К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Гимнастки и теннисистки: какие виды спорта позволяют женщинам зарабатывать больше

Кубок мирового вызова по художественной гимнастике World Challenge Cup Moscow. (Фото Сергея Бобылева / ТАСС)
Кубок мирового вызова по художественной гимнастике World Challenge Cup Moscow. (Фото Сергея Бобылева / ТАСС)
Спорт считается эффективным социальным лифтом, который позволяет при наличии таланта и упорства сделать карьеру и заработать на жизнь. Правда, этот механизм не всегда срабатывает: звездами с миллионными контрактами становятся единицы. В случае женщин работу лифта тормозит гендерная дискриминация — у женщин часто при прочих равных меньше суммы призовых и спонсорских контрактов, их соревнования реже показывают по ТВ

Гендерный дисбаланс в спорте постепенно выравнивается. Например, в теннисе у мужчин и женщин на самых крупных турнирах Большого шлема одинаковые призовые. В лыжах с 2022-го утвердили один километраж дистанции. В смешанных эстафетах по биатлону обязательно финишируют девушки. Уже состоявшиеся звезды добиваются равноправия, но возможно ли это на старте карьеры, когда девочки только приходят в спорт, или в процессе построения спортивной карьеры?

Где зарабатывают спортсменки

Современная модель спортивной индустрии генерирует доход за счет трех основных источников: продажи билетов на соревнования, спонсорских контрактов и прав на телетрансляции, которые помогают спортсменам набирать аудиторию. И здесь, по словам медиаэксперта Ильи Фирсова, в женском спорте вне конкуренции фигурное катание. «Крупнейшие старты уровня чемпионата мира или Олимпиады собирают аудиторию выше, чем почти у всего мужского футбола, — если это не матч сборной в плей-офф чемпионата мира и чемпионата Европы. Дальше с большим отставанием идут биатлон и лыжные гонки. Не стоит забывать также про женские ММА, которые на подъеме». 

Расцвет фигурного катания пришелся на Олимпийские игры 2014 года в Сочи — домашний триумф командного первенства, возвращение на лед Евгения Плющенко, а также проникновенные соло Юлии Липницкой и Аделины Сотниковой сделали его национальным видом спорта. До этого за пределами крупных стартов, уверен Илья, фигурное катание привлекало мало внимания. 

 

Если говорить об игровых видах, где принимают участие женщины, интерес к ним появляется только в случае выхода сборной России в решающие стадии крупных турниров. Но даже тогда телерейтинги иногда не дотягивают до проходного старта в том же фигурном катании или биатлоне. 

Особняком стоит женский теннис. Все из-за специфики спорта: ненормированный график матчей — американский и австралийский турниры Большого шлема проходят ночью или рано утром. К тому же теннис редко попадает на большие экраны и привлекает внимание массового зрителя только в период Олимпиады, да и теннисисток уровня Марии Шараповой после ее ухода из большого спорта нет.

 

Проблема художественной гимнастики и синхронного плавания в том, что это виды одного сезона, — спортсменки приезжают на Олимпиаду или чемпионат мира, выигрывают, но затем уходят в тень. Отсутствие конкуренции также не способствует поддержанию зрительского интереса: хотя внутренние старты бывают даже напряженнее международных, сильнейшие спортсменки (например, те же сестры Аверины) часто занимают пьедестал по несколько лет, что лишает соревнования интриги. 

В биатлоне, лыжах и теннисе держать внимание профильной аудитории проще — помогает регулярный сезон: Кубок мира и серии турниров ATP и WTA. Как следствие, в этих видах спортсменки получают больше призовых, чем художницы и синхронистки, а доходы федераций от реализации маркетинговых прав и ТВ-контрактов выше, потому что их крутят чаще. 

Впрочем, все это относилось к ситуации, когда Россия могла выступать на мировой арене. После начала «специальной военной операции»* российские спортсмены оказываются отрезаны от международных соревнований — либо по требованию международных федераций, либо по решению руководства сборных. В этих условиях еще больше увеличится отрыв фигурного катания по просмотрам от всего остального спорта.

 

Заполнять сетку ТВ-трансляций также придется российскому футболу: РФС заключила рекордный контракт с Матч ТВ, который, как сообщал «РБК-Спорт», дойдет до 7,7 млрд рублей. На экранах федеральных каналов с этого сезона впервые появилась и женская Суперлига — до этого чемпионат был доступен лишь в приложении на Smart TV. К тому же РФС впервые ввел и программу финансового стимулирования женского футбола (сумма, полученная клубом по итогу сезона, будет зависеть от места в таблице, успехов в продвижении женского футбола и подготовки резерва).

Сдвиги в женском футболе дают надежду, что волной зацепит и хоккей. Это менее популярный вид спорта: рейтинги мужской лиги — КХЛ — ниже (если не считать международные соревнования). Но женский хоккей уже показывают по КХЛ ТВ, в том числе в прямом эфире, проводится и Матч звезд лиги, и, по словам члена сборной России Галины Скибы, он к тому же набирает популярность среди девочек. 

