Как музыкальный плейлист помог основательнице Overwater Ventures привлечь $20 млн
Перед встречами с потенциальными инвесторами Кристина Симмонс отправляет им необычный подготовительный документ: плейлист на Spotify. Он длится один час и две минуты и состоит из 17 композиций. Его открывает трек Surfin' Kid Cudi, за которым следуют хиты Кэти Перри, Бейонсе и Элли Голдинг, а завершается все кавером Джека Джонсона на песню Джона Леннона Imagine.
Симмонс составила этот плейлист в апреле 2021 года, когда ушла из известной венчурной компании Khosla Ventures, чтобы начать самостоятельную деятельность. После основания Overwater Ventures она отправляет его каждому потенциальному инвестору в качестве саундтрека к своим тезисам (все эти тезисы так или иначе затрагивают темы здоровья и сохранения планеты).
«Несколько инвесторов написали мне, что они еще никогда не получали плейлисты на Spotify от венчурных компаний, — говорит Симмонс в интервью Forbes. — Моя индивидуальность — это мой стиль жизни: я всегда действую быстро, сразу же принимаю меры. Я все стараюсь делать иначе».
Такой подход помог 35-летней Симмонс недавно собрать первый фонд финансирования компаний на ранней стадии с капиталом $20 млн. На сегодняшний день он осуществил 10 инвестиций размером от $500 000 до $2 млн.
А еще он объясняет, почему Симмонс, которая на протяжении своей карьеры чередовала инвестиционную и операционную деятельность, не сдалась, несмотря на страшный медицинский диагноз (сейчас с ней все в порядке).
Симмонс, уроженка Мичигана и выпускница Мичиганского университета, сделала первый шаг к успеху, получив работу в ретейлере спортивной одежды Lululemon. Она отправила в компанию презентацию, объясняющую, почему им следует запустить бизнес в сфере электронной коммерции, однако получила отказ. В 2008 году Симмонс прилетела в Ванкувер и добилась встречи с генеральным директором Lululemon, которого тогда интересовало открытие исключительно оффлайновых магазинов. Получив работу, она занималась развитием социальных сетей компании, маркетингом и продвижением цифровых инициатив. В итоге Симмонс возглавила группу разработки новой продукции Lululemon. В 2013 году она ушла из компании, переехала в район залива Сан-Франциско и стала инвестором Andreessen Horowitz.
Но уже в следующем году на горизонте появился новый нашумевший стартап с крупным венчурным финансированием: злополучный производитель соковыжималок Juicero, который теперь печально известен высокими ценами за простой, по сути, продукт. Симмонс заняла должность руководителя отдела маркетинга и развития бизнеса компании. Она проработала в Juicero почти три года, прежде чем бренд прекратил свое существование в 2017 году. «Я поняла, что если не рискнешь, то не получишь отдачи. Это был удивительный опыт», — делится Симмонс. «Теперь я могу с уверенностью сказать своим предпринимателям, что не стоит привлекать $100 млн до получения дохода. Я настоятельно советую не совершать подобного», — шутит она.
Будучи руководительницей бэк-офиса Khosla Ventures миллиардера Винода Хослы (соучредителя Sun Microsystems и венчурного капиталиста), Симмонс более трех лет занималась инвестированием в новые компании, отвечала за взаимодействие с выпускниками бизнес-инкубатора Y Combinator и училась непосредственно у самого Хослы. Одной из компаний, с которой она тесно сотрудничала, была испанская Overture Life, которая автоматизирует лабораторные процессы в области эмбриологии, связанные с экстракорпоральным оплодотворением, заморозкой яйцеклеток и т. п.
К 2021 году Симмонс увидела предпосылки для появления небольшой инвестиционной компании с опытом взаимодействия с потребителями, которые помогут основателям вывести продукцию на более широкий рынок. Коллеги по отрасли также убеждали ее использовать это ноу-хау для запуска собственного фонда. Видя, как другие пытаются найти идеальных партнеров, она решила, что у ее фонда будет один генеральный партнер. Название Overwater («Над водой». — Forbes Woman) появилось после обсуждения за ужином вопроса о том, как сделать так, чтобы предприниматели не оказались «на дне».
