Бывшая сотрудница московского агентства элитной недвижимости после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на автомобильную кругосветку в компании собаки. За ее передвижениями в режиме реального времени можно следить в блоге «Вокругсвета». В предыдущей серии путешественницы пересекли внезапно открывшуюся границу между Эквадором и Перу и, не найдя жилья, провели ночь в отделении полиции на берегу океана — без воды и электричества.
Мое внимание привлекло движение в стороне от трассы. Работает какая-то установка. Неужели нефтяная? Подъезжаю ближе — действительно. Осматриваю открывшийся с высоты карьер и вижу, что их там десятки, каждая работает в своем ритме, отправляя по трубам, как по кровеносной системе, черную жидкость. Не знала, что в Перу добывают нефть. Это провинция Талара — один из промышленных регионов. Оказывается, столица провинции — одноименный город — считается центром нефтедобычи и нефтепереработки страны. Недалеко от него находится местная историческая достопримечательность — первая нефтяная скважина Перу, построенная еще в 1850 году.
Но, несмотря на то что здесь добывают нефть, бензин в Перу все равно дорогой. За то время, что я находилась в стране, цены выросли еще примерно на 10%. Росту цен на топливо возмутились местные фермеры и водители траков, объявив массовые забастовки. Находиться на трассе, особенно вблизи больших городов, стало небезопасно. Меня предупредили об этом дальнобойщики из Чили, когда мы пересеклись на одной из трак-стоянок. Объяснили, где ожидаются беспорядки, показали объездные пути. Я воспользовалась их советами, и все волнения и блокировки дорог нас обошли стороной.
Продолжаю движение на юг по панамериканскому шоссе. В какой-то момент поднялся сильный ветер, машину буквально сдувает с трассы. С одной стороны, хорошо — на стоянке открыла дверь, и ветер выдул всех мух, которые назойливо залетают в салон. С другой стороны, дорога становится непредсказуемой и даже опасной. Мне все время кажется, что ветер вот-вот опрокинет мою
«Элантру»
на проходящий мимо большегруз. Держусь как можно ближе к обочине. Иногда рядом с дорогой появляются настоящие барханы, образованные тем же ветром. Красиво.
Северо-запад Перу не только промышленный край, но и вполне себе сельскохозяйственный, несмотря на преобладающую пустыню. Песчаные холмы постепенно становятся все ниже, и за ними начинается зеленая долина реки Чира, где я увидела огромные рисовые поля. Одни были уже засажены, другие только готовили к посадке. Я наблюдала раньше процесс посадки риса в странах Юго-Восточной Азии — технология выращивания одинаковая и на другом конце земного шара. Отличие лишь в том, что в Азии землю под посадку риса вспахивают буйволами, а в Перу — механизированной техникой. Видеть в пустыне поля, полностью залитые водой, — непривычно и удивительно. Вот такой контраст: налево посмотришь — пустыня на фоне гор, направо посмотришь — сельхозугодья.
Влаголюбивая культура прочно закрепилась в пустыне и превратилась в главный продукт перуанского побережья — 90% от всего сбора риса в Перу дают именно северные департаменты страны. Рис был ввезен в Перу еще во времена испанского господства, но в относительно большом количестве стал производиться лишь в конце XIX века. Сегодня по урожайности риса Перу занимает первое место в Латинской Америке.
Пока ехала по пустыне, услышала шум под капотом. Я не так давно ремонтировала двигатель, и меня запугали, что ему придет конец через 2000–3000 километров, поэтому я не на шутку испугалась. Тем более что как раз 3000 и проехала уже после того ремонта. Полезла под капот, а там масло брызжет во все стороны, кольцо на ролике болтается и подшипник в хлам разбит. Все это и издает шум и визг. Хорошо, что это не двигатель, но поломка насоса гидроусилителя — тоже серьезная проблема. Стою я посреди пустыни одна-одинешенька, слезы на щеках мешаю с песком, и думаю: как несправедливо будет завершить кругосветку в Перу, так и не добравшись до финальной точки.
По совету бывалых (в очередной раз благодарю моих подписчиков в соцсетях) я срезала ремень гидроусилителя. Без него ехать тяжело, но можно. Пока собиралась с духом, к открытому капоту моей
«Элантры»
подъехал самосвал, в нем — два парня. «Я, — говорит один, — автомастер. Но здесь ты не найдешь запчасти, нужно ехать в Трухильо, ближайший большой город». Под их присмотром я и стартанула. Решила, что если не справлюсь с управлением, то попрошу их буксировать меня. Но я справилась: ехала со скоростью 30 км/ч, иногда даже до 50 км/ч разгонялась, конечно, с аварийными огнями. Проехала 90 км с «деревянным» рулем, хорошо, что по прямой. Сразу вспомнила свой тест-драйв на УАЗ «Патриот», который устроила накануне кругосветки, ибо у него тяжесть рулевого управления была такая же, как сейчас у моей «Элантры» без гидравлики. И подумала: как хорошо, что тогда не состоялись переговоры с компанией-производителем, и я не поехала в кругосветку на УАЗе. А ведь очень хотела.
Автомастер в Трухильо искал насос для моей машины по всему городу, даже сделал запрос в Лиму — столицу Перу. Но нужного не было нигде. Тогда мастер стал собирать по рынкам разбора что-нибудь похожее. Методом тыка подобрал, где-то посверлил, где-то подточил — и вот он, насос, в рабочем виде стоит на месте.
В Лиме — очередной check up. Здесь заменили силовые провода, свечи и ГРМ. Ремень еще не исчерпал свой ресурс, 10 000 километров еще можно было на нем проехать. Но я решила заменить, пока хороший мастер был рядом и запчасти под рукой недорогие. Кто знает, попадется ли еще в дороге. Хороший мастер — везде редкость.
В Лиму я специально примчалась, чтобы показать «Элантру» мастеру, которого мне рекомендовал перуанец Лоренцо. Он увидел в соцсетях мое объявление о том, что я ищу автомастерскую. «У меня такая же машина, приезжай в Лиму, мой мастер ее посмотрит». Во-первых, я удивилась, что такая же машина есть в Перу. Во-вторых, я удивилась, что Лоренцо прекрасно говорит по-русски, почти без акцента. В-третьих, я удивилась, что он не только дал адрес мастерской, но и лично приехал, был переводчиком между мной и мастером и помог отыскать в многочисленных магазинах необходимые запчасти. Лоренцо 10 лет жил и работал в России, отсюда и отличное знание языка. Побывал во многих городах — от Находки до Санкт-Петербурга. Несмотря на занятость и рабочий день, он нашел время помочь мне с ремонтом. Ну и, конечно, мы обсудили надежность наших машин и всевозможные тюнинги. Хотя у Лоренцо машина американской сборки и автомат, а у меня чисто корейская механика.
Машину отремонтировала, едем дальше — в перуанские Анды.