К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Почему запрет рекламы молочных смесей не поможет сделать детей здоровыми

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Госдума приняла в первом чтении законопроект о запрете рекламы заменителей грудного молока. Екатерина Левченко, куратор направления в образовательном сообществе для матерей SelfMama, рассуждает о том, почему это не поможет распространению грудного вскармливания, и о том, на какие аспекты материнства стоило бы обратить внимание депутатам

18 января 2022 года на пленарном заседании Государственной думы в первом чтении был принят законопроект о запрете на рекламу продуктов детского питания, а именно молочных смесей как заменителей грудного молока. На первый взгляд это полезная инициатива, которая поможет детям быть здоровыми. Но есть много «но», которые не учли авторы законопроекта. Примечательно, что среди них преобладают мужчины (как и в российском парламенте в целом).

Казалось бы, кормление грудью — процесс естественный и понятный. ВОЗ и ЮНИСЕФ рекомендуют начинать грудное вскармливание в течение первого часа после рождения и использовать исключительно грудное вскармливание в течение первых шести месяцев жизни, то есть не давать детям никакой другой пищи или жидкости, в том числе и воды. Но в последние годы грудное вскармливание стало горячей темой. 

«Нет ничего более прекрасного, чем кормящая мама! Когда она кормит ребенка — картина завораживающая. И мы рады за наших женщин, что Господь наделил их такими возможностями», — говорил во время обсуждения законопроекта депутат от партии «Единая Россия» Денис Кравченко. Но есть более завораживающая картина — счастливая, отдохнувшая мама! Безусловно, кормление грудью — прекрасный процесс, но то, что мы видим на красивых картинках в Instagram, не всегда близко к реальности. Мы редко слышим про другую сторону кормления: иногда это больно, иногда психологически выматывающе, не всегда и у всех получается наладить грудное вскармливание легко и просто. 

 

И пока одни яростно настаивают на грудном вскармливании, несмотря ни на что, в том числе и на желание и потребности матери, другие осуждают и пресекают кормление грудью в общественных местах. Вспомним резонансный эпизод, когда посетительницу кафе попросили прекратить кормить ребенка грудью на его территории, ссылаясь на правила заведения, и не менее резонансный случай в Эрмитаже, где, как оказалось, посетительницы «выбрали неподходящее место для грудного вскармливания».

Инициаторы законопроекта предлагают запретить «рекламу детских молочных смесей (заменителей женского молока), предназначенных для вскармливания детей в возрасте от 0 до 12 месяцев жизни, включая продвижение продукции в местах продаж, в том числе с помощью использования специальной выкладки товара, купонов на скидку, бонусных товаров, распродаж, продаж по сниженным ценам, продаж ниже себестоимости и в виде нагрузки при покупке иных товаров, а также путем раздачи образцов или иных средств продвижения товаров непосредственно потребителю». «…Речь идет о том, чтобы бестолковая реклама не вводила в заблуждение наших молодых матерей, которые очень часто сегодня реагируют на порой агрессивные маркетинговые ходы», — объяснял во время обсуждения законопроекта Денис Кравченко. Реклама, по его словам, — один из факторов, приводящий к «необоснованному» отказу женщин от грудного вскармливания. То есть женщин (матерей в данном случае) не считают за здравомыслящих людей, способных принимать взвешенные решения, трезво оценивать пользу и вред для здоровья своего ребенка и делать тот или иной выбор. 

 

Рынок молочных смесей действительно должен очень четко регулироваться. Но обоснованием для отказа от грудного вскармливания может служить масса факторов. «Во многих странах есть запрет на рекламу смесей и этический кодекс их продвижения. Насколько я понимаю, основная задача этого законопроекта — поддержка грудного вскармливания. Для этого одного запрета рекламы катастрофически мало. Исследования показывают, что есть более эффективные и значимые меры, — комментирует Вера Якупова, кандидат психологических наук, научная сотрудница факультета психологии МГУ, практикующий психотерапевт, специализирующаяся на психологии родительства и семейных отношениях, мама троих детей. — Например, контакт кожа к коже сразу после рождения — что, к сожалению, до сих пор редко обеспечивается в наших роддомах. Поддержка грудного вскармливания в роддоме — консультации для мам и отсутствие докорма смесью (если нет медицинских показаний). Просвещение и информация о налаживании грудного вскармливания, поддержка от близких и социальной среды».

Между тем в списке врачей, которые должны принимать по ОМС в районной поликлинике, специалистов по грудному вскармливанию нет. В профессиональном стандарте «Врача-педиатра участкового» среди необходимых компетенций есть следующее: «Разъяснять матерям пользу грудного вскармливания не менее чем до одного года, в том числе исключительно грудного вскармливания в течение первых шести месяцев, и правила введения прикорма в соответствии с клиническими рекомендациями». Но нет компетенции «Помогать организовывать процесс грудного вскармливания». Нет такого и у «Акушера-гинеколога».

«Необходимо наличие удобных мест для кормления в любых учреждениях, одобрение, а не осуждение женщины, которая кормит младенца вне дома (к сожалению, в нашем обществе до сих пор есть с этим сложности), — отмечает Вера Якупова. — И, конечно, внимание к ментальному здоровью женщины после родов, потому что послеродовая депрессия и травматический синдром отрицательно коррелируют с продолжительностью грудного вскармливания».

 

На заседании много говорили про здоровье человека, которое закладывается в детстве, с грудным молоком. Но ничего не говорили о том, что здоровье — это еще и профессиональная ранняя диагностика, современное оборудование в больницах, да даже элементарное наличие медицинского учреждения в шаговой доступности. И совсем не говорили о ментальном здоровье матерей, о психологическом состоянии родившей женщины, о послеродовой депрессии. А между тем ее диагностируют у 13% женщин в течение года после рождения ребенка (и это цифры только по тем, кто обратился к специалистам).

«При некоторых состояниях, например, физиологических трудностях с кормлением, выраженных болях, D-MER (Dysphoric Milk Ejection Reflex — интенсивных негативных эмоциональных состояниях при выработке молока) для благополучия ребенка и женщины искусственное вскармливание может быть оптимальным вариантом», — предупреждает Вера Якупова.

Наконец, для развития грудного вскармливания нужна финансовая поддержка материнства. Да, продолжительность отпуска по уходу за ребенком в России дает возможность женщине кормить ребенка грудью достаточно долго, но ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет составляет 40% от среднего заработка, не менее 7082,85 рубля и не более 31282,82 рубля в 2022 году. По достижении ребенком 1,5 лет женщине выплачиваются суммы, несовместимые с выживанием. Получается, что у женщины нет финансовой мотивации для того, чтобы оставаться в отпуске по уходу за ребенком, а чтобы выйти на работу, часто приходится завершать грудное вскармливание.

«Важно помнить, что кормление ребенка — это выбор женщины. Задача общества — обеспечить ее необходимой поддержкой, но не делать этот выбор за нее», — призывает Вера Якупова. Между соской и укачиванием мы выбираем здоровый сон ребенка и мамы. Между одноразовым и многоразовым подгузником — чистую сухую кожу. Между грудным и искусственным вскармливанием — сытого ребенка. И вместо запретов за рекламу эффективней будет работать доступ к полной информации и поддержка материнства — на государственном уровне в том числе.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+