелось окончательно все отпустить и от души повеселиться с подружками. Я сняла огромный лофт, еда, напитки… И психолог, который провел несколько веселых игр, где мы обсудили с девочками идеальный секс, мужчин и много других тем. Все гостьи должны были соблюсти дресс-код, приходили с подарками и цветами. Хорошо пополнили мою коллекцию секс-игрушек, и я получила нереальное количество комплиментов от них в этот день».

По словам Кадыровой, цель торжества — поставить точку в расставании, отпустить все плохое и весело начать новую жизнь. Кроме того, вечеринкой она хотела отблагодарить подруг, которые поддерживали ее во время бракоразводного процесса. «И да, танец от стриптизера они мне тоже подарили», — говорит она.  

 

«Для всех жизненно важных событий у нас обычно есть ритуалы: именины, свадьба, поминки, — объясняет Вероника Токан. — Такое событие, как развод есть, а как такового ритуала для него до сих пор не было. Но он начинает зарождаться, и мне кажется, что это хороший способ пережить смену статуса. Развод — это потеря определенного представления о себе, как о человеке, потеря образа совместного будущего, дележка друзей, имущества и так далее. Во время вечеринки есть возможность погоревать, позлиться, порадоваться и поставить для себя точку в истории брака».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+