К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как компания Boto помогает обучать сотрудников и открывать футбольные секции

Юлия Баринова (Фото DR)
Юлия Баринова (Фото DR)
Юлия Баринова попала в шорт-лист премии Forbes Woman Mercury Awards 2022-2023 со стартапом Boto, который помогает большим компаниям обучать и адаптировать новых сотрудников. В 2022 году по заказу Российского футбольного союза ее команда создала образовательный курс для учителей физкультуры — результатом стали спортивные секции для девочек, открывшиеся по всей стране. Forbes Woman поговорил с Юлией о том, как превратить скучный онбординг в переписку в мессенджере и каково это — развивать женский футбол после 24 февраля 2022 года

В августе 2022-го, перед стартом учебного года, Российский футбольный союз объявил о запуске курсов для школьных учителей физкультуры — по организации секций футбола для девочек-подростков. Образовательный проект называется «Мы в игре. Школа». Курс разделен на несколько блоков и рассказывает о разных аспектах работы тренера — от общения с родителями спортсменок до правил поведения на тренировках и формирования командного духа. Обо всем этом преподавателям рассказывает Алексей Анатольевич — виртуальный «физрук», по сути же — чат-бот, доступный в нескольких популярных мессенджерах. Технической разработкой курса занимался сервис обучения сотрудников Boto, основанный Юлией Бариновой.

Обучение в чате

Первое время после выпуска с психологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Юлия работала школьным психологом, а затем, как она говорит, «волею судеб» начала строить карьеру в бизнесе. «Сначала я работала в рекламном агентстве, постепенно стала расти как руководитель отдела продаж и все больше погружаться в корпоративный мир, — рассказывает Баринова. — Когда в 2014-2015 годах я дошла до позиций в топ-менеджменте, то стала понимать, что начинаю уставать от этой индустрии. Мне нравилось что-то создавать, делать крутые проекты, у меня была своя команда — 40 человек или даже больше, но в корпоративной среде с собственными идеями не развернуться».

Сначала Юлия пошла в консалтинг: имея экспертизу в работе с клиентами, помогала организовывать В2В-продажи проектам, среди которых были мобильная клиника Doc+ и издательство «МИФ». Следующим этапом стало выстраивание гибких продаж (метод agile sales, который заимствует принципы управления из IT) в крупных компаниях, например «Северстали». «Изначально это был просто консалтинг и партнерство с другими консалтинговыми компаниями, обмен экспертизой, — вспоминает Баринова. — Со временем наша работа все чаще стала касаться образовательных проектов в корпоративном обучении». С этой перемены и начался Boto, запущенный в 2021 году. 

 

Первое время команда Бариновой создавала курсы в привычном формате, это были лекции и презентации, которые компании (например, VK и «Яндекс») использовали для обучения новых сотрудников. Позднее фокус сместился в сторону микрообучения через чат-боты.

«Рынок микрообучения в России сейчас развит слабо, но он развивается очень активно, это безусловный тренд, — рассказывает Роман Мандрик, сооснователь платформы корпоративного обучения Skill Cup. — Формат обречен на популярность в ближайшем будущем, ведь он позволяет обучаться, не отвлекаясь от повседневных задач. Важный нюанс: для многих людей трудового возраста сейчас характерно клиповое мышление, а микрообучение позволяет эффективно обучать таких людей». Мандрик подчеркивает: сегодня микрообучение больше всего востребовано в сферах, где есть высокая ротация сотрудников — это курьеры, продавцы, сотрудники производства. Иными словами, те сферы, где все время нужно вводить в курс дела новых людей, микрообучение становится все более незаменимым.

 

По словам Бариновой, основная аудитория проекта — линейные сотрудники крупных компаний, в том числе «Мегафона», Альфа-банка. Общаясь с ботом, они быстро обучаются работе на кассе или в зале, общению с клиентами и т. д., а работодатели могут отслеживать их прогресс в обучении. Нет ни расписания «уроков», ни жестких правил — весь образовательный процесс умещается в смартфоне, а переписку с ботом можно начать и завершить в любое удобное для пользователя время. Кроме того, бот берет на себя часть задач эйчара, например объясняет сотрудникам, какие услуги можно получить по ДМС или как оформить отпуск. 