Большая государственная поддержка российского футбола и хоккея, щедрые частные инвестиции и стереотипы позволяют мальчикам при наличии таланта двигаться по карьерной лестнице, не испытывая внешних трудностей. Развитие коллег-женщин только набирает обороты. Но все же регулярный сезон дает им больше места в сетке вещания и, как следствие, больше внимания спонсоров и болельщиков. Чего лишены синхронное плавание и гимнастика, несмотря на доминирование звезд.

Сколько стоит прийти в гимнастику или футбол

Порог входа в тот или иной вид спорта складывается из стоимости занятий, необходимого количества снаряжения и инвентаря. Иногда влияет и инфраструктура города: возможно, поблизости нет крытого катка или теннисного корта, а футбольный стадион или хоккейная площадка в трех минутах от дома. Родители на первых порах без участия спонсора могут не потянуть и ежегодные сборы. 

По информации Российского футбольного союза, к 2020 году в стране было 33 футбольных центра для детей, которые бесплатно предлагают инфраструктуру, лицензированных тренеров и работу по методикам РФС. Чуть больше — 45 — в распоряжении российского хоккея. Теннису не хватает национальных центров, говорил президент ФТР Шамиль Тарпищев, — такие есть в Казани или Москве (Национальный теннисный центр имени Хуана Антонио Самаранча, строящаяся теннисная академия Елены Весниной, частный клуб Александра Островского, который напоминает американские аналоги в организации тренировок, — на этом все). 

 

Зато школ и клубов синхронного плавания — 120 на всю Россию. В основном, конечно, в Москве и области: такие крупные города, как Курган, Омск, Воронеж или Волгоград, вынуждены отправлять юниорок в соседние районы. 

В фигурном катании ситуация похожа — ведущие школы России сконцентрированы в трех городах: «Звездный лед» в Санкт-Петербурге, центр Татьяны Волосожар и Максима Транькова в Сочи, а также школы Анастасии Гребенкиной, Этери Тутберидзе и Евгения Плющенко в Москве. Большинство катков, разбросанных по стране, часто используются с коммерческой целью: туда пускают городские или местные хоккейные команды. Как результат — поврежденный лед и недостаток времени для подготовки спортсменов. В регионах не хватает и тренеров, они чаще всего перебираются в столицу, где выше зарплата. 

За час фигуристу придется отдать до 3000 рублей, а таких тренировок бывает по две ежедневно, особенно в период подготовки к турнирам. Выезды на соревнования — особая часть расходов: одна поездка по стране — от 15 000 рублей, не считая затрат на костюмы и профессиональные коньки за 20 000 рублей.

В стране более сотни центров художественной гимнастики — только в столице их 12. Затраты могут различаться: кто-то занимается в бюджетных спортшколах и ездит на сборы один раз в год, кто-то — в коммерческих клубах и каждые каникулы отправляется в спортивный лагерь. Отдельная статья расходов — костюмы. Можно шить новый набор купальников каждый год и использовать для них оригинальные кристаллы, а можно покупать б/у и клеить на них китайские аналоги украшений. Но если в фигурном катании демонстративная дороговизна в костюмах не поощряется, то в гимнастике приняты яркий мейкап и ослепляющие блеском страз и камней купальники стоимостью в десятки тысяч рублей. К этому стоит добавить расходы на полупальцы, которые изнашиваются за одно занятие, и набор профессиональных предметов — мяч, обруч, скакалка, булавы и лента. Снаряжение и сборы могут обойтись в 250 000 рублей в год. 

 

У синхронисток основные затраты идут на купальник — он может стоить до 5000 рублей. В школах олимпийского резерва или в бюджетных секциях занятия обычно бесплатны. Если выбирать частный центр, то придется отдать как минимум 40 000 рублей в месяц, при этом оплачивая все выездные сборы и соревнования. В государственных школах на плечи родителей ложится лишь часть этих трат.

В биатлоне экипировка и комплект инвентаря для новичка обойдутся в 120 000 рублей, не считая патроны и сборы. Спортшколы могут покрыть лишь часть расходов, все остальное — на родителях. В лыжах все в два раза дешевле хотя бы потому, что не нужно стрелять. 

Начать играть в теннис также задача не из простых — лишь аренда кортов и индивидуальная работа с тренером, по подсчетам Forbes Woman, выйдет в 250 000 рублей в год (при условии, что на тренировки отведено не менее двух часов в неделю). На ранних стадиях семьям не помогают ни федерация тенниса, ни спонсоры. Контракты получается заключать лишь в единичных случаях, так что обязательные взносы на турниры TE и ITF, участие в сетке и перелеты оплачивают семьи спортсменов.

