«Лучше смерть, чем быть укрытой покрывалом»: история первой иранской женщины-министра
«У меня нет завещания, а все, что у меня было, конфисковано. Я знаю, что не совершала грехов, приписываемых мне в обвинительном заключении и упомянутых делах... Суд делает большое различие между мужчинами и женщинами, и я надеюсь, что будущее иранских женщин станет лучше», — написала в ночь на 8 мая 1980 года Фаррохру Парса, первая женщина-министр Ирана. На следующее утро ее, узницу тюрьмы Эвин, попытались повесить и после двух неудачных попыток застрелили.
Парса была пионером иранского феминистского движения, она вдохновляла многих женщин — в своих интервью об этом упоминали правозащитница Махназ Афхами и лауреатка Нобелевской премии мира 2003 года Ширин Эбади. Даже после Исламский революции, хотя сама Парса и была казнена, некоторые ее достижения были приняты на вооружение новой властью.
Учительница
Фаррохру Парса родилась 21 марта 1922 года в городе Кум. Ее мать Фахр Афаг Парса была борцом за права женщин и редактором журнала «Мир женщины». Вдохновленная примером суфражисток, Фахр Афаг в своих статьях призывала прекратить ограничивать свободу женщин и требовала гендерного равенства в сфере образования. Редакция подверглась нападению толпы религиозных фанатиков, под давлением правительства семья Парса покинула город и была помещена под домашний арест в Куме, где в канун Нового года на свет появилась Фаррохру.
После установления династии Пехлеви семье Парса разрешили вернуться в Тегеран, где Фаррохру пошла в школу. Иран ждала модернизация, затронувшая все сферы жизни общества, — была реорганизована армия, восстановлена промышленность, открылись новые школы и университеты. Эти изменения пришлись не по душе шиитским теологам, убежденным, что избранный Реза-шахом курс не соответствует нормам ислама. И все же жизнь била ключом. В 1936 году было отменено обязательное ношение хиджаба. Женские голоса звучали все громче.
Окончив школу, Фаррохру поступила в Тегеранский университет на медицинский факультет. В 22 года она вышла замуж за друга детства, молодого армейского офицера — Ахмада Ширина, в браке у них родились четверо детей.
Еще учась в университете, Фаррохру преподавала биологию в школе для девочек «Нурбахш». А в 1950 году после завершения обучения в университете она пришла работать в тегеранскую школу имени Жанны Д'Арк, где среди ее учениц была будущая императрица Фарах Диба. В свободное от работы время она вела уроки для женщин-заключенных в тюрьмах. Спустя шесть лет Парса вернулась в «Нурбахш» уже в качестве