К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Почему в мировых музеях мало работ женщин и как кураторы пытаются это изменить

«Вновь очаровательный мир» художницы Малгожаты Мирга-Тас в павильоне Польши на Венецианская биеннале 2022 года. (Фото Giuseppe Cottini / Getty Images)
«Вновь очаровательный мир» художницы Малгожаты Мирга-Тас в павильоне Польши на Венецианская биеннале 2022 года. (Фото Giuseppe Cottini / Getty Images)
В феврале 2023 года британская галерея Тейт объявила о планах сменить экспозицию. В новом варианте будет представлено больше произведений, созданных женщинами. Разбираемся, как художественные институции пересматривают художественный канон в пользу более гендерно-сбалансированного взгляда на историю искусства и современную арт-сцену

Венецианская биеннале, одна из авторитетнейших международных выставок, в 2022 году стала революционным событием. Для нее куратор Чечилия Алемани отобрала работы 213 авторов, и 192 из них — женщины. Более чем за столетнюю историю выставки никогда еще не случалось мероприятия, на котором хотя бы большинство произведений были созданы женщинами. 

Биеннале «Молоко сновидений» сама Алемани не хотела считать откровенно феминистской. Она поясняла, что ее кураторская деятельность стала поправкой к многовековому исключению женщин из истории искусства. Поэтому на выставке были представлены работы современных художниц, которые еще никогда не выставлялись на международных экспозициях, и тех, кто не получил признания при жизни. 

Венецианская биеннале 2022 года следует тренду на повышение представленности женщин на арт-сцене. Она затрагивает не только выставочные проекты, но и консервативные институции — крупнейшие мировые музеи задумываются над тем, насколько разнообразны их экспозиции, и пытаются диверсифицировать свои коллекции.

 

Как гендерная дискриминация отражается на истории искусств

Еще в 1858 году немецкий искусствовед Эрнст Гуль написал статью «Женщины в искусстве», в которой представил обзор творчества художниц с древнейших времен. На тот момент каноническая история искусства о женщинах ничего не рассказывала. 

В 1971 году американский историк искусств Линда Нохлин написала эссе «Почему не было великих художниц?» — его появление буквально бросило вызов культурным институция. В своей рабоче Нохлин пояснила, что женщины в прошлом не могли наравне с мужчинами получать образование, вступать в художественные гильдии, практиковаться. Они даже не могли научиться писать анатомически точную обнаженную натуру, чтобы работать с мифологическими и библейскими сюжетами. Когда же художницам все же удавалось проявить свой талант и достичь мастерства, им отказывали в признании, не принимали их заслуги, ошибочно приписывали их работы мужчинам. 

 
Guerrilla Girls в Музее Виктории и Альберта , Лондон (Фото Eric Huybrechts)

Эссе Нохлин также послужило важным стимулом для публичной дискуссии о забытых или неизвестных широкой публике художницах. В 1976 года Нохлин вместе с коллегой, профессором Энн Сазерденд открыла международную выставку «Женщины-художницы: 1550–1950». В ней выставлялись работы 83 женщин из 12 стран. 

Музеи в конце ХХ века еще не были готовы к смене дискурса. Например, в 1984 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке открылась выставка «Международный обзор живописи и скульптуры». На ней было представлено 169 художников, среди которых было всего 13 женщин. В ответ на это группа анонимных американских художниц Guerrilla Girls выпустила несколько плакатов, чтобы привлечь внимание к гендерной дискриминации в искусстве.

Что делают музеи, чтобы добавить в свои экспозиции женские работы

В 2007 год в Бруклинском музее появился Центр феминистского искусства Элизабет А. Саклер (историка, феминистки и коллекционера). Его задачей стало продвижение творчества женщин, он стал не только выставочной, но и образовательной площадкой. За последующее десятилетие Бруклинский музей приобрел около 3800 работ, но только 15% из них были созданы женщинами. Около сотни работы были куплены специально для Центра в 2018 году. Тогда во всем музее проходила обширная выставочная программа «Год «Да»: Переосмысление феминизма в Бруклинском музее».

