Год назад мы опубликовали первый список богатейших self-made-женщин России как альтернативу нашему традиционному рейтингу. В новый список входят женщины, добившиеся результата в бизнесе самостоятельно, или активно участвующие в семейном бизнесе (но не получившие его по наследству), или ведущие дела с партнерами. Учитывая огромное влияние административного ресурса в России на бизнес-среду, мы не включаем в этот рейтинг женщин, чьи мужья или другие родственники занимают или занимали должности в вертикали власти.
Первое место в рейтинге богатейших self-made-женщин России осталось у основательницы Wildberries Татьяны Бакальчук (№1, $4,2 млрд). Если учитывать объем бизнеса этого интернет-маркетплейса и продолжающийся рост рынка онлайн-торговли, вряд ли кто-то сможет составить конкуренцию Татьяне Бакальчук в ближайшие годы.
Прошедший 2021 год стал удачным по крайней мере в части роста капитала для двух участниц рейтинга — младших партнеров в крупных холдингах, связанных с нефтью. Выпускница Казанского финансово-экономического института Гузелия Сафина (№4, $450 млн) работала бухгалтером, ведущим бухгалтером и главным бухгалтером на разных предприятиях Татарстана в 1980–1990-х годах. С 1995 года она заместитель гендиректора группы ТАИФ по экономике и финансам. ТАИФ стала крупнейшим акционером нефтехимических предприятий «Казаньоргсинтез» и «Нижнекамскнефтехим», а также построила собственный нефтеперерабатыващий завод «ТАИФ-НК». Среди акционеров ТАИФ — топ-менеджеры, включая Гузелию Сафину (4,5%), а также сыновья первого президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева. В 2021 году холдинг «Сибур» приобрел нефтехимические активы группы ТАИФ, оценив их в $7 млрд. Остальные предприятия, включая нефтеперерабатывающий завод «ТАИФ-НК», перешли в другой холдинг, «УК ТАИФ». Сюда же перешла и Гузелия Сафина, став заместителем генерального директора по экономике и финансам и в новом холдинге.
Марина Седых (№5, $425 млн) до лета 2021 года была бессменным генеральным директором Иркутской нефтяной компании (ИНК). За 21 год компания прошла путь от добычи первых 73 000 т нефти до ежегодного объема добычи порядка 9 млн т. После ухода с должности гендиректора Марина Седых осталась в совете директоров компании, возглавив комитет по устойчивому развитию и ESG. Ей принадлежит 11% фирмы «Приор» — крупнейшего акционера Иркутской нефтяной компании. В рамках сделки с Европейским банком реконструкции и развития Иркутская нефтяная компания была оценена в $3,2 млрд.
Снижение относительно максимумов цены на золото привело к уменьшению стоимости акций российских золотодобывающих компаний. Наталия Опалева (№6, $350 млн) владеет 20% акций холдинга GV Gold — год назад мы оценили ее капитал в $450 млн. Компания несколько раз заявляла о готовности к IPO, но в марте 2021 года в очередной раз отложила публичное размещение акций. Возможно, золотодобывающий холдинг так и не выйдет на биржу — в октябре 2021 года Уральская горно-металлургическая компания (крупнейший производитель меди в России) подала ходатайство о покупке GV Gold.
Оценка капитала другой участницы рейтинга — акционера компании «Сусуманзолото» Любови Герасимовой (№12, $175 млн) не учитывает стоимость долей бизнеса в наследственной массе, оставшейся после Владимира Христова. Супруг Любови Герасимовой и крупнейший акционер «Сусуманзолота» Владимир Христов умер в инфекционной больнице в Коммунарке в конце 2020 года.
В этом году в рейтинге появились две новые участницы — представительницы семейного бизнеса. Светлана Демидова (№8, $250 млн) вместе с супругом владеет сельскохозяйственной группой «Доминант» (сахарные заводы, молочные фермы и предприятия). Ольга Голубева (№13, $150 млн) вместе с мужем продала Петербургскую топливную компанию «Роснефти». Сейчас под контролем супругов остается Петербургский городской банк, галерея бутиков Grand Palace на Невском проспекте и Петербургская транспортная компания (городские и междугородние автобусные перевозки).
Как мы считали
Forbes не первое десятилетие оценивает крупнейшие состояния мира. Для этого журнал применяет специально разработанную методику, основа которой такова.
1. Приводимая нами оценка состояния участницы рейтинга — это стоимость принадлежащих ей активов: акций компаний, объектов недвижимости и др.
2. Все публичные компании оцениваются по рыночной капитализации. Частные компании оцениваются на основании данных об их объемах продаж, прибыли, собственном капитале, проводится сравнение с аналогичными компаниями, торгующимися на бирже или в недавнем прошлом ставшими объектами сделок купли-продажи. Мы стараемся быть консервативными и оценивать собственность бизнесменов по принципу «как минимум не дешевле».
3. В настоящем рейтинге цена публичных компаний зафиксирована на 21 января 2022 года. Исключение сделано для компании Wildberries, оценка которой была пересчитана после рекордного — почти в два раза — снижения в феврале 2022 года (хотя компания не является публичной, оценить ее стоимость позволяют котировки акций конкурента — Ozon Holdings PLC). Состояние генерального директора и владелицы 99% акций Wildberries Татьяны Бакальчук указано на 2 марта 2022 года.
Возраст участниц рейтинга указан на 25 февраля 2022 год.