Помощь пенсионерам
«От Ба» — это проект, который помогает российским пенсионерам продавать через интернет (через сайт и соцсети) связанные ими варежки, шапки, ажурные воротнички и другие изделия.
Все началось в 2017 году, когда Дарья Леднева вместе с новорожденной дочкой решила поехать в гости к своей бабушке Тамаре Ивановне в деревню Осиновка в Тамбовской области. У бабушки лежал мешок с вязаными варежками — больше 50 пар. «Она бы точно не продала их в той глухой деревне, где ничего не покупается, а магазин работает раз в неделю», — вспоминает предпринимательница. Тогда Дарья создала аккаунт в Instagram (принадлежат компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), попросила подругу-дизайнера сделать логотип, купила крафтовую бумагу для упаковки и выложила фото варежек: «Я распродала все за один месяц (каждую пару за 450 рублей) и деньги отдала бабушке. К тому же «поставила галочку» для себя, что людям понравилась эта идея «домашних», связанных с любовью варежек».
В 2018 году Леднева узнала, что в ее родном Воронеже есть программа «Мама-предприниматель», где женщинам рассказывают о возможностях заработка в декрете и дают необходимые знания. «Я вообще не занималась предпринимательством (окончила журфак), но когда узнала о программе, то вытащила из мозга идею про эти варежки. Неделю мы учились, и я защитила проект «От Ба».
Чтобы закупить товар, Леднева обратилась к своей же бабушке и попросила ее найти кого-нибудь из соседок (в Тамбовской области все еще живы традиции промысла). На ярмарке в районном центре — городе Рассказово — Дарья познакомилась с другими мастерицами, которые «буквально стояли на морозе, пытаясь кому-то продать свои изделия»: «Я прямо так и говорила, мол, я предпринимательница, помогла своей бабушке, могу и вам помочь. Так появились первые пять мастериц, и бизнес запустился».
«На первых порах рекламой особенно не занималась, понимая, что мы получим поддержку людей, учитывая суть проекта, и вложила порядка 30 000 рублей, вот на все: на фотосессии, закупку варежек, носков, платочков», — вспоминает Леднева. «От Ба» быстро набрал популярность, бабушки (или их родственники) со всей России заинтересовались и начали сами предлагать свои работы. Если в 2018 году Дарья сотрудничала максимум с пятью мастерицами, через три года их было уже около 20–30, а весной 2023 года — больше 100. У «От Ба» сформировался пул мастериц, с которыми проект работает на постоянной основе.
Все мастерицы делают столько изделий, сколько могут и хотят, а «От Ба» выкупает товар по цене, которую они сами называют. Финальная цена изделия формируется из стоимости работы мастерицы, расходов на пряжу и из работы команды (фотосъемка изделий, логистика, упаковка, ведение соцсетей и сайта).
«В процентах по-разному бывает. Основные изделия, перчатки, нам оставляют 30% (цена варежек — 1690 рублей). А после продажи воротничков нам остается не больше 15% (стоимость воротничка — 6000 рублей). Иногда бывает и до 50% маржа доходит. Сейчас в команде работают три человека. Один занимается учетом товаров и логистикой, другой связывается с подрядчиками, бабушками и покупателями. И я справляюсь с большим пулом задач», — говорит Леднева.
Три года бизнес был скорее сезонным, рассчитанным на холодное время года, когда лучше продаются теплые изделия, а летом Дарья порой уходила в минус. Финансовым учетом занялась не сразу, рассказывает она. Долгое время «От Ба» был для нее дополнительным источником дохода. «Я не понимала, сколько я зарабатывала, но видела, что бизнес растет, поэтому не останавливалась. Первый раз учет провела в середине 2021 года — вышло 575 000 рублей оборота за полгода», — вспоминает Дарья. Сейчас оборот составляет 2,2 млн рублей в год. Но основная цель «От Ба» — не финансовые показатели, а поддержка пенсионеров.
«Ненужные сотрудники»
Занятость пожилых людей в РФ — проблема, которой сложно найти решение. Около трети пенсионеров постоянно экономят деньги, чтобы хватало хотя бы на самые необходимые вещи, показал опрос сервисов YouDo и HH.ru в феврале 2023 года. 77% в том же опросе заявили, что имеют или хотят найти работу в дополнение к пенсии, но мешает предвзятое отношение работодателей, небольшое число подходящих вакансий, низкая оплата и неактуальность навыков. Если после выхода на пенсию повезло сохранить работу, то, вероятно, человек столкнется с тем, что его будут «выдавливать» — переводить на более низкую должность (с пониженной зарплатой), склоняя к увольнению.
Предубеждение в отношении пожилых продолжает существовать, несмотря на то, что исследования доказывают — возрастное разнообразие положительно сказывается на финансовых результатах предприятий. К примеру, в Австралии увеличение занятости населения старше 55 лет всего на 5% приносило экономике страны больше 45 млрд австралийских долларов в год.