Однако на этапе запуска, летом 2021 года, Симмонс накрыла волна личных проблем. Ее постоянно спрашивали, что будет с фондом, если у нее возникнут проблемы со здоровьем («Что случится, если вас собьет автобус?»). Симмонс, ведущая здоровый образ жизни, решила сделать МРТ всего тела, чтобы доказать, что поводов для волнений нет. И получила шокирующий результат: поражение головного мозга. Один из врачей предположил, что жить ей осталось от девяти месяцев до двух лет. Симмонс написала всем нейрохирургам из списка контактов в LinkedIn и за два дня связалась с пятью специалистами.
Не зная точного диагноза, Симмонс должна была задуматься о своем будущем в Overwater. Месяц спустя ее прогноз выглядел обнадеживающим: она решила, что, сотрудничая с компаниями в сфере здравоохранения, сможет изменить мир к лучшему за то время, которое у нее осталось. Поэтому Симмонс продолжила собирать фонд.
Спустя почти год, когда она была беременна, врачи пришли к выводу, что аномалия мозга доброкачественная. «Жизнь слишком коротка, поэтому нужно просто делать то, что хочешь, — говорит Симмонс по Zoom. — Именно поэтому за один год я одновременно создала фонд, вышла замуж и родила ребенка».
Сегодня здоровье головного мозга, фертильность и охрана здоровья семьи — направления деятельности Симмонс в Overwater. Она также занимается развитием цифрового здравоохранения и поддерживает предприятия, ориентированные на защиту окружающей среды. Инвестируя на стадиях от pre-seed до seed-plus (продленный seed-раунд), Overwater стремится получить долю от 5% до 15%. У первого собранного Симмонс фонда еще есть пространство для инвестиций.
В число портфельных компаний Overwater сегодня входит, например, Overture, с которой Симмонс сотрудничала еще в Khosla Ventures, — недавно на свет появился первый ребенок, зачатый с помощью технологий компании. Или возглавляемый женщиной биотехнологический стартап Gameto — он пытается обратить вспять менопаузу и только что подписал лицензионное соглашение на использование гарвардской технологии выращивания «живых, полностью человеческих клеточных структур яичников» для исследовательских целей. Или Overstory, которая сканирует лесные угодья с использованием искусственного интеллекта, чтобы помочь предотвратить лесные пожары.
Джефф Ноббс, генеральный директор стартапа Zero Acre Farms (производит культивированное, не растительное масло для приготовления пищи), признается, что Симмонс стала для него специалистом в области маркетинга. Он обращался к ней по всем вопросам — от разработки высокоуровневой стратегии до оценки резюме. «Она очень энергичный человек, который никогда не унывает по пустякам. Она всегда полна энтузиазма, ищет новые решения, постоянно анализирует, как именно ей нужно поддержать тот или иной проект. Она лучше, чем кто-либо другой понимает те эмоциональные горки, через которые все мы проходим, пытаясь основать и управлять компанией», — добавляет Виджит Сабнис, бывший коллега Симмонс по Khosla Ventures. Сейчас он работает над новым биотехнологическим стартапом, который поддержала Симмонс.
Симмонс — единственный инвестиционный партнер в Overwater, но она не действует в одиночку. Чтобы создать Overwater, она заручилась помощью знакомых ей руководителей стартапов и технологических компаний (или обратилась к ним через LinkedIn) для формирования виртуальных инвестиционных комитетов по сделкам. Симмонс также проводит ежемесячные сессии On The Dock («На причале») для основателей, на которых они обсуждают проблемы с другими экспертами.
Крах Silicon Valley Bank, поддерживающего экосистему стартапов, повлек за собой не только волны увольнений, но и сокращение финансирования стартапов, венчурных фирм и новых фондов. В таких условиях привлечение средств в Overwater было непростой задачей для Симмонс. «Я словно играла во Frogger (видеоигра, цель которой — помочь лягушке перейти дорогу. — Forbes Woman): мне нужно было перейти 2000 дорог, в то время как все машины пытались меня сбить», — пожаловалась она.
Конечно, привлечение средств — это только первый этап для инвестора: хотя некоторые из компаний, поддерживаемых Симмонс, продемонстрировали положительную динамику, ей еще предстоит добиться успеха и доказать, что она может обеспечить финансовую отдачу. Но благодаря плейлисту в Spotify она уверена в своих шансах: «Легкий путь — не всегда верный».
Перевод Ксении Лычагиной