«Я просто начала идти к цели»: как Ирина Сидоренко одна объехала весь мир на машине
В 2017 году бывшая сотрудница агентства недвижимости Ирина Сидоренко в компании собаки Греты отправилась в кругосветное путешествие на машине. За следующие шесть лет она дважды пересекла экватор, побывала на четырех континентах, переболела малярией и оказалась в карантине из-за пандемии COVID-19, оказывалась в центре массовых празднеств и становилась свидетельницей массовых протестов, видела последствия войн, знакомилась с представителями разных культур и побывала в самых красивых природных парках мира. Обо всех этих приключениях она каждую неделю писала колонки в Forbes Woman. Мы поговорили с ней о том, как готовилась и проходила эта кругосветка.
— Кажется, что кругосветное путешествие — что-то из разряда далеких мечт. Вы помните тот момент, когда поняли, что точно едете, и начали целенаправленно готовиться к этому?
— Да, помню момент, когда я приняла решение. Мои близкие друзья поехали в кругосветку на машине и примерно за год обернулись вокруг земного шара. Я следила за ними и думала: «Боже, это так круто, так здорово, почему бы и мне теперь…» Путешествовала я и раньше. Но в тот момент прямо представила себя за рулем, поняла, что не буду зависеть от расписания поездов или еще каких-то ограничений. Это не автостоп, когда стоишь на трассе и ловишь попутку. Я вдохновилась, даже написала друзьям, что хочу так же, и пошла учиться водить. Просто взяла и записалась в автошколу.
— То есть вы учились водить машину специально к кругосветке?
— Да, это было такое поступательное движение. Говорят же, что мамонта невозможно съесть целиком, его нужно есть по частям. Вот и я делала последовательные шаги. Конечно, тогда еще не было такого, что вот «через год я еду». Я просто начала идти к цели.
— А вы ставили себе какие-то дедлайны? Чтобы это последовательное движение не растянулось.
— Ну конечно. Я, как и все кругосветчики, как и все путешественники, себе построила четкий план. Друзья за год обернулись, но я подумала: «Я не такая шустрая. У меня нет еще навыка, нет такого опыта. Я заложу 1,5 года». Построила маршрут: через месяц я буду там-то, через полгода там-то, через год я в этой точке, а через 1,5 года, конечно, я уже вернусь. У меня был такой план.
Как стало понятно уже в процессе, в моем случае такие планы не работают. Я ведь, по сути, маршрут скопировала у друзей. Но не прошло и месяца после старта, как его пришлось менять коренным образом. Потому что там, где, как я думала, дорожка протоптана… В общем, протоптана она оказалась для других. Даже советы по поводу того, как проехать на ту или иную территорию, не работали.
В какой-то момент поняла, что так и должно быть, что я должна следовать своим путем. Честно говоря, меня до сих пор не отпускает чувство, что меня как будто кто-то взял за руку и ведет. Были моменты, когда я пыталась уклониться, но меня будто возвращали: «Вот твоя дорога, она ведет сюда».
— Вы доехали до Турции и вернулись.
— Нас не пустили в Израиль, я поехала в Болгарию, в Грецию, чтобы переправить машину в Египет и объезжать Африку по восточной части континента. Не получилось. Примерно месяц я провела в Турции и вернулась.
Это был момент, когда я, по сути, перезапустила свое путешествие, потому что поняла, что нет смысла копировать чужие маршруты. И поехала в Африку уже по западной части.
— Как это ощущалось в моменте?
— Трудно было признаться себе, что я облажалась. Тем более что я очень боялась ехать по западной Африке. У меня были долгие, скажем так, переговоры с самой собой. Были и сопли, и слезы, и отчаяние — казалось, что все, конец моей кругосветке. А я уже начала вести блог в Forbes.
— Вы в этом блоге неоднократно писали, что предпочитаете не идти напролом. Но были ли моменты, когда оказывалось, что все же стоило проявить настойчивость?
— Да, конечно. Например, в Иордании я, по сути, попала в тупик. Я уже объехала всю Африку, приехала в Иорданию, и мне нужно было каким-то образом оттуда выезжать. И я не могла найти способ, как это сделать. Я буквально стучалась во все двери, настойчиво-настойчиво. Обошла по несколько раз посольства Ирака и Саудовской Аравии — мне нигде не выдавали визу. В Ираке требовали поручительство из посольства России. Я бегом туда, прошу такое письмо, а мне говорят: нет, не дадим, в Ираке опасно, терроризм. Потом я просто собралась и поехала на границу с Саудовской Аравией, потому что мне путешественники сказали, что были случаи, когда прямо на границе давали визы. Но меня даже из Иордании не выпустили — я женщина, за рулем, одна, да еще и с собакой. Я вернулась в Амман и опять пошла по посольствам. В это время открылась граница с Сирией, и я поехала через Сирию.
Еще один такой случай — когда я получала визу Пакистана, находясь в Иране. Пакистан в то время выдавал визы только в стране проживания соискателя, то есть я должна была вернуться в Москву, получить там визу, прилететь обратно в Тегеран и оттуда с визой ехать в Пакистан. Даже не знаю, что мне помогло. Может, то, что я действовала хоть и настойчиво, но мягко. На третий раз пакистанский консул пошел мне навстречу, позвонил в свое Министерство иностранных дел и попросил разрешения выдать мне визу на месте.
Конечно, было бы сложно справиться без помощи друзей и подписчиков, которые поддерживали и морально, и финансово.
— Вам некоторые писали, мол, сначала научись машину водить, чинить. Не было синдрома самозванца?
