К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Возмущенные женщины исследуют мир: кто создал первый в истории клуб путешественниц

Альпинистки викторианской эпохи (Фото Wikipedia)
Альпинистки викторианской эпохи (Фото Wikipedia)
Герои книг и фильмов об опасных путешествиях — чаще всего мужчины. Однако в истории географических открытий и исследований есть и женщины, которые отправлялись на поиски приключений и боролись со стереотипами, добиваясь справедливого признания

Как в шпионском кино

В 1915 году 36-летняя Маргерит Харрисон потеряла мужа, оставшись без дохода с 13-летним сыном Томом. Бывшая светская львица превратила свой большой дом на Чарльз-стрит в Балтиморе в пансион. Однако вскоре стало ясно, что доход от приема постояльцев не покрывал счета, и необходимо было искать дополнительный заработок.

По рекомендательному письму своего деверя она устроилась в газету Baltimore Sun. В свой первый день Маргерит не могла поднять крышку офисного стола, чтобы достать пишущую машинку. Но время шло, она быстро училась и уже вскоре начала вести свою колонку, зарабатывая $30 (эквивалентны $700 в 2023 году) в неделю.

В 1917 году после вступления США в Первую мировую войну, Харрисон писала об участии женщин в боевых действиях — брать интервью у них ей позволяло знание иностранных языков (немецким и французским она владела свободно, хорошо знала итальянский, немного испанский).

 

Постепенно мысли Харрисон захватила идея стать шпионкой. В 1918 году она написала директору отдела военной разведки Мальборо Черчиллю: «Работа в качестве специального иностранного агента — это единственное занятие, которое оправдывает мой отказ от моего нынешнего трудоустройства, и я верю, что моя квалификация и подготовка позволят мне принести реальную пользу». Через несколько месяцев она уже плыла в Бордо, а затем на поезде ехала в Париж, чтобы работать корреспондентом American Associated Press, параллельно собирая информацию «о политических и экономических вопросах, которые могут представлять интерес для делегации Соединенных Штатов на предстоящей мирной конференции в Версале». Затем она отправилась в Москву — США хотели понять, насколько жизнеспособен большевистский режим, и выяснить, сколько американцев находится в советских тюрьмах. 

Попасть в Россию было сложным делом — большевики перестали впускать большинство западных журналистов в страну. Харрисон провела два месяца в Польше и только в начале февраля 1920 года пересекла границу. Министерство иностранных дел разрешило ей провести в Москве две недели. Она присутствовала на выступлении В. Ленина, взяла короткое интервью у Льва Троцкого, познакомилась с Александрой Коллонтай и побывала на концерте Федора Шаляпина. 

 
Маргарита Харрисон на польской границе готовится к въезду в Россию. (Фото Baltimore Sun)

А потом ее задержали на улице и доставили к начальнику Иностранного отдела ВЧК Соломону Могилевскому. «Мы наблюдаем за вами уже некоторое время, гражданка Харрисон, — сказал он на безупречном французском языке. — Мы полностью осознаем характер вашей миссии». И предложил сотрудничество. 

Харрисон решила тянуть время. Родственникам и военному атташе США она отправила сообщение, что «попала в ловушку, как крыса». Контакты с друзьями ограничила. Продолжала помогать британским и американским заключенным — носила им передачи, приобретая их на  средства Красного креста и свои собственные.

Ее арестовали 24 октября 1920 года. Сначала Харрисон сидела в одиночестве, затем шесть месяцев делила камеру с 14 женщинами. С каждым днем состояние Маргерит ухудшалось, она заболела туберкулезом. На родине ее имя часто всплывало в новостях, однако отсутствие дипломатических отношений между США и большевистской Россией связывало руки Государственному департаменту. 

 

Освободить ее помог сенатор от штата Мэриленд Джозеф Франс. Об этом сохранилось письмо Владимира Ленина наркому иностранных дел Георгию Чичерину: «Только что кончил беседу с сенатором Франсом. Принес мне свою резолюцию, вне­сенную им в сенат еще в 1920 г., ЗА Советскую Россию. <...> Еще-де, между прочим, одно маленькое дело. У нас сидит (она) Харрисон за шпион­ство. Он думает, что она виновата, она действительно шпионила. Он верит, что ее пы­тают у нас и т.п. Но он сенатор от штата Мериленд. <...> Вдруг она умрет — все скажут: убили в России «нашу Харрисон». Он не просит освободить ее: он просит подумать, нельзя ли что сделать. Я обещал ему дать ответ в понедельник (во вторник он хочет уехать) через т. Чиче­рина…»

Вернувшись домой, Харрисон занялась написанием статей и чтением лекций. Но в июне 1922 года страсть к неизведанному подтолкнула ее к поездке в Японию с журналистским заданием от Cosmopolitan. Она окунулась в круговорот встреч, интервью и приемов, продолжая работать на разведку. 

