От «Вестника парижских мод» до «Работницы»: женская пресса в дореволюционной России
В XVIII веке в российском обществе стал формироваться новый тип женщины — «любительницы наук и искусств», проявлявшей интерес к чтению. Иностранные посланники при русском дворе отмечали, что российские женщины кажутся им гораздо образованнее и начитаннее мужчин. Это стало толчком для появления нового типа прессы — специально для женщин. Однако к теме эмансипации она обратилась не сразу.
«Модное ежемесячное издание»
Основателем первого женского журнала в России был журналист и писатель Николай Новиков. Он был уверен, что литература и пресса просвещают, поэтому стремился сделать чтение доступным для всех. Женщины были одной из потенциальных читательских аудиторий. В январе 1779 года Новиков выпустил первый номер женского журнала.
И хотя в журнале в основном публиковались нравоучительные тексты, развлекательные истории и картинки с изображением модных нарядов, важно то, что Николай Новиков еще в конце XVIII века имел смелость выделить интересы именно женщин-читательниц.
Всего вышло 12 номеров «Модного ежемесячного издания». Издатель тщательно отбирал тексты для каждого номера (в частности, в журнале публиковался поэт, драматург и литературный критик Александр Сумароков). Новиков даже хотел публиковать женщин-авторов и приглашал их к сотрудничеству, однако по неизвестным причинам эту идею реализовать не удалось.
«Ваза» и «Вестник парижских мод»
Одним из первых журналов, издаваемых женщинами для женщин, стала «Ваза», которая выходила с 1831 по 1884 год.
Его издательница Елизавета Сафонова посвятила 40 лет жизни издательскому делу. Кроме «Вазы», она выпускала «Журнал новейшего шитья» с 1836 по 1837 год и «Женские работы» с 1873 по 1874 год.
Это были журналы, посвященные «женским» обязанностям и увлечениям. Так, в одном из номеров «Вазы» было рассуждение о мытье полов. Автор утверждал, что то, как женщина моет полы, показывает техническое мастерство хозяйки и даже является символом ее благополучия. «А между тем, что может быть приятнее хорошо натертого пола, который придает комнатам опрятный, веселый вид, увеличивает ваш комфорт, душевное спокойствие, можно сказать, — говорит о вашем довольстве и счастии» — писали в «Вазе».
И хотя в журналах Сафоновой не писали об эмансипации, все же важен сам факт — появилось СМИ, которое разговаривало с читательницей, исходя из того же жизненного опыта, а не извне. Сама Сафонова, судя по всему, была целеустремленной, амбициозной и умела быть настойчивой, когда дело касалось работы. Ее родственник Николай Полевой, издававший «Московский телеграф», жаловался на Елизавету в дневнике: «Лиза лезет с своим журналом».
«Вестник» выходил с 1836 по 1850 год, а потом был переименован в «Магазин мод и рукоделий». Издание включало в себя небольшое письмо от издателя (как сказали бы сегодня, колонку главного редактора) Марины Кошелевской с объяснением того, почему предлагаются те или иные выкройки.
Этот журнал тоже не был посвящен женской эмансипации, однако умение шить для женщины в XIX веке могло стать тем профессиональным навыком, который обеспечивал финансовую независимость.
Виссарион Белинский написал о журнале ядовитый комментарий: «В Москве издается новый журнал, который ни мало не относится ни к литературе, ни к учености, но тем не менее найдет почитателей и ценителей… Мы желаем надеяться, что госпожа издательница, более посвященная в таинства дамского туалета и его требования, нежели господа журналисты, не замедлит составить себе авторитета в будуарах».
Женские колонки в «Современнике» и других изданиях
В 1857 году в журнале «Современник» появилась «Жалоба женщины», подписанная литерой «А». Начинается она с того, что мальчики знают, зачем рождаются, их появление всегда приносит счастье в семьи. С девочками наоборот: они бесцельно живут, их рождение не радует. Неизвестный автор писал, что женщину воспринимают как «красивую вещицу», и просил помочь девушкам перестать быть игрушками. Кто это был — история умалчивает, но жалоба наделала много шума.