— Мне было обидно, мне было неприятно. Конечно, иногда обуревало чувство, что я никчемная, ни на что не гожусь. Не сосчитать, сколько слез я наплакала и сколько соплей намотала. Наверное, мне хватило мудрости и зрелости не идти на поводу у хейтерских комментариев, не вестись на эмоциональные крючки. Стоит на них отвлечься, как теряешь фокус, концентрацию, растрачиваешь силы на все, что угодно, только не на свою основную цель.
— Теперь эти слезы — тоже часть воспоминаний о путешествии?
— Безусловно. Моя первая реакция всегда эмоциональная. Другое дело, что период этого эмоционального всплеска с каждым разом короче. Я сначала пожалею себя, а потом, когда проревусь, появляются силы, возможности посмотреть на проблему с другого ракурса. И войти в ресурсное состояние, принимать решения, видеть разные варианты действий.
— Вы встречали негатив именно по отношению к самой затее? «Куда ты едешь, зачем?»
— Конечно. Особенно в первые месяцы путешествия. Мне говорили: «Куда ты едешь, зачем, вернись, а как же дети, а у тебя внучка родилась, а ты на какой-то «пузотерке» едешь». Они появляются волнами: приходят новые подписчики, и почему-то обязательно находятся среди них те, кто лучше меня знает, как мне ехать, где ночевать и так далее. Потом они за мной понаблюдают и успокаиваются. Но приходят новые, и опять волна поучений.
А после февраля 2022 года стали говорить наоборот: «Куда ты возвращаешься, все отсюда уезжают».
— А с сексизмом сталкивались?
— Только в комментариях хейтеров. В дороге мне часто помогали, и многие, вероятно, делали это потому, что видели мою уязвимость. Считать ли это сексизмом?
— Не могу не спросить о положении женщин в разных странах. Вам что-нибудь запомнилось?
— Например, Иран. Мусульманская страна, и там на законодательном уровне отражено, что женщина должна покрывать голову в общественном месте, не имеет права носить облегающую одежду. Должны быть прикрыты бедра. Я, может быть, могу ошибаться в точности формулировок. Я там ходила с покрытой головой, даже если была в пустыне, — не потому, что меня арестуют, а потому, что я уважаю законы той страны, в которую приехала.
В Латинской Америке часто видела, что женщина владеет небольшим ресторанчиком. Если говорить о кафе при заправках, то это чаще семейный бизнес, где женщина принимает участие в управлении.
— Почему вы решили ехать с собакой и насколько это добавляло сложности?
— Как-то само собой получилось. Одновременно в мою жизнь пришли машина и собака. После автошколы я выезжала за город, чтобы практиковаться водить, и не с кем было собаку оставить. Так она и стала ездить со мной. Мне с ней очень комфортно, живая душа рядом, и она себя нормально чувствует в машине. Мы стали с ней путешествовать, все дальше и дальше, самое дальнее путешествие было в Марокко через Европу. Именно тогда у меня и родилось название проекта «С Гретой вокруг света». Я окончательно приняла решение, что готова — и физически выдерживаю, и в вождении поднаторела, и собака себя нормально ведет. Я и не представляла, что поеду без нее.
Сложности это добавило в том смысле, что это дополнительные документы и дополнительные расходы, потому что Грете нужны справки, осмотры, прививки, разрешения на переход границы. Например, в Израиль нас пустили не с первого раза, потому что срок действия документов на Грету подошел к концу. Иногда было так, что оформление разрешительных документов на нее оказывалось дороже, чем виза для меня.
Но те плюсы, которые дает путешествие с собакой, абсолютно перекрывают все сложности.
— Расскажите о ваших расходах в путешествии.
— Многие известные путешественники находят спонсоров и могут рассчитывать на ежемесячный бюджет. У меня такого не было. Меня поддерживали подписчики, друзья, родственники. В месяц у меня могло быть и $2000, и $200. Планирования бюджета как такового не было. Но что интересно, у меня всегда было ровно столько денег, сколько требовалось на настоящий момент. И если планировался дорогостоящий переход через море или океан, могли внезапно прийти «дополнительные» донаты. Я не знаю, как это объяснить.
На самом деле было бы странно, если бы спонсоры согласились меня поддержать, потому что вся эта затея выглядела как несбыточная авантюра — пока я не пересекла экватор в Африке. Вот тогда суммы донатов выросли, появились подписчики, которые начали поддерживать меня на регулярной основе. И хейта стало меньше.
— Насколько кругосветка на машине тяжела физически?
— Тяжело было поначалу. Потом я уже слилась с водительским креслом — особенно когда поняла, что дорога у меня своя и торопиться некуда. Захочу — остановлюсь, захочу — поеду дальше, захочу — задержусь, если место красивое. Физически я не перегружала себя, кроме тех моментов, когда нужно было быстро куда-то добраться. Например, когда я ехала через провинцию Белуджистан в Пакистане. Там опасная территория, я ехала в сопровождении вооруженного конвоя. Однажды пришлось проехать более 800 км, 18 часов почти без остановок (только сходить в туалет, поесть, заправить машину). У меня было такое ощущение, что я вошла в какое-то измененное состояние. Очень сильно физически устала. Но потом позволила себе отдохнуть подольше.
— Если бы вы планировали кругосветку сейчас, вы что-нибудь сделали бы иначе?
— Сложно говорить про то, что я сделала бы иначе. Конечно, сейчас у меня опыта больше. Если бы появилась возможность отправиться второй раз в кругосветку, я бы технически более правильно, скажем так, подготовила маршрут. Увеличила бы проходимость машины, оборудовала бы ее более комфортно. Подумала бы об альтернативных источниках энергии.
А с другой стороны, я уже прошла этот маршрут именно так. Если будет еще одно путешествие, я буду ехать гораздо увереннее, зная, что столько людей меня поддержали.