По выбору заказчика бот можно запустить в Telegram, Slack, WhatsApp или Facebook Messenger (последние два принадлежат компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России). «Благодаря такому решению люди не покидают привычные приложения и могут обучаться там, где они осуществляют свои ежедневные коммуникации, — комментирует Роман Мандрик. — Так можно автоматизировать процесс адаптации персонала: обучать рабочим операциям и, например, знанию ассортимента. Это снимает большую нагрузку с HR и тех, кто занимается обучением и должен проводить личный инструктаж». По его словам, для коммуникации бизнес-сообщества больше подходит Telegram, а для общения компаний и клиентов — мессенджер «ВКонтакте». «Для российских разработчиков сейчас закрыт WhatsApp, и выбор чаще всего приходится на Telegram. Но WhatsApp и раньше был гораздо менее удобен, он не очень подходит для создания ботов. Поэтому на данный момент главная платформа для ботов на российском рынке это Telegram. Как ни странно, «ВКонтакте»  тоже позволяет делать хорошие боты, но у этих площадок, конечно, свои, как правило, разные аудитории», — рассказывает Мандрик. 

Разработка и ценообразование

Чтобы запускать ботов в разных мессенджерах, Boto разработали собственную платформу. «Мы без сложных схем, в которых люди обычно не могут разобраться, сделали так, чтобы любой автор мог написать бота, — рассказывает Баринова. — Плюс и в методической работе мы выработали свой подход, как обучать сотрудников и делать это так, чтобы люди доходили до конца, чтобы обучение шло небольшими кусочками, но очень вовлекающе, в формате игры, чтобы каждый раз человек узнавал что-то новое и шел до конца».

 

Информация, которая нужна сотруднику, только пришедшему в компанию, упаковывается в разные форматы — карточки, чек-листы, аудио, видео, гифки, квизы, симуляторы (например, по общению с клиентом). Оценить прогресс позволяют peer-to-peer-оценки (когда сотрудники оценивают друг друга) и начисления баллов (так прогресс видит руководитель). Бот общается не только с новичком, но и с его наставником и начальством, рассказывая им, как дела у нового сотрудника, и подсказывая, чем и как ему можно помочь.

По словам Юлии Бариновой, каких-то серьезных неудач в программах обучения у Boto пока не случалось, но периодически возникают технические сложности, связанные с работой мессенджеров: «Иногда при запуске приходилось часами разруливать технические проблемы, чтобы у людей все заработало. Проблемы могут быть, они связаны либо с работой самого мессенджера, либо с нашей работой, но мы все быстро устраняем».

С запуском Boto Юлии помогала ее команда: Алексей Мастеров, ранее работавший в Google, создал платформу для чат-ботов, Ляйсан Замалетдинова занялась развитием бизнеса и привлечением клиентов, а Анна Бегиашвили взяла на себя разработку проектов. Всего же в Boto, не считая фрилансеров, 15 сотрудников. «Нам важны команда и наши ценности. Мы не берем всех подряд. Мы заинтересованы в том, чтобы у нас была креативная, свободная команда, у участников которой совпадают взгляды — политические, социальные и не только. Мы можем быть из разных стран, говорить на разных языках, быть разного гендера, но главное, чтобы мы поддерживали ценности друг друга», — рассказывает Юлия. 

Ляйсан Замалетдинова на Forbes Woman Mercury Awards (Фото DR)

Одними из первых клиентов стали «Ростелеком» и «М.Видео» — для них Boto создали платформы для онбординга, которые позволяли обучать сотрудников в интерактивном формате в любых мессенджерах. Этих и других клиентов удалось найти через сарафанное радио: кого-то Юлия консультировала ранее, а они, попробовав Boto, рекомендовали сервис знакомым.

Ценообразование складывается из двух частей: первая — контентная разработка, которая создается под каждого клиента, вторая — ежемесячная подписка на чат-бот. 

 

Сейчас у Boto 50 корпоративных подписчиков, а количество отдельных пользователей Баринова оценивает в 70 000 человек — «это постоянный поток, поэтому точные цифры назвать трудно». В 2022 году выручка Boto достигла $550 000, проект вышел на полную окупаемость.

Разработка стоит 300 000–500 000 рублей. «У нас отточенный процесс создания контента для чат-бота. Писать сценарии для него — отдельный вид искусства, поэтому с этим у нас работает отдельная редакция, которая занимается UX-дизайном, кнопками, анализом поведения пользователей», — говорит Юлия.

В будущем, отмечает она, в разработке чат-ботов возможно применение и искусственного интеллекта: «С приходом ChatGPT, который мы активно интегрируем в свое решение, наш проект уже не столько об автоматизации обучении — это вообще про другой способ общения, в котором контент помогут создавать сами чат-боты». 

Новые рынки и новая аудитория

«После 24 февраля 2022 года мы, как и весь бизнес, полагали, что все схлопнется, но этого не произошло, — вспоминает Юлия. — Я эмигрировала, часть наших сотрудников тоже, но кто-то остался в России — команда у нас молодая, и есть те, кто еще учится в российских вузах. Было трудно эмоционально, но мы продолжили работу». 

