К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Эйджизм устарел: как дискриминация по возрасту отражается на экономике

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Активное вовлечение пожилых людей в жизнь общества имеет не только гуманистические, но и положительные экономические последствия. Какие шаги ведут к полноценной интеграции и что этому мешает?

За последние 50 лет доля людей старше 60 лет увеличилась в 1,8 раза, с 5% до 9%. ООН предсказывает, что к 2050 году эта категория составит уже 22% населения планеты. Люди «третьего возраста» занимают все большее место в обществе, при этом они постоянно сталкиваются с дискриминацией — как на работе, так и в бытовом плане. 

Эйджизм — это вид дискриминации, в основе которой лежат стереотипы и предрассудки, связанные с людьми определенной возрастной категории. Как правило, термин «эйджизм» применяется к людям старшего возраста, хотя предвзятое отношение может ощущать на себе и молодежь. 

Самый масштабный опрос, который проводился на сегодняшний день в рамках  6-й волны Всемирного исследования ценностей и затрагивал 83 034 человек в 57 странах, показал, что каждый второй человек придерживается эйджистских взглядов в той или иной степени. Это, в свою очередь, приводит к ухудшению физического и психического здоровья пожилых людей, снижению качества их жизни, социальной изоляции, финансовой незащищенности. По оценкам специалистов, эйджизм является одной из причин депрессии среди людей старшего поколения. 

 

Одной из сфер, в которых люди пенсионного и предпенсионного возраста наиболее часто сталкиваются с дискриминацией, является работа. И хотя в России руководствоваться возрастом как критерием при приеме на работу запрещено законом, согласно опросу SuperJob, до 87% соискателей предпенсионного возраста признают, что найти работу «очень сложно», а 68% отмечают, что их возраст является минусом для работодателя. Рекрутеры отказываются рассматривать их кандидатуры, поскольку считают их менее гибкими в работе, более стереотипными в мышлении, излишне приверженными своему опыту, который мешает обучаться новому.

Все это ведет к тому, что под давлением стереотипов люди старшего поколения сами «списывают себя со счетов», перестают уделять должное внимание собственному здоровью, задвигают свои интересы и увлечения на дальний план и просто «доживают свой век». 

 

При этом целый ряд исследований утверждает, что когнитивные возможности у людей пенсионного возраста почти такие же, как у 20-30-летних :

  • На то, чтобы вникнуть в задачу, у пожилых людей обычно уходит больше времени, зато их опыт помогает находить более успешные стратегии. Причинами медленного решения задач называют большой объем накопленной за жизнь информации, которую необходимо обработать, а не ослабевающие функции мозга.
  • Мозг взрослого человека продолжает формировать новые нейроны. Испанские ученые исследовали мозг людей в возрасте от 43 до 87 лет. Под микроскопом у нейронов можно было обнаружить признаки молодости. 
  • Люди старшего возраста обладают более обширным словарным запасом и лучше понимают глубину значения слов, чем молодые люди. 
  • У пожилых людей улучшаются две ключевые функции мозга: анализ новой информации и концентрация внимания на самом важном. В качестве респондентов выступили участники в возрасте от 58 до 98 лет. 
  • Некоторые люди пенсионного возраста имеют производительность памяти на уровне тех, кто на 20–30 лет моложе. 
  • С возрастом не снижается уровень креативного мышления. Так, в 2021 году отпраздновала столетний юбилей Айрис Апфель, дизайнер и инфлюенсер, одна из самых узнаваемых личностей в мире моды, которая продолжает творить до сих пор. Другой яркий пример — 94-летняя Яёи Кусама, которая признана самой дорогой из ныне живущих художниц.

Все это говорит о том, что люди пожилого возраста могут выполнять рабочие задачи не хуже людей других возрастов. 

Больше, чем гуманизм

Вовлечение пожилых людей в экономику имеет не только гуманистические, но и экономические последствия. В Австралии было проведено исследование, которое показало, что увеличение занятости населения в возрасте 55 лет всего на 5% приносило экономике страны 48 млрд австралийских долларов в год.

 

Компаниям выгодно создавать комфортную среду для работы сотрудников всех возрастов. Предприятия, в которых присутствует социальное, гендерное и возрастное разнообразие, добиваются лучших финансовых результатов. Так, в США обнаружена линейная зависимость между разнообразием в штате компании и более высокими финансовыми показателями: 10%-ный рост разнообразия в высшем руководстве приводит к увеличению прибыли до вычета налогов на 0,8%. 

Присутствие в штате сотрудников разного возраста повышает мотивацию как старших, так и молодых коллег и увеличивает их намерение остаться в организации.

