Кризис — время женщин: почему женщины эффективнее решают ежедневные проблемы
В 2018 году президентом Бразилии стал Жаир Болсонару, политик ультраправых взглядов с авторитарным стилем управления. Во время пандемии Болсонару показал себя ковид-диссидентом — новую смертельную инфекцию он называл «обычной простудой», всячески отвергая защитные меры вроде социального дистанцирования, ношения масок и локдаунов. В результате Бразилия стала одним из худших мест для жизни во время пандемии. По общему количеству смертей от инфекции страна сегодня находится на третьем месте в мире, уступая США и Индии. На нее приходится более 6% всех умерших от ковида, притом что население Бразилии составляет менее 3% от мирового. Но, как показало исследование 2021 года, в бразильских городах, возглавляемых женщинам, смертей от COVID-19 было меньше на 25,5 в расчете на 100 000 населения — то есть на 44%, то есть почти вполовину ниже показателей тех муниципалитетов, во главе которых стояли мужчины. Другое исследование выявило такую же корреляцию в США: если штатом управляла женщина, в нем было меньше смертей от COVID-19. Что же особенного они делали?
Женщины, принимающие решения
В 2012 году ученые из Университета Юты проанализировали назначения в компаниях из списка Fortune 500 за 15 лет и обнаружили, что женщины и цветные мужчины с большей вероятностью будут назначены на должность генерального директора, если компания переживает не лучшие времена. Об этой закономерности свидетельствуют и другие исследования, посвященные самым разным аспектам лидерства, от управления банками в периоды рецессии до ведения судебных дел, которые кажутся безнадежными.
Это явление получило название «стеклянной скалы» — предполагается, что женщину назначают руководить безнадежным предприятием для того, чтобы потом можно было обвинить ее в провале. Однако провала может и не быть — приведенный выше пример, касающийся роли женщин в борьбе с COVID-19, показывает, что женщины работают в кризис не хуже, чем в периоды стабильности.
Отношения с коллективом и уверенность в себе
Согласно статистике, женщины преобладают среди волонтеров, работающих в НКО: по оценкам участников сектора, 70% против 30% мужчин. Уже упоминавшийся обзор 17 исследований, посвященный тому, как женщины управляют природными ресурсами, показал, что женщины склонны думать в большей степени об общем благе, нежели о собственных интересах. Они чаще принимают решения, основанные на представлениях о справедливости и этичности.
Важно, что делают они это не в одиночку. Женщины чаще придерживаются демократичного и реже авторитарного стиля руководства. Это значит, что они с большей вероятностью будут рассматривать разные точки зрения, проведут мозговой штурм и в конечном счете примут более сбалансированное решение. Исследования показывают, что гендерно-разнообразные команды имеют более высокий уровень дивергентного (то есть направленное на выход за привычные рамки) мышления и открытости для экспериментов.
По мнению ученых, исследовавших ситуацию в Бразилии, эффективности руководителей-женщин способствовали такие качества, как низкая склонность к риску и отсутствие чрезмерной самоуверенности. Различные исследования показывают, что женщины чаще, чем мужчины, склонны сомневаться в своем мнении. По итогам исследования с участием около 500 000 студентов в 72 странах ученые пришли к выводу, что это связано с убеждением, будто талант и интеллект — мужская прерогатива. Это убеждение формируется еще в детстве и приводит к тому, что женщины подвергают свое мнение сомнению и ведут себя более осторожно.
Как отметил один из респондентов BCG, женщины чаще предлагают идеи в тех сферах, в которых имеют опыт, в то время как мужчины более склонны выдвигать идеи, касающиеся тех сфер, о которых авторы идей не имеют представления.
У этого явления есть и еще одна грань: мужчины чаще считают, что достигли успеха исключительно благодаря собственным способностям. Женщины склонны меньше сосредотачиваться на своей фигуре и больше — на обстоятельствах, с которыми приходится иметь дело.