 

Пенсильванская академия изящных искусств радикальным способом решила пополнить свою коллекцию женских работ. Для этого она продала картину Эдварда Хоппера «Восточный ветер над Уихокеном» (1934) за $40,5 млн. С того момента академия приобрела в пять раз больше произведений, созданных женщинами, чем в среднем музеи в США. «Мы пытаемся создать коллекцию, рассказывающую правдивую историю американского искусства, — пояснял директор музея Брук Дэвис Андерсон. — Об этом нельзя рассказать без работ женщин и цветных художников». 

В 2019 году подобным образом поступил Музей современного искусства Сан-Франциско. Стремясь разнообразить свою коллекцию и устранить художественно-исторические пробелы, музей продал работу экспрессиониста Марка Ротко за $50 млн. На эти средства приобрели работы Леоноры Каррингтон, Лигии Кларк, Альмы Томас и других современных художниц. «Мы знаем, что нам предстоит серьезная работа по созданию более сбалансированной коллекции и программы. Эта работа — часть нашего нового стратегического плана», — комментировала деятельность музея куратор отделов живописи и скульптуры Джанетт Бишоп.

В том же году открылся после реконструкции Музей современного искусства в Нью-Йорке. Кроме обновленных залов, в нем появилось более 2500 новых экспонатов. Работы женщин в экспозиции составили более 28% — в пять раз больше, чем было ранее. Руководство музея стремилось переосмыслить историю современного искусства, в которой превалировали белые мужчины из Америки и Европы.

Форрест Бесс, «Морской пейзаж со звездой», который был куплен Музеем современного искусства Сан-Франциско на деньги, вырученные от продажи Ротко.

Прогрессивную повестку подхватила и бразильская Пинакотека Сан-Паулу. К 2021 году кураторы решили, что нужны не отдельные посвященные женскому искусству события, а изменение постоянной экспозиции. Ее полностью пересмотрели, число женских работ увеличилось с 17 до 95. Также стало больше произведений афробразильских художников.

В феврале 2023 года стало известно, что британская галерея Тейт, крупнейшее в мире собрание британского искусства, планирует впервые за 10 лет изменить развеску всех своих коллекций и добавить в них больше женских работ. В постоянных экспозициях появятся работы выдающихся художниц XVII, XVIII и XIX века, в том числе и тех, чьи работы еще не выставлялись в музее. А в экспозиции современного искусства женщины будут занимать около 50%. Среди них будут художницы Бриджит Райли, Трейси Эмин, Кудзанай-Вайолет Хвами и Лидия Урахман. Директор по коллекциям Полли Стейпл пояснила, что новые экспозиции отражают стремление музея расширить канон и разнообразить историю британского искусства. 

 

За и против пересмотра экспозиций

Не всем кажется, что тренд на гендерное разнообразие только положительно скажется на искусстве. Некоторые галеристы полагают, что при отборе работ фокус может сместиться настолько, что в итоге произведения будут оценивать по полу художника, а не по качеству.

Куратор Венецианской биеннале Чечилия Алемани уточняла, что при отборе работ обращала внимание именно на произведение, а не на пол его автора. В интервью Vogue она рассказала, что хотела, чтобы люди смотрели на выставку не как на экспозицию с большим количество художниц, а просто как на экспозицию Венецианской биеннале. Впрочем, она признает, что после 127 лет неравенства невозможно не уделять внимание тем, кто оказался исключен из истории искусства.