В лаборатории Open Sustainability Technology Lab в Мичиганском технологическом университете был разработан первый недорогой металлический 3D-принтер с открытым исходным кодом. Бывший директор Джошуа Пирс связывает успех команды с готовностью участников учиться у представителей других поколений. Для разработки нового продукта им требовались технические навыки преподавателей поколения X, программное обеспечение, разработанное аспирантами-миллениалами, и находчивость исследователей-бумеров.

Встраивая людей старшего поколения в корпоративную жизнь, важно ориентироваться на их потребности. Часто с возрастом на смену стремлению к карьерному росту приходит желание делиться накопленным опытом. Для таких сотрудников на первое место выходит неденежная мотивация. Согласно опросу HeadHunter, половина людей, ищущих работу после выхода на пенсию, указала в качестве мотивации к поиску нематериальные причины, такие как любовь к своей работе, удовольствие от любимого дела (22%), желание сохранять свою продуктивность, гибкость ума (8%), желание чувствовать свою значимость, нужность другим людям (8%). Компании могут поддерживать сотрудников и давать возможность реализовывать свой потенциал в рамках менторинговых, коучинговых или других программ. 

Хорошая идея — в рамках развития старших сотрудников делать акцент на тех компетенциях, которые не может развить молодой специалист в силу того, что их формирование связано с продолжительным опытом. Такие навыки, как выстраивание отношений, управление проектами, разработка стратегии, требуют времени и личного жизненного опыта. 

 

При этом важно, чтобы проблема эйджизма решалась с обеих сторон: общество предоставляло бы более комфортные условия для людей старшего поколения и воспринимало как норму их активную жизненную позицию, а представители старшего поколения были готовы развиваться в современном мире, получать образование, следить за тенденциями в своих профессиональных областях. Согласно отчету Международного экономического форума, к 2025 году 40% трудящихся будут вынуждены приобрести новые навыки, чтобы сохранить свое рабочее место.

Встроить в общество

С одной стороны, общество требует от людей старшего возраста работать наравне с молодежью, а с другой — не относится к старшим как к равноправным своим членам. Выстраивание новых романтических отношений, интимная жизнь, карьерные амбиции считаются прерогативой представителей молодого или максимум среднего возраста. До сих пор многие придерживаются стереотипного мнения, что яркая одежда или открытые участки тела пожилых людей — это что-то неприличное. Особенно сильно это отражается на женщинах. 

Старение становится процессом, который принято скрывать: закрашивать седину, пользоваться антивозрастными средствами по уходу за кожей, делать хирургические операции по омоложению ради сохранения внешних признаков молодости.

Развитие медицины дает возможность продлить состояние физического здоровья, но многие процессы, например беременность и роды, остаются в умах не для людей зрелого возраста. И пусть современные исследования говорят, что беременность после 50 не подвергает рискам мать и ребенка, хоть и требует повышенного контроля врачей, люди, решившиеся завести детей в этом возрасте, часто сталкиваются с осуждением в обществе.

 

Интересен опыт других государств, в которых проблема эйджизма не стоит так остро. Европейской комиссией и Всемирной организацией здравоохранения реализуется концепция активного старения (Active Ageing), которая закреплена как национальная стратегия во многих государствах Европы. Она подразумевает содействие трудоустроенности пожилого населения, создание условий для активного образа жизни и поощрение активной социальной позиции в обществе.

Исследование, проводившееся в Австралии и охватившее разные культурные группы, показывает, что эйджизм смягчается в культурах, где существуют прочные семейные связи и комьюнити, а взаимодействие между поколениями является одним из лучших способов противодействия этому явлению. 

Исследование Мичиганского государственного университета демонстрирует, что в странах, которые, как правило, сосредоточены на групповой сплоченности и гармонии, таких как Япония, Китай, Корея, Индия и Бразилия, было выявлено меньше предвзятого отношения к пожилым людям, чем в таких странах, как, например, Германия и США, где более развит индивидуализм. 

«Пожилые люди — одна из немногих стигматизированных групп, частью которой мы все когда-нибудь станем. Мне всегда казалось интересным, что мы так плохо относимся к группе людей, которой нам суждено когда-нибудь стать», — говорит Уильям Чопик, доцент психологии Мичиганского государственного университета, автор исследований, посвященных эйджизму.

 

Люди, которые относятся к своему возрасту в положительном ключе, живут в среднем на 7,5 года дольше. Важно создать такое отношение к старению, при котором представители старшего поколения будут чувствовать себя комфортно и смогут ощутить себя полноправными членами общества.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+