Маргерит Гаррисон разделяет трапезу с группой мужчин племени бахтиаров, 1924 год. (Фото DR)

Харрисон скучала по России и отправилась исследовать Сибирь, которая еще не находилась под контролем большевиков. Из Пекина она хотела добраться до Читы через Ургу (теперь — Улан-Батор). Монголия поразила ее необъятной пустыней Гоби. Но в поезде, который шел из Верхнеудинска (Улан-Удэ) в Читу, Маргерит узнала, что Дальневосточная республика захвачена большевиками. Ее снова арестовали и после четырех дней в читинской тюрьме отправили в Москву. Харрисон опять очутилась на Лубянке. 

После десяти недель ее ждал суд, однако она снова оказалась на свободе. Почему — точно неизвестно: то ли вступился Уильям Хэскилл (он выступал за дипломатическое признание Советской России и занимался вывозом музейных ценностей в США), то ли похлопотал Джордж Джексон, балтиморский экспортер зерна (Россия покупала зерно из-за голода, который начался из-за неурожая, Гражданской войны и продразверстки). Маргерит задержалась в России до последнего момента и пересекла латвийскую границу за 15 минут до истечения срока действия разрешения на выезд.

Среди тех, кому Харрисон носила передачи в Москве, был авиатор, военный, продюсер, сценарист и оператор Мериан Купер, позже прославившийся как один из режиссеров фильма «Кинг-Конг» 1933 года. Купер  заразил Маргерит любовью к кино. Вместе с Купером и его компаньоном Эрнестом Шодсаком (позже он тоже будет работать над «Кинг-Конгом») Харрисон отправилась в Иран снимать документальный фильм «Трава: Битва народа за выживание» о странствиях кочевого племени бахтиари. Съемочная группа сопровождала 50 000 кочевников-бахтиаров в семинедельном походе, пока племя гнало свой скот — полмиллиона коров, лошадей, коз и овец — на зимние пастбища. Этот фильм стал вторым этнографическим фильмом страны. Все это время Харрисон продолжала собирать сведения для американской разведки.

 

Клуб возмущенных женщин

После премьеры фильма в марте 1925 года, Маргерит (по примеру Купера и Шодсака) решила вступить в Клуб первооткрывателей. Однако получила отказ — Клуб не принимал женщин вплоть до 1981 года.  Общественность не интересовали ее этнографические заметки, репортеры жаждали узнать, влюбилась ли она в шейха или имела связь с большевиком. Маргерит решила открыть собственный клуб для женщин. Ее соратницами стали Блэр Найлз, Гертруда Эмерсон Сен и Гертруда Шелби.

Блэр Найлз (Фото Wikipedia)

Натуралистка и писательница Блэр Найлз была первой женщиной, посетившей исправительную колонию острова Дьявола во Французской Гвиане. В своем бестселлере «Приговорен к острову Дьявола: биография неизвестного преступника», который позже был экранизирован, она рассказала о жизни заключенного по имени Рене Бельбенуа. Ее книга, как считается, привлекла внимание общественности к тюрьме, что в конечном итоге привело к ее закрытию. 

Она путешествовала вместе с мужем — орнитологом и морским биологом Уильямом Бибом. По заданию зоопарка Бронкса они искали место для тропической станции в Южной Америке и изучали фазанов в Юго-Восточной Азии. Найлз писала статьи вместе с Бибом, но после развода ее имя было изъято из совместных публикаций. О болезненном разводе писали газеты — The New York Times посвятила ему передовицу под заголовком «Натуралист был жесток». 

Гертруда Эмерсон (Фото Wikipedia)

За спиной 34-летней Гертруды Эмерсон Сен, редактора тематического журнала Asia, была работа учительницей английского в Японии и кругосветное путешествие с фотографом-авиатором Дональдом Томпсоном и его женой Дороти. В 1922 году Гертруды взяла интервью у Махатмы Ганди — прямо у мечети Бадшахи в Лахоре, где Ганди выступал перед толпой. Ганди был «маленькой, почти истощенной фигурой, — писала она в The New York Times , — с непокрытой головой и ногами, закутанный в невзрачную шаль, какую раньше носил Линкольн». 

