К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Депрессия императрицы: как фильм «Корсаж» пытается срифмовать XIX век и современность

Кадр из фильма «Корсаж»
Кадр из фильма «Корсаж»
20 октября в российский прокат вышел фильм «Корсаж» об императрице Австрии Елизавете Баварской, чья слава в свое время не уступала популярности принцессы Дианы и Мэрилин Монро. Как и многие биографические картины сейчас, «Корсаж» рассматривает жизнь известной личности с точки зрения современных ценностей. Forbes Woman разбирается, удалось ли режиссеру Мари Кройцер разгадать тайну императрицы, а главное — заинтересовать зрителя ее непростой судьбой

Один из главных трендов в современном кино — рассказывать про жизнь важных для истории и общества женщин. При этом лучше не просто рассказывать, а переосмыслять их биографии с точки зрения феминистских ценностей, которые любят нарратив «про сильных и независимых» женщин, не прогнувшихся под патриархат или, наоборот, загубленных им. Англоязычный мир не успел успокоиться после выхода «Блондинки» Эндрю Доминика, как подоспел новый фильм из серии «жизнь замечательных женщин» — «Корсаж» австрийки Мари Кройцер об императрице Австрии Елизавете Баварской. В нем Кройцер делает примерно то же самое, что и Доминик, только более сдержанно — пытается создать свою героиню, основываясь на информации о реальном историческом персонаже, и прокомментировать таким образом настоящее.

Бьюти-рутина

Герцогиня Елизавета Баварская, императрица и супруга императора Франца Иосифа I, а в простонародье принцесса Сисси — одна из главных поп-икон австрийской культуры. Наравне с Моцартом ее изображение можно увидеть на коробках конфет и открытках, а на какой-нибудь рождественской ярмарке в Вене можно выпить пунш, названный в ее честь. Сисси уже давно превратилась в мифологического персонажа, утратив человеческие черты, что осложняет поиск правды, зато облегчает любую художественную спекуляцию. В остальном мире Елизавета не столь известна, как в Австрии, хотя уровень внимания к ней в XIX веке вполне можно сравнить с популярностью принцессы Дианы или той же Мэрилин Монро.

Больше всего обывателей интересуют детали туалета Сисси и ее довольно необычные привычки по уходу за собой. В наше время Елизавету назвали бы трендсеттером или инфлюенсером, и ее легко можно было бы представить в роли бьюти-блогера. Довольно высокая для своего времени (173 см) Елизавета весила менее 50 кг, и каждый раз, когда приближалась к «опасному весу», морила себя голодом, неделями питаясь слабым бульоном и молоком. Отличаясь строгой дисциплиной, императрица каждый день занималась спортом — специально для нее во дворце был оборудован спортивный зал, который она потом перевозила с места на место во время своих многочисленных путешествий. Сисси не любила мягкие корсеты и использовала жесткие французские, чтобы достичь желанного обхвата талии — 40 см. На прическу Сисси ежедневно уходило по полтора часа, от большого веса пышных каштановых волос у нее часто бывали мигрени, а мытье головы яйцом и коньяком занимало целый день.

 

Еще императрица принимала ванны из оливкового масла, спала на железной кровати без подушки, чтобы сохранить осанку, и носила кожаную маску, выложенную телятиной, для борьбы с морщинами. Сисси перестала фотографироваться в 32 года, чтобы остаться в памяти потомков вечно молодой императрицей. И ей это действительно удалось — иногда забываешь, что на момент гибели (императрицу убил итальянский анархист Луиджи Лукени) ей было 60 лет.

Елизавета была помешана на своей красоте и молодости, и публика видела прежде всего то, что ей хотели показать — прекрасную властительницу судеб. Но на самом деле она не любила внимание, принимала обожание подданных с тяжелым сердцем и мечтала о свободе, будучи не в силах совладать даже со своей судьбой, не говоря уже о других. О ее характере известно не так много. Широко известна история ее замужества, когда будущий император Франц Иосиф I предпочел пятнадцатилетнюю Сисси ее сестре Елене, и трагической смерти. А вот что было между этими событиями — загадка. Именно этим и решила воспользоваться Кройцер, «достроив» образ всеми любимой императрицы на немногих сохранившихся фактах.

