«Восстание феникса»: как Эван Рэйчел Вуд справилась с абьюзом и занялась правозащитой
«На этой фотографии я с ним такая счастливая. Когда же все это началось?» — говорит Эван, из последних сил сдерживая слезы и закрывая глаза. Актриса некоторое время назад выяснила, что тот ужас, который она пережила в отношениях с Мэрилином Мэнсоном, повторялся из раза в раз. В 2021 году несколько женщин обвинили музыканта в изнасиловании.
За два года до этого Вуд выступила в Палате представителей США на слушании по законопроекту об увеличении срока давности за семейное насилие, который на тот момент составлял от года до трех лет. Объясняя, что последствия для пострадавших длятся гораздо дольше, она поделилась собственной историей: «Спустя семь лет после перенесенных мной изнасилований — во множественном числе — мне поставили диагноз «длительное посттравматическое стрессовое расстройство», с которым я жила все это время, не зная о своем состоянии». Поклонники актрисы, быстро догадались, кто был абьюзером. Но по-настоящему раскрыть имя насильника Вуд решилась лишь спустя несколько лет.
Актриса познакомилась с Мэнсоном на вечеринке. К тому времени она уже снялась в десятке фильмов и в клипе Green Day на песню «Wake Me Up When September Ends». Поначалу они просто общались: еще не достигшая совершеннолетия актриса была очарована харизматичным и безбашенным рокером. Отношения, по словам Эван, начались хаотично — Мэрилин даже не привлекал ее как мужчина. Чтобы ее удержать, Мэнсон прибегал к различным манипуляциям. Каждый такой эпизод в «Восстании феникса» сопровождается разъяснением и комментариями экспертов. Так сериал сокращает дистанцию между документалистом Эми Берг, которая исследовала эту историю несколько лет, и зрителями, которые, возможно, узнают ее впервые.
Первый из двух эпизодов посвящен исторической экспозиции и вводит в курс дела. «Мама сразу была встревожена», — заявляет брат актрисы Айра Дэвид Вуд: рассказать, что встречается с самим Мэрилином Мэнсоном, актриса решила сначала ему. Отношения с родителями у Эван были напряженными. И если с матерью коммуникация была более-менее адекватной (именно она отвечала за актерскую карьеру дочери и была ее менеджером), то с отцом связь практически отсутствовала. «Мы ссоримся, потому что любим друг друга», — оправдывает Эван его безэмоциональность и невовлеченность в ее жизнь и карьеру. Ее брат вспоминает о насилии отца по отношению к матери, но опускает детали. Тяжелое детство не могло не повлиять на будущую звезду «Мира Дикого Запада». После роли проблемного подростка в драмеди «Тринадцать» этот образ на некоторое время приклеился и к самой Эван.
Эми Берг изящно работает с монтажом, совмещая реальные съемки здесь и сейчас, архивные кадры, эпизоды фильмов с участием Рэйчел Вуд и даже анимационные зарисовки. Вот Эван в здании Конгресса, рассказывает детали многолетнего абьюза, которому подвергалась в отношениях с Мэнсоном. Ее поддерживают адвокаты и активисты, она не одна. Монтажная склейка: юная девочка, что делает первые шаги в киноиндустрии, в одиночестве проходит важный этап взросления. Эван не с кем обсудить сомнения в отношении собственного тела — на помощь приходит случайно найденный на улице порножурнал. Радикальная рисовка подростковых похождений актрисы напоминает стилистику, использованную Бреттом Моргеном в документальном фильме «Кобейн: Чертов монтаж».
Особое мужество придется проявить тем зрителям, которые не промотают и внимательно посмотрят эпизод, где Эван Рэйчел Вуд в деталях рассказывает о том, каким нечеловеческим истязаниям подверглись ее тело и психика за годы отношений с Мэнсоном. На встрече с другими пострадавшими (их в кадре с десяток; и это лишь те, кто согласился участвовать в съемках) актриса описывает насильственные действия сексуального характера, которым она подвергалась, живя в изоляции от семьи и друзей, — общение Эван с близкими выводило музыканта из себя, из-за этого начинались ссоры и скандалы. «Он просто волк в овечьей шкуре и это позволяет ему хорошо скрываться», — к такому вердикту в отношении Мэнсона приходит в интервью брат актрисы.
Образ Мэнсона в картине нарочито отрицательный, и в этом нет ничего удивительного. В конце каждого эпизода Эми Берг оставляет пояснение: команда пыталась связаться с музыкантом и представить версию другой стороны, но адвокаты и менеджер артиста наотрез отказались сотрудничать. Более того, Мэрилин Мэнсон подал антидиффамационный иск. Такое позиционирование отчасти напоминает сериал HBO «Аллен против Фэрроу» Кирби Дика и Эми Зиринг Кофман. Однако, в отличие от «Восстания феникса», там документалисты апеллируют скорее к свидетельствам и воспоминаниям, нежели к законодательным актам и делам.
Интересно, что на протяжении двух серий Берг сначала впроброс, а потом более прямо доводит до зрителя мысль, что «культура отмены» — последнее, к чему стоит прибегать. Эван, которая, сумев ценой невиданных усилий разорвать абьюзивные отношения, в первую очередь решила встать на путь правозащиты. Обнаружив, что не может подать на насильника в суд из-за истечения срока давности, она начинает бороться за изменение законодательства. Такой яркий пример социального альтруизма по-своему восхищает и заслуживает уважения. Однако, как показывает эта борьба, судебная система трансформируется гораздо медленнее, чем хотелось бы обществу. В конце мини-сериала Эван Рэйчел Вуд публикует в Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) пост, посвященный обвинению Мэнсона. Закон несовершенен, поэтому бороться за свою жизнь, свободу и неприкосновенность личных границ приходится любым способом.