Кураторы и директора музеев в массе своей высказываются против введения квот, которые бы подразумевали, что в экспозициях женские работы должны составлять конкретный процент. Руководительница отдела коллекций музея Тейт Энн Галлахер в 2015 году заявляла, что музей не поощряет позитивную дискриминацию, но стремится дополнить те части коллекции, в которых творчеством женщин могли незаслуженно пренебрегать. Поддерживал такую идею и бывший куратор музея Гуггенхайма в Бильбао Родригес Фоминая. Он уточнял, что вместо квот должно проводиться больше исследований женского творчества, а гендерная репрезентация должна рассматриваться как часть музейной программы.

Работы Хильмы аф Клинт в Музее Гуггенхайма. (Фото Solomon R. Guggenheim Foundation)

Но, помимо восстановления исторической справедливости, у музеев есть конкретная практическая цель в том, чтобы обновлять свои экспозиции и включать в программы женские работы. Диверсификация коллекций и тренд на разнообразие позволяют музеям сохранить актуальность и финансовую жизнеспособность. Как поясняет Сьюзан Макферсон, основательница консалтинговый компании McPherson Strategies, аудитория музеев довольно разнообразная, это не только белые мужчины. Именно поэтому можно увеличить число посетителей за счет изменения фокуса в экспозициях.

 

Например, в 2018 году в Музее Гуггенхайма прошла выставка не самой известной шведской художницы Хильмы аф Клинт. Она написала свою первую абстракционистскую картину на пять лет раньше Василия Кандинского и вполне может считаться пионеркой этого направления. Однако десятилетиями ее творчеству не уделяли внимания ни критики, ни арт-дилеры. Но ее выставка в Музее Гуггенхайма стана настоящей сенсацией: ее посетили более 600 000 человек и высоко оценили критики. В итоге музей отметил рост молодой аудитории, а количество проданных билетов выросло на 34%. 

Почему музеям сложно менять свои коллекции

Многие музеи утверждают, что стараются уделять внимание женщинам-художницам. Однако не все институции реализуют это на практике. В 2019 году издание Artnet News и агентство In Other Words изучили данные о приобретениях 26 американских музеев за последние 10 лет. Исследование показало, что в постоянные коллекции музеев поступило около 260 470 произведений искусства, только примерно 29 000 из них, то есть 11%, были созданы женщинами. 

Рейна Лампкинс-Филдер, куратор фонда Souls Grown Deep Foundation, считает, что ряд выставок, посвященных именно женскому творчеству, действительно демонстрирует серьезный сдвиг в восприятии художественно-исторического канона. Однако выставка — явление временное, после нее работы «исчезают» из публичного поля. Показателем достижений художниц должно быть не количество персональных или исключительно женских выставок, а количество покупок музеями женского искусства. 

Авторы исследования artnet News и In Other Words выделяют несколько причин, по которым музеям сложно увеличивать представленность женщин в своих экспозициях.

 

Во-первых, существует предвзятость музеев, определенная теми экспонатами, которые были приобретены в прошлом. Работы женщин могут рассматриваться в таком контексте как особые, специфически, идущие параллельно с канонической историей искусства. Внедрение их в свою коллекцию — процесс сложный, медленный, возможно, даже болезненный.

Во-вторых, не хватает знаний о художницах. Если их работы не собирались при жизни, не отслеживались историками и не сохранялись коллекционерами, то добыть их сегодня становится непросто. Особенно серьезна эта проблема для музеев, экспонирующих работы многовековой давности. Неслучайно среди 3600 художников, представленных в Лувре, лишь 25 женщин. В экспозициях современного искусства женских работ намного больше. 

В-третьих, музеи зависят от меценатов, спонсоров. Их восприятие художественно-исторического канона также влияет на определение ценности различных произведений. 

Стремление к гендерному равенству в искусстве требует больших инвестиций, рисков и времени. Однако некоторые представители музейного мира уверены, что институции уже сейчас идут по этому пути. «Коллекционирование работ художниц растет, и со временем это окажет влияние на музеи, — говорил весной 2020 года Джереми Стрик, директор Центра скульптуры Нашера. — У меня нет никаких сомнений, что гендерный баланс значительно изменится в течение нескольких лет».

 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+