Брак — это не только сделка: как появилось замужество по любви и право на развод
Переключимся на Францию и посмотрим, как обстояли дела с браком там. Первая Конституция 1791 года ввела радикальное изменение: брак стал гражданским договором, а не священным заветом. Через год Законодательное собрание проголосовало за разрешение развода. По новому закону было установлено равное наследование для всех детей, включая незаконнорожденных. Образованное общество уже было знакомо с концепцией развода благодаря просветительской мысли о браке и семье (в этой же связи брак начал рассматривать как партнерство).
Важным аргументом в пользу разрешения развода было утверждение, что это отражает человеческую свободу и обеспечивает счастье в браке. Раздельное проживание, по мнению сторонников закона, не было решением проблем для тех пар, кто сочетался браком по расчету и не мог друг друга выносить. Здесь был один нюанс: такое разделение требовало, чтобы они отрицали свои сексуальные порывы и не предавались разврату или моральной деградации. Получается, что раздельное проживание доставляло не невероятную радость, а, наоборот, абсолютное несчастье, ведь куда лучше было развестись, заключить новый брак и родить законных детей.
Не менее важным аргументом в пользу развода была возможность Франции сравняться по росту численности населения с протестантскими странами, где он был обычным делом. К тому же единого мнения относительно разводов, которое разделяли бы и Священное писание, и отцы церкви, и церковные соборы, не существовало.
Общество хотело не только допустить развод, но и обеспечить раннюю свободу вступления в брак для молодых людей и отменить приданое.
Звучит хорошо, но только пока мы не узнаем, что последнее делалось для того, чтобы женам приходилось усерднее работать для угождения мужьям. Правда, очевидные преимущества тоже были: по предложению в законе должно было быть прописано соблюдение верности мужьями и, в противном случае, разрешение жене заводить любовников.
В первые годы Великой Французской революции была издана очень интересная брошюра Du Divorce. В ней, в частности, утверждалось, что закон должен разрешать развод по целому ряду причин: изгнание, бесплодие и т. д. Но самым интересным там было не это: в случае, когда требовалось определить основание для развода, следовало прибегать к собранию родственников. Родственники со стороны мужа и жены без склок и скандалов приняли бы решение и предоставили его судье в качестве рекомендации. Это же собрание помогло бы решить вопросы опеки над детьми и защиты их имущественных прав.
Дебаты по поводу закона были яркими: кто-то предлагал установить срок раздельного проживания, после которого оно может быть преобразовано в развод, кто-то опасался, что из-за права на развод женщина вырвется из под контроля мужчины. Помимо брошюр, в революционной прессе появлялось большое количество писем и статей на тему развода, например, в Feuille du jour, Le Moniteur, Revolutions de Paris.
На протяжении следующих двух лет общественный резонанс, связанный с бракоразводными процессами, только нарастал. Предложения были самыми разнообразными, но, как и в случае с гражданскими (официальными) браками, случаи развода предшествовали принятию закона. В ноябре 1791 года гражданин Эспине развелся со своей женой на основании заверенного нотариусом акта, оформленного при свидетелях, а затем почти сразу же женился на другой. И подобное начало происходить все чаще.
Закон о разводе после долгого обсуждения был обнародован 20 сентября 1792 года. По нему было отменено раздельное проживание, а также добавлена возможность тем супругам, которые проживали раздельно, развестись. Согласно данному закону, устанавливалось три вида развода: по взаимному согласию, по причине несовместимости (по темпераменту или характеру) и по определенным основаниям (жестокость, измена, эмиграция, психическое заболевание и т. д.). По каждому из этих оснований был свой порядок расторжения брака. Вступить в последующий брак в случае развода по первым двум причинам можно было только через год. Дети от первого брака сохраняли права наследования. Мать получала право опеки над девочками и над мальчиками в возрасте до семи лет, отец — над мальчиками старше семи лет.
О вреде и пользе разводов спорили еще долго; противники идеи говорили, что он положил начало тотальной безнравственности и «легализованной проституции».
В реальности говорить о повсеместности разводов и тотальной безнравственности все-таки не приходится: многие лица преобразовали акт о раздельном проживании в развод, другие — попытались защититься от изгнания или гильотины. Жены эмигрантов использовали развод для защиты семейного имущества (собственность, которая должна была быть конфискована государством, передавалась судом женщине, поскольку пара разводилась)1, а жены политических деятелей использовали развод, чтобы в глазах общества отделиться от мужей, признанных врагами Республики2. Впрочем, радоваться пришлось недолго: Гражданский кодекс 1804 года сильно ограничил легитимные причины для развода. Полностью отменили развод в 1816 году — «в интересах религии, мужчин, монархии и семьи», — и этим мы обязаны Людовику XVIII. Восстановления возможности развестись пришлось ждать до 1884 года.
Что это нам показывает? Отношение к браку было двойственным. Переход к восприятию брака как партнерства был очень медленным. С одной стороны, отношения между мужчинами и женщинами развивались: менялись ценности, ожидания, ролевое поведение. С другой стороны, брак все еще был священен и опирался на христианские каноны.
Существует мнение, что супружеская измена, распространенная в первой половине XIX века, была формой войны поколений, своего рода нападением на существующий морально-правовой порядок. Сложно найти убедительные доказательства, чтобы поддержать эту гипотезу, но насчет одного сомнений нет: развод — это не только акт личной свободы, но и отражение политических изменений во французском обществе.
Изменения, которые мы проследили, были обусловлены объективными причинами: понятие брака подвергалось трансформации, и идеи Просвещения, распространившиеся в XVIII веке, ускорили этот процесс. К концу XVIII века идея вступления в брак по любви начала набирать обороты. Это показало, что его рассматривали не только как определенное звено в цепочке необходимых связей для заключения политических и экономических союзов, а как частные отношения между двумя людьми. Начали пересматриваться роли мужа и жены: жена стала сентиментальным стержнем семьи, муж — экономическим. Мужчину начали воспринимать как человека, который обеспечивает семью. Стремление к счастью стало буквально узаконено. Идеи Просвещения также позволили считать брак частным договором, благодаря чему снизилось вмешательство государства и церкви.