 

Boto планирует развиваться не только в России, но и в Центральной Азии, например в Казахстане и Узбекистане. Клиенты там уже есть. «В Узбекистане и Казахстане, конечно, есть свои культурные особенности. Мы используем для ботов другие имена, немного иной стиль общения», — рассказывает Юлия. Обучающиеся могут выбрать тот язык, на котором им удобнее учиться.

Другой зарубежный проект, с которым сотрудничает Boto, — американский стартап Optic, который отслеживает блокчейны, чтобы выявить происхождение любого NFT и то, как он был переработан или скопирован. Там, наоборот, стилистика реплик бота более неформальная. Но общие принципы микрообучения везде одинаковые.

По словам Романа Мандрика из Skill Cup, особой разницы между подходами к микрообучению в России и за рубежом нет, ведь клиповое мышление не зависит от страны. «Нужно обучать людей через смартфоны — это все понимают, — отмечает Мандрик. — После 24 февраля мы в Skill Cup и вовсе замечаем рост спроса от среднего бизнеса на микрообучение, потому что тот российский бизнес, который сумел адаптироваться к новым условиям, сейчас растет и, конечно, ищет способы повышения эффективности». Он считает, что чат-боты в силу своей универсальности и удобства для большинства людей будут становиться все популярнее, а интерес к ним со стороны компаний — увеличиваться. 

Вместе с выходом на новые рынки Boto расширяет и свою аудиторию — сейчас это не только корпоративные клиенты, но и, например, онлайн-школа «Психодемия», в которой можно пройти переподготовку и повышение квалификации в области психологии. «Мы ищем разных клиентов, смотрим на разные аудитории, не только корпоративных клиентов, но и на аудитории блогеров и инфлюенсеров. У нас уже появились первые клиенты, крутые блогеры, про которых я пока не могу рассказывать. Также мы идем в онлайн-школы и онлайн-образование», — рассказывает Баринова.

 

Проект «Мы в игре. Школа» она называет одним из самых интересных в 2022 году. 

Футбол для девочек

Цель проекта «Мы в игре. Школа»  — научить педагогов созданию футбольных секций для девочек, сопроводив их необходимыми знаниями и навыками работе с группами детей разного возраста. «Использовать чат-бот придумали не мы: эта идея шла от Российского футбольного союза, от департамента женского футбола, — рассказывает Баринова. — Мы помогли его реализовать. Отвечали за контент, техническую часть, аналитику». Сумму контракта она не раскрывает.

Баринова признается, что в момент, когда казалось, что все вокруг рушится, этот проект совершенно точно не хотелось бросать. Был запрос и со стороны аудитории: «Учителя практически единогласно говорили, что, если им предложат полезный и применимый на практике контент, они готовы тратить на него много времени, в том числе свои выходные. Потому что запрос на спортивное развитие девочек есть, а информации недостаточно, ее приходится самим собирать по крупицам». Чтобы разработать программу, Boto провели большое исследование, общались с учителями от Калининграда до Владивостока. «Оказалось, что учителя физкультуры — очень благодарная аудитория, очень вовлекающаяся», — вспоминает Юлия. 

Особый подход девочкам нужен потому, что им сложнее, чем мальчикам, увлечься спортом и они чаще бросают спортивные секции. В период пубертата они стесняются меняющегося тела, боятся проигрывать, впервые сталкиваются с гендерными стереотипами. Согласно исследованию организации Women in Sport, к 13–15 годам только 8% девочек занимаются физической активностью не менее часа в день. «Чтобы развивать женский футбол, нужно начинать с тренеров и учителей физкультуры, которые своим примером показывают, что это полезно для детей и родителей и что это вообще возможно не только для мальчиков, но и для девочек». — рассказывает Юлия Баринова. 

 

За 2022-2023 учебный год курс прошли 1146 человек, среди которых были и школьные педагоги, и спортивные тренеры, а результатом стали 348 футбольных секций для девочек по всей России. «Классно, что проект был спроектирован нами и РФС таким образом, что он не только научил учителей работать с детьми, но и запускать свои секции», — отмечает Баринова. 

А кроме того, он дал понять, что придуманный ею формат нравится самым разным людям: «Оказалось, что наш продукт заходит не только корпоративной аудитории, но и учителям физкультуры, которые кажутся очень консервативными. Оказалось, что это очень отзывчивая аудитория, которая была сильно увлечена, и это меня тоже приятно удивило».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+