Одна вокруг света: бескрайние хлопковые поля по дороге в Амазонию
Бывшая сотрудница московского агентства элитной недвижимости после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на автомобильную кругосветку в компании собаки. За ее передвижениями в режиме реального времени можно следить в блоге «Вокругсвета». В предыдущей серии Ирина и ее собака Грета встречают семейство капибар и невозмутимого аллигатора — и решаются двинуться в сторону Амазонии.
Хлопковое поле. Оно всегда с чем-то родным ассоциируется, когда вижу эти хрупкие коробочки с белой ватой. Бразилия претендует на второе место в мире по экспорту хлопка. Оценивая масштаб посевов, который я увидела в штате Мату-Гросу, думаю, что это вполне реально. Производство хлопка здесь процветает, в основном на крупных механизированных фермах. Мату-Гросу — крупнейший штат в стране по производству хлопка, здесь для него идеальные условия.
Хлопок высаживают как второй урожай после уборки соевых бобов. Его место раньше занимала кукуруза, но цены на хлопок гораздо выше. Хотя и кукуруза не обделена вниманием. Вот, например, огромный элеватор с «царицей полей». Вероятно, меня приняли за шпионку, когда я делала там снимки. А как ещё объяснить то, что хозяин фермы лично решил проверить, кто это хозяйничает здесь с фотокамерой? Подъехал ближе на своем пикапе, задаёт вопросы. А я не шпионка вовсе, просто любопытная путешественница.
— Ты из Америки?
— Нет, из России.
— Ты никогда не видела кукурузу?
— Я никогда не видела столько кукурузы одновременно!
— Ну ладно, фотографируй, не жалко!
На севере Бразилии жарко. Солнце палит по-настоящему, спасаемся от него как получается. Вот, например, кемпинг у водопада в биологическом заповеднике Серра-ду-Кашимбу. Здесь настоящий оазис — тень от деревьев, прохладная вода, каскады водопадов. Наслаждайся! Грету кое-как вытащила из воды. Надо сказать, что пейзажи изменились, как только мы въехали в северный штат Пара. Обширные сельхозполя встречаются реже, все чаще — дождевые леса. Природа пышнее и зеленее, чему способствует влажный тропический климат. Стоит забраться чуть подальше от основной трассы, встречаю очень много птиц. Самых разнообразных. Я не умею их фотографировать, вернее, не успеваю. Грета их пугает. Стоит увидеть поблизости, сразу поднимает лай на всю округу. Тут и я пугаюсь от неожиданности, а птицы тем более.
С юга на север страны я добиралась по трассе BR-163. Чтобы вы понимали масштабы, ее общая протяженность почти 3600 километров. И это только асфальтированный участок, который идет до Сантарена, что стоит на берегу Амазонки. По другую сторону реки протянулась еще часть дороги в 800 километров, которую только строят. Я проехала по этой трассе 2300 километров через штаты Мату-Гросу-де-Суль, Мату-Гросу и Пара. Для этих регионов BR-163 не просто дорога, а экспортный коридор сельхозпродукции в порты Амазонки. Оттуда грузы отправляются уже по всему миру. Изначально план бразильских властей был в том, чтобы интегрироваться в неосвоенные районы Амазонки. И только потом оценили логистические плюсы для торговли и развития регионов.
Строительство BR-163 началось в 1971 году и продолжалось в течение пяти лет. Дорога проходила по негостеприимным и опасным территориям. Но именно в процессе ее строительства было основано множество новых городов, а сама она связала юг и север Бразилии. Подсчитано, что более 6000 грузовиков ежедневно едут по этой дороге. Соответственно, вся инфраструктура трассы подстроена под этот грузовой трафик. Огромные трак-стоянки и небольшие частные парковки — везде предлагают отдых, недорогую еду, связь и интернет. Есть даже спортивные площадки, чтобы размять мышцы после длительной дороги, бильярдные столы и кинозалы. Для водителей в круглосуточном режиме работают кафе и рестораны с интернетом, душем и питьевой водой. Иногда за символическую плату, но в большинстве своем бесплатно. На каждом углу — шиномонтажные комплексы для большегрузов, авторемонтные мастерские, большие и маленькие магазины. На трассе сложилась своеобразная культура дальнобойщиков, свои законы и понятия. Должна сказать, что я безопасно чувствовала себя абсолютно везде. Иногда меня принимают за свою, я ведь тоже в некотором роде дальнобойщица. Только на седане и с собакой.
Я сильно сомневалась, надо ли мне ехать в Амазонию. Но с каждым километром, продвигаясь на север, получала новое подтверждение. Это и знаки в дороге, и помощь бразильцев во всем, и поддержка друзей.
Это и к вопросу «Как к вам тут относятся?» Чаще всего мне задают его сейчас. Такое ощущение, что кто-то буквально несет меня на руках. Будто я в родной, дружественной атмосфере, среди хороших знакомых. Хоть и медленно мы едем на север страны, но верно. Помощь предлагают везде, где мы только появляемся. Особенно на трак-стоянках, где обычно я делаю остановки. Внимание и поддержка проявляются в любых мелочах. Подсказывают, где вода и электричество, где находится душ и как подключить wi-fi. Предлагают оплатить бензин — хотя бы несколько литров, — угощают мороженым или кофе. Пытаются поговорить через гугл-переводчик или просто выразить восхищение путешественницей с ушастой попутчицей.
Так случилось, что в Бразилию мы попали в тот момент, когда произошла трагедия. Известный бразильский автопутешественник Джесси Козечен и его пес Шурастей погибли в ДТП, будучи в США. Он держал путь на Аляску, оставалось совсем немного до финиша. Каждый второй рассказывает мне историю про эту пару, показывают фотографии и чуть не плачут. Джесси и его попутчик, золотистый ретривер, здесь национальные герои, которыми все гордятся. Наверное, еще и поэтому в Бразилии такое трепетное отношение к нам с Гретой: тоже автопутешественница, тоже на машине, тоже с собакой.