Бывшая сотрудница московского агентства элитной недвижимости после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на автомобильную кругосветку в компании собаки. За ее передвижениями в режиме реального времени можно следить в блоге «Вокругсвета». В предыдущей серии Ирина и ее собака Грета отправляются в Амазонию, по пути проезжают через бескрайние хлопковые поля, видят водопады в заповеднике и знакомятся с «племенем» дальнобойщиков на исторической трассе BR-163.
«Если ты чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твое сбылось». Я бы перефразировала эту цитату из «Алхимика» Пауло Коэльо так: как только ты принимаешь решение, вся Вселенная тут же способствует его осуществлению. Убеждалась в этом много раз. Перечитываю «Алхимика» в дороге — часто книга мотивирует продолжать путь там, где много препятствий и сильно хочется все бросить и свернуть. Удивительно, но каждый раз я будто заново ее читаю. Всю можно разобрать на цитаты, и обязательно найдется та, которую я восприму по-новому. «Мактуб. Все написано»: нет необходимости сопротивляться, но стоит прислушиваться к знакам и подсказкам Вселенной.
Наконец, я добралась до Амазонии! Столько времени мечтала об этом. Мысли побывать в настоящем амазонском лесу возникали, еще когда я была в Колумбии и в Эквадоре. Сейчас же мне предстоит более 1000 км по грунтовой дороге через джунгли. Немного страшно. Невольно вспоминаю, что я так же боялась ехать через Западную Сахару и Мавританию по пустыне. Я тогда говорила себе: «Просто. Делай. Шаги». И ехала вперед. «Мактуб. Все написано».
Удивительно, но за все время, что я уже проехала по Бразилии с юга на север, ни разу не встретила на дороге полицию. Хотя полицейских постов на пути было много, на дороге ни проверки документов, ни поиска нарушителей. Нужно только снизить скорость, проезжая мимо, все остальное делают камеры видеонаблюдения. Впервые с людьми в полицейской форме я встретилась на паромной переправе в Итайтубе. Машина с мигалками примостилась на палубе как раз за моей «Элантрой», чтобы перебраться через реку Тапажос. Двое полицейских подошли поговорить — из любопытства, заметив иностранные номера.
— У тебя злая собака?
— Злая, — отвечаю, чтобы отсечь сразу дополнительные вопросы. Пусть боятся! Не испугались. Угостили Грету вкусняшками.
С этого парома началась череда переправ по многочисленным рекам бразильской Амазонии — большим и маленьким. Изучив карту, я обнаружила несколько переправ на пути. Дорога резко прерывается, организовать там паром легче, чем построить мост. Да и в некоторых местах это и не дороги вовсе, а направления.
Город Итайтуба расположен в узкой части реки Тапажос, а потому и переправа на пароме была короткой. Но стоит проехать на запад каких-то 60 км, видно, река расширяется, разливается, становится энергичнее. И это еще не вся ее мощь. Сезон дождей в этой части реки начинается в конце декабря. Годовые колебания уровня воды в это время составляют четыре-пять метров. Представляю, что здесь тогда происходит! Мне повезло, в это время года паводок не грозит. Тапажос является частью бассейна великой Амазонки и тоже протекает через ее тропические леса.
Через амазонский лес я еду по знаменитому Трансамазонскому шоссе. О, круто, восхитилась я, когда увидела, как его реставрируют. Ведь ожидала, что дорога будет совершенно разбитой. Но здесь отсыпают свежий грунт, разрыхляют, распределяют равномерно по поверхности, утрамбовывают, затем поливают сверху водой, чтобы грунт связался, как цемент, и еще раз утрамбовывают. Получается покрытие лучше и надежней, чем асфальт. Ровное, твердое. По нему можно нестись со скоростью 60–80 км/ч. Но недолго. Отремонтированные участки быстро заканчиваются, начинается тягомотина с объездами ям и колдобин, а за колесами поднимаются столбы красной въедливой пыли.
Но я уже опытный водитель по непроходимым для седана грунтовкам. Первый опыт получила еще в африканской Гвинее, когда навигатор, насмехаясь надо мной, объявил: «Сворачивайте на автомагистраль». Автомагистралью оказалось более 200 км такой же красной разбитой грунтовки, по которой я ехала в течение четырех суток. Сейчас же за день преодолеваю 200–250 км. Но все равно продвигаемся вперед в таком темпе: один-два дня в дороге, два-три дня на стоянке. Тяжело, устаю за рулем. Плюс всё в этой красной пыли — багажник, салон, Грета. Приходится все перемывать, перестирывать, да и отдохнуть надо. От тряски отлетело левое зеркало заднего вида — приклеила, пока держится. Заклинило стеклоподъемник — зафиксировала стекло на монтажный скотч, подождет до цивилизации. Все равно еще долго трястись.
Трансамазонское шоссе — одна из самых длинных дорог в стране, ее протяженность 5300 км, через всю Бразилию с востока на запад. Дорога задумывалась как один из самых амбициозных проектов экономического развития страны. «Мы должны покорить Амазонию», — заявляли власти. Предполагалось, что эти земли надо заселить бедными крестьянами с перенаселенного севера, обеспечить их жильем и работой. Поселенцам обещали доступ к сельскохозяйственным кредитам и другие привилегии. А они, в свою очередь, должны были превратить труднопроходимые влажные тропические леса в пахотные земли.
Но почва бассейна Амазонки оказалась непригодной для сельского хозяйства, тонкий плодородный слой быстро истощался. Да и для дорожного покрытия эта земля совсем не подходящая, Трансамазонское шоссе размывало в сезон дождей, тяжелые траки огромными колесами превращали ее в месиво, и люди оставались оторванными от мира по полгода. Если и удавалось что-то вырастить, то вывезти урожай было невозможно. Масштабного переселения так и не произошло. Тем не менее девственные леса беспощадно вырубаются и уступают место для ранчо для разведения крупного рогатого скота.