В сельской местности ситуация хуже, чем в городах. В 2017 году сообщалось, что ежегодно из деревень уезжают до 200 тысяч человек. Чаще всего — молодое поколение, которое (в теории) могло бы создавать новые рабочие места для тех же пенсионеров. Внуки уезжают учиться, люди среднего возраста отправляются на заработки вахтовым методом, а пожилые живут в условиях хуже городских (без теплых туалетов, газификации, интернета и т.д.) и без возможности интеграции в современное общество.
По индексу активного долголетия (ИАД), который указывает на улучшение возможностей пенсионеров в области здоровья, участия в жизни общества и безопасности, Россия в 2018 году располагалась на 29 месте, ниже стран Евросоюза.
Проблема усугубляется тем, что в пожилом возрасте люди часто сами «списывают себя со счетов», переставая уделять внимание не только своему здоровью, но и своим интересам, социальной жизни в целом. Еще одна научная работа из Австралии показала: эйджизм (дискриминация на основе возраста) не так сильно проявляется в культурах, где существуют прочные семейные связи и комьюнити. Вероятно, если уделять внимание взаимодействию между молодым и старшим поколениями, благосостояние и первых, и вторых улучшится.
Новые социальные связи
«Мы рассказываем в соцсетях о бабушках. Теперь у них «внучата» есть по всему миру. Покупательница из Франции прислала письмо с благодарностями нашей бабушке за варежки», — рассказывает Леднева о социализации пожилых. Одни мастерицы относятся к вязанию, как к хобби, для других сотрудничество с проектом — финансовое подспорье. «Эти бабушки самые активные. У них появился дополнительный заработок, новая глава в жизни и эмоции», — говорит предпринимательница. «Принято вот у мастериц из Тамбовской области делать варежки определенным образом — мы не мешаем, а наши партнеры охотно это покупают», — добавляет она.
В 2021 году мастерицы «От Ба» совместно с дизайнерами «LOOM by Rodina» запустили коллекцию вязаных изделий — балаклавы ручной работы продавалась в ЦУМе и попали на страницы глянца. «Я увидела как-то, что в моду вошли балаклавы, и предложила нашим бабушкам сделать такие — они согласились. Аудитории понравилось, и мы попали на разворот журнала Vogue», — вспоминает предпринимательница. Еще одна коллекция была создана совместно с брендом IWIT — это варежки, ажурные воротнички, шапки-ушанки. А в 2022 году игроки футбольного клуба «Зенит» вышли на поле в фирменных сине-белых шарфах от мастериц «От Ба». «С LOOM небольшой коллаб вышел: чуть меньше 100 000 рублей заработали. С «Зенитом» — чуть больше 200 000 получилось», — рассказывает Леднева.
После февраля 2022 года возникли трудности: когда заблокировали Instagram, у маркетплейса «От Ба» упали основные — розничные — продажи. Через некоторое время проект стал развивать другие площадки: «ВКонтакте», Telegram, сайт. Благодаря коллаборациям с большими брендами проект «От Ба» развивается в B2B-сегменте.
«Когда случилось 24 февраля, поднимать тему краудфандинга казалось невозможным», — вспоминает основательница близкого по духу проекта поддержки пенсионеров «ВНУКУНУК» Елена Плавова. «Мы в тот момент собрались с командой поехать по южным деревням России, чтобы показать, как живут пенсионеры в глубинке и мотивировать аудиторию помочь им. Спустя около двух недель аудитория поддержала «ВНУКУНУК», и необходимая для поездки сумма была на руках», — добавляет она.
Социальных предпринимателей, которые сотрудничают с пожилыми, в России не так много — и все они знают друг друга. Например, «От Ба» общаются с проектом Russian Grannies (маркетплейсом товаров и услуг от пожилых) и проектом «Мурмуризм» Тимура Абдулаева (продажа товаров, созданных людьми из социально-уязвимых групп).
«Социальный проект — это win-win. Можно делать классные вещи и одновременно помогать людям из социально уязвимых групп: бабушки получают удовольствие от своей работы, деньги, и общение», — рассказывает Тимур Абдулаев.
«Многие пенсионеры живут в частных домах без газа, греясь дровами. Для них невозможно вложиться в газификацию из своего кармана, потому что вся пенсия может уйти на те самые дрова. К тому же люди из сел много работали физическим трудом, что сказалось на их здоровье: лекарства тоже требуют денег, а нынешние вакансии в деревнях, в основном, связаны с физическим трудом. Из-за заброшенности сел пенсионерам не остается ничего, кроме телевизора, они замыкаются и потухают из-за отсутствия социализации», — говорит Елена Плавова
«Я всегда искала дело и место, где я могу пригодиться, где я могу проявить свои лучшие навыки. Хочется, чтобы такая деятельность происходила на уровне страны, чтобы это помогало связи поколений», — добавляет Дарья Леднева.