 

Экономгеограф Гертруда Шелби успела пожить одна в маленькой деревне на «диком» побережье Южной Америки — в регионе Суринам. Она  изучала фольклор коренных жителей и писала художественные произведения, в которых разоблачала расистские стереотипы.

Именно у нее в квартире зимой 1925 года и состоялась «встреча возмущения», на которой четыре путешественницы решили организовать Общество женщин-географов. В состав нового общества планировалось включить «только женщин, которые действительно что-то сделали». Первое приглашение Харрисон отправила Гарриет Чалмерс Адамс, которая согласилась стать президентом организации.

«Женщины не приспособлены к тому, чтобы быть исследователями»

«Нет причин, по которым женщина не может идти туда, куда идет мужчина, и дальше, — говорила Адамс. — Если женщина любит путешествовать, если она любит странное, таинственное и неизведанное, нет ничего, что сможет удержать ее дома...»

Гарриет с раннего детства путешествовала верхом по Сьерра-Неваде со своим отцом. В возрасте 11 лет она проплыла 457 м. Когда ей было 24 года, Чалмерс вышла замуж за писателя и публициста Франклина Пирса Адамса, а через несколько лет они уехали в Латинскую Америку, где преодолели около 65 000 км верхом, на каноэ, пешком и на поезде.

 

Чалмерс Адамс поставила перед собой задачу повторить путь Христофора Колумба из Европы в Америку. Во время Первой мировой войны Адамс была единственной женщиной-военным корреспондентом журнала Harper's Magazine в Европе. Она была первой женщиной, посетившей и запечатлевшей батальные сцены, посещала больницы и заводы по производству боеприпасов, где женщины заменяли мужчин. 

Первый президент Женского географического общества Гарриет Чалмерс Адамс в пустыне Гоби. (Фото Wikipedia)

Гарриет Чалмерс писала статьи для журнала National Geographic, иллюстрируя их собственными фотоснимками. Она стала первой женщиной, совершившей путешествие по суше от Амазонки до Французской Гвианы, и первой женщиной, поднявшейся на вулкан Мисти в Перу. 

Получив прозвище «мисс Марко Поло из Америки», она была принята в британское Королевское географическое общество в 1913 году, но в нью-йоркский Клуб первооткрывателей ее не пустили, потому что она была женщиной. Гарриет навсегда запомнила слова президента клуба Роя Чепмена Эндрюса, который сказал: «Женщины не приспособлены к тому, чтобы быть исследователями». Когда Общество женщин-географов организовало свой первый ужин в феврале 1932 года в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке, Рой Чепмен Эндрюс был среди приглашенных, однако проигнорировал мероприятие. 

Общество учредило медаль, которую вручает раз в три года за выдающиеся достижения, и первой ее получила Амелия Эрхарт, которая не только установила несколько рекордов Гиннеса, но и стала в 1932 году первой женщиной, совершившей одиночный перелет через Атлантику.

 

«Общество женщин-географов» объединило самых знаменитых исследовательниц, среди которых были альпинистка Энни Смит Пек, историк Мэри Риттер Берд, антрополог Маргарет Мид, фотограф Маргарет Бурк-Уайт, писательница Грейс Галлатин Сетон-Томпсон, первая леди Элеонора Рузвельт и астронавт Кэтрин Салливан.

Сегодня в Обществе состоят более чем 500 человек из США и еще 28 стран. Созданное для поддержки женщин, «Общество женщин-географов» и сегодня выполняет свою главную цель посредством стипендий и премий. Например, стипендия имени Эвелин Л. Прюитт (она была географом-исследователем, стипендия открыта в соответствии с ее завещанием) предлагает $12 000 женщинам, пишущим докторские диссертации по географии и смежным дисциплинам в университетах США и Канады. В правилах отдельно оговаривается, что стипендия покрывает в том числе и расходы на уход за ребенком стипендиатки — что важно, учитывая, как часто женщины приостанавливают научную карьеру после рождения детей. 

Золотая медаль тоже по-прежнему вручается — в 2022 году ее получила Мехтильда Рёсслер, директор Центра всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+