В футболе и хоккее можно реализоваться без внушительных затрат. Сегодня много центров — селекционных академий футбольных и хоккейных клубов — работают бесплатно, но пройти отбор удается не всем. Тренировочный месяц включает в себя работу сертифицированного коуча по разработанной программе, трансфер, питание, перелеты и медицину. Есть платные школы, обучение в которых стоит до 15 000 рублей в месяц, и бюджетные варианты.

 

Получается, что в художественной гимнастике порог входа выше, чем в футболе или хоккее, но отсутствие интереса из-за невысокой конкуренции и, как следствие, низкие рейтинги на российском ТВ делают возможные заработки невысокими. Женский футбол и хоккей в России пока на стадии становления. В женском теннисе к высокому входному порогу добавляется отсутствие достаточной инфраструктуры, спонсоров и трансляций на федеральных каналах. У фигурного катания и биатлона в целом самые высокие рейтинги на ТВ, но из-за конкуренции — в основу попадают максимум четыре и восемь девушек соответственно — шанс оказаться в сборной и зарабатывать призовые уровня чемпионата мира минимален. 

Университет как бустер

На Западе большее внимание уделяется ‎продвижению гендерного равенства, что отражается и на заработках спортсменок (битва за равные призовые в футболе и баскетболе), и на освещении женских соревнований, и в конечном счете на зрительском интересе, отмечает Илья Фирсов. При этом более трети (36%) американцев считают, что на старте карьеры слишком много внимания уделяется мальчикам. Изменить эту статистику будет сложно — исследование Ассоциации индустрии спорта и фитнеса (SFIA) 2019 года показало, что за последнее десятилетие количество увлеченных спортом детей снизилось с 45% до 38%. Резкий спад произошел из-за стоимости, неудобства в перемещении и потери интереса. Разъезды съедают больше бюджетных денег, чем траты на оборудование, уроки и лагеря, — за это родители отдают в среднем $196 в месяц. Согласно опросу института Аспена, командные виды спорта в среднем дешевле: на занятия баскетболом для ребенка у семей в год уходит $426, на бейсбол — $659, на футбол — $536, на софтбол — $613. А вот на большой теннис — $1170; за гимнастику родители готовы выложить $1500, за лыжи — $2249.

По данным Sportscriber, в 2022 году самыми популярными видами на ТВ были командные и мужские: американский футбол (NFL), бейсбол (MLB), баскетбол (NBA), хоккей (NHL) и соккер (европейский футбол). Однако просмотры женского спорта растут. «Заинтересованные стороны в коммерческой сфере постоянно находятся в поиске следующего рубежа, следующего пути развития. [Сейчас] это явно женский спорт», — говорил Дэн Коэн, возглавляющий подразделение спортивного маркетинга консалтинговой компании Octagon. 

С 2021 года спортсменки привлекают внимание болельщиков и маркетологов, а бренды и венчурные капиталисты вкладывают все больше денег. Такая активность закономерна: согласно отчету Deloitte, доходы от трансляций и спонсорства женского спорта скоро превысят $1 млрд по всему миру, включая Олимпийские игры и турниры Большого шлема, куда женщины приносят большие суммы. 

 

Косвенным источником потенциальной прибыли можно считать и американский студенческий спорт, или NCAA (National Collegiate Athletic Association — Национальная ассоциация студенческого спорта). Это не только удобная платформа с низким входным порогом, но и среда, где можно сформировать и монетизировать личный бренд спортсменки: с 2021-го студентам официально разрешено участвовать в рекламных кампаниях, а значит, повышать интерес потребителя к лиге, которую они представляют. А социальные сети делают спорт и спортсменов ближе к аудитории, чем телевидение. Рекламное агентство Opendorse, специализирующееся на контрактах со спортсменами, подсчитало, что из 20 спортсменов-студентов с наибольшим количеством подписчиков в социальных сетях почти половина — девушки. Баскетболистка Пейдж Бьюкерс из Коннектикута имеет более 730 000 подписчиков в Twitter и Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), что может приносить ей почти $400 000 в год. 

К тому же уже на этом этапе к спортсменкам-инфлюэнсерам из NCAA приходит узнаваемость и слава через трансляции на телеканалах ESPN и ABC, с которыми ассоциация заключает миллиардные контракты, — показывает около двух десятков спортивных чемпионатов. В период с 2016 по 2019 год только женский студенческий баскетбол в среднем смотрели почти 4 млн зрителей, что почти вдвое больше, чем у серий мужского лакросса, реслинга и хоккея на льду.

Хотя порог входа в «женские» виды спорта выше, а возможности заработка у мужчин все еще выше, женский спорт в индустрии начинает играть не последнюю роль. Доходит до пересмотра условий коллективных соглашений для участников лиг: например, на выплаты игрокам женской национальной баскетбольной ассоциации с 2020 года при выполнении условий контракта идет 50% дохода лиги. Раньше баскетболистки получали только 25%.

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+