 
Кадр из фильма «Корсаж»

Женщина в депрессии

В «Корсаже» мы застаем Елизавету в исполнении Вики Крипс в возрасте 40 лет. Она приезжает в Вену, которая вызывает в ней только злость и уныние, только выходит из кареты, как тут же падает в обморок. Придворные обмениваются ядовитыми комментариями; император (Флориан Тахтмайстер) влюблен в жену, но явно не знает, как к ней подступиться. Елизавету настолько  раздражает венский двор, что она предпочитает прятаться в своих покоях.

Сисси росла в Баварии, где порядки были довольно свободными, поэтому Вена с ее регламентированной жизнью оказалась для 17-летней принцессы неприятным сюрпризом. Отношения с двором и семьей мужа не сложились сразу. Мать Франца Иосифа София Баварская ревновала невестку к сыну. После рождения детей — двух девочек Софи и Гизелы — свекровь забрала их к себе на воспитание, не посоветовавшись с невесткой. Все это привело к тому, что Сисси при любой возможности пыталась сбежать из Вены, постоянно путешествуя и проводя время в своих многочисленных резиденциях. Если же ей все-таки приходилось оставаться во дворце подле супруга, императрица убивала время, занимаясь конным спортом, изучением иностранных языков и фехтованием. Свою энергию она также направила на укрепление отношений с Венгрией и способствовала созданию Австро-Венгерской империи. В то время Елизавету называли «меланхоличной», сейчас же, вероятно, сказали бы, что императрица страдала от депрессии, вызванной смертью старшей дочери (та умерла в возрасте двух лет), сложными отношениями с деспотичной свекровью и нравами королевского двора. Попытки обрести хоть какую-то свободу, независимость и влияние создали ей имидж «эксцентричной» императрицы.

Именно на этой эксцентричности и сосредотачивается Кройцер, никак не объясняя ее фактами из биографии Елизаветы. Даже ее возраст можно узнать только из пресс-релиза — по фильму сложно понять, в какой период жизни и при каких обстоятельствах мы знакомимся с главной героиней. Режиссер бросает зрителей в историю австрийской монаршей семьи как слепых котят в воду, и с самого начала становится понятно, что выплывут не все. Если основные вехи из жизни принцессы Дианы или Мэрилин Монро худо-бедно знают все, то в случае Сисси причины ее меланхолии далеко не так очевидны для зрителя. Если перед фильмом вы не догадались прочитать хотя бы страничку в «Википедии», то фильм «Корсаж» так и оставит вас в неведении.

 

Эмансипация

Сисси кажется очень усталой и раздраженной — это чувство буквально пронизывает каждую сцену. Актриса Вики Крипс добилась этого, работая буквально по Станиславскому — ходя в очень туго затянутом корсете, как это делала императрица. Несмотря на это, плодотворного союза с персонажем у нее не получилось. Даже отказ Елизаветы от корсета в конце с тортиками на ужин и обрезанными волосами выглядит натужным. 

Кадр из фильма «Корсаж»

Из фильма не ясно, следовала ли императрица всем этим ЗОЖ-правилам под давлением венского двора или потому, что сама взвалила на себя этот крест. Вполне может быть, что героиня к концу истории отказывается от своих же собственных установок, но все это лишь догадки, потому что Кройцер предпочитает рваный монтаж хоть каким-то объяснениям. Сцены то и дело прерываются и «повисают» в воздухе. Возможно, режиссер рассчитывает, что фильм подведет зрителя к нужным выводам, однако этого не происходит.

Еще более надуманным выглядит желание зарифмовать происходящее в кадре с сегодняшним днем — тренды, проблемы ментального здоровья, эмансипация. Кройцер предпочитает пышной обстановке, которую ждешь от императорской резиденции, подчеркнутый аскетизм, классической музыке — современную, а в некоторых сценах игриво оставляет предметы из нашего времени, например, пластиковую швабру. Все это должно как бы подчеркнуть революционность героини, ее несоответствие эпохе, однако больше напоминает неумелое подражание «Марии Антуанетте» Софии Копполы.

Кажется, что у самого режиссера нет внятного объяснения характеру героини, даже если это ее авторская версия Елизаветы, не основанная на исторических данных. Рассказ о женщине, которой понадобилось два часа экранного времени, чтобы понять, что с нее хватит, — уровень риторики, достойный неприхотливого сюжета Marvel. Сисси в изложении Кройцер именно та, кем была для современников, — эксцентричная императрица, но ее характер не получает развития. Она появляется на экране как большой знак вопроса и уходит, так и оставшись загадкой. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+