В 1858 году в журнале «Экономический указатель» была опубликована статья Марии Вернадской под названием «Женский труд», в которой она писала, что именно труд способен сделать женщину сильной и независимой: «Наши кухарки, няньки, горничные гораздо независимее, чем их барыни». Далее последовали статьи: «Назначение женщины», «Еще о женском труде» и другие. В каждой из них Вернадская утверждала, что девушки вынуждены подчиняться условиям, которые им диктуют мужчины, терпеть от них унижения и насилие.
Еще одна известная русская публицистка, имя которой стоит знать, — Мария Цебрикова. С 1860-х годов она публиковала в журналах («Русский вестник», «Отечественные записки» и других) статьи, в которых поднимала женский вопрос. Например, в статье «Наши бабушки» Цебрикова анализировала образы героинь романа «Война и мир». Называя Наташу Ростову, княжну Марью и княгиню Болконскую «замечательными по глубине, верности психологического анализа и жизненной правде», Цебрикова отмечала, что все они — лишь дополнение к мужчинам, и все, чем они живут, — любовь и семья.
«Алем-и нисван»
В июле 1905 года просветитель и общественный деятель Исмаил Гаспринский получил разрешение на издание женского журнала. Он назвал его «Алем-и нисван», то есть «Женский мир». Главным редактором стал Исмаил Гаспринский, его дочь Шефика Гаспринская значилась его помощником. Это первое в Российской империи издание для женщин-мусульманок.
В каждом номере читательницам давали советы по хозяйству и семейной жизни, публиковали рассказы и новости, отвечали на вопросы. Кроме того, в «Алем-и нисван» рассказывали о выдающихся женщинах и размещали их фотографии.
Помимо «Алем-и нисвана» были другие мусульманские женские издания. Например, с 1911 по 1913 год выходил журнал под названием «Ишыг» — в переводе с азербайджанского «Свет».
«Женский вестник»
По-настоящему феминистский журнал в России начал выходить в 1904 году, его основала врач-гигиенист и будущий лидер Женской прогрессивной партии Мария Покровская. Издание «Женский вестник» выходило до 1917 года.
В обращении редакции говорилось: «В России нет журнала, который занимался бы исключительно обсуждением женского вопроса. А между тем последний, несомненно, существует у нас, как и в других государствах. Русские женщины настойчиво стремятся расширить свое образование, завоевать новые сферы труда. Они начинают тяготиться своим подчиненным положением, своею неравноправностью с мужчинами».
Покровская не хотела, чтобы издание было похожим на традиционную женскую прессу. В «Женском вестнике» не было ярких иллюстраций, отсутствовали рубрики, посвященные домашнему хозяйству, моде и шитью. Редакция отмечала, что сознательно решила не публиковать «никаких приманок в виде мод, рукоделий, кухни и т. п.», и верила, что именно идея издания «должна была быть главной приманкой для женщин».
«Женский вестник» имел большие финансовые проблемы, его было тяжело распространять, но Покровская продолжала издавать его на протяжении 13 лет. «Не раз я готова была прекратить издание вестника, но меня удерживала мысль, что тогда у нас не будет ни одного органа в защиту женских прав», — говорила издательница.
«Работница»
Журнал начал издаваться 8 марта 1914 года по инициативе Владимира Ленина для «защиты интересов женского рабочего движения». «Работница» освещала вопросы социалистического движения, а затем — и социально-бытовые проблемы. В разное время в его создании принимали участие видные представительницы большевистской партии — Надежда Крупская, Инесса Арманд, Александра Коллонтай.
Первый номер вышел тиражом 12 000 экземпляров, однако судьба у издания была непростая. В первый год было опубликовано семь номеров, три из них были конфискованы царской полицией. В итоге «Работницу» было решено закрыть.
Журнал снова начали выпускать в 1917 году, уже тиражом больше 30 000 экземпляров. Он пережил другие женские издания, в том числе «Женский вестник».
«Женщина»
С началом Первой мировой войны роль женщин изменилась. Многие из них стали сестрами милосердия, а некоторые даже пошли воевать. Одним из популярных изданий тех лет стал журнал «Женщина». На обложке первого номера за 1915 год изображена сестра милосердия, которая читает письмо раненому солдату.
В журнале публиковали очерки о жизни женщин, чьи мужья уехали на фронт, о том, как живут женщины в оккупированных городах.