Эмоции и убедительность
Согласно недавнему исследованию, женщины чаще оцениваются как эмпатичные руководители (55% против 27% у мужчин), в то время как мужчины чаще воспринимаются как безразличные. Как пишут его авторы, женщины-лидеры лучше умеют «делать трудные вещи человечно». Об этом же свидетельствуют и данные из доклада McKinsey «Women In The Workplace» за 2021 год: сотрудники, оценивая женщин-руководителей, отмечают, что те оказывают подчиненным эмоциональную поддержку, следят за их благополучием и предпринимают действия, направленные на борьбу с выгоранием.
Существует стереотип, что женщины более эмоциональны, а в ситуации сильного стресса выбирают копинг-стратегии, связанные не с решением проблемы, а с переживаниями. Об этом говорят и некоторые исследования, но, возможно, у этой особенности есть и свои плюсы. Кризис — время эмоционального напряжения для всех, и те лидеры, которые признают важность эмоций и демонстрируют осведомленность о чувствах тех, к кому обращаются, оказываются более убедительными. Так, ученые, исследовавшие поведение американских губернаторов-женщин в пандемию, считают, что издаваемые ими распоряжения о введении карантина исполнялись лучше, поскольку более доходчиво объясняли важность таких мер.
Ролевые стереотипы
Причина, по которой женщины оказываются более гибкими, эмпатичными и убедительными, менее самоуверенными, скорее всего, кроется в поведенческих моделях и стереотипах, причем женщины, которые им не соответствуют, оцениваются хуже, что только подталкивает женщин к тому, чтобы вести себя «по-женски». Однако поскольку эти различия не связаны с биологическим полом, имеет смысл говорить о «женском» типе лидерства, следовать которому может кто угодно.
«Женское лидерство» — это современный тип лидерства. Оно отличается от авторитарного типа лидерства, при котором лидер ведет за собой группу, но не оглядывается на нее. Он идет к своим целям, и группа для него — всего лишь ресурс. А «женское лидерство» — это эмпатичный тип лидерства, с оглядкой на людей. С ними лидер договаривается о том, к каким целям они идут», — объясняла на встрече Forbes Woman Club соосновательница и президент фонда поддержки предпринимательства и социальных проектов «Рыбаков Фонд», основательница сообщества «PRO Женщин» Екатерина Рыбакова.
При этом, как пишут Расмус Хогаард, Жаклин Картер и Марисса Афтон из консалтинговой компании Potential Project, часто возникает нарратив о том, что женщины лучше справляются с управлением в условиях кризиса, как будто их лидерские качества проявляются лишь эпизодически, а затем снова исчезают. «Правда в том, что всем нам больше нравится наша работа и мы работаем лучше, когда работаем на женщину», — утверждают они со ссылкой на собственное исследование. Согласно его результатам, по многочисленным показателям, включая вовлеченность в работу и производительность труда, наихудшие результаты достигаются, когда мужчина работает на мужчину, а наилучшие — когда женщина или мужчина работают на женщину.
Присутствие женщин среди лиц, принимающих решения, повышает эффективность этих решений — будь то государственное управление, ведение бизнеса или работа некоммерческих и неправительственных организаций. Вот только несколько примеров. Участие женщин в охране и управлении природными ресурсами приводит к большей устойчивости в их добыче, прозрачности и лучшему разрешению конфликтов, показал обзор 17 исследований. По данным ООН, в сельском хозяйстве женщины, имея такой же доступ к ресурсам, как и мужчины, могут добиваться урожайности на 20–30% выше. Это касается и других сфер: как выяснила консалтинговая компания BCG, на каждый доллар финансирования стартапы, возглавляемые женщинами, приносят 78 центов, тогда как стартапы, возглавляемые мужчинами, — всего 31 цент. Согласно отчету S&P 2019 года, если пост CEO в компании занимает женщина, в течение двух лет ее акции вырастут на 20% больше, чем если бы тот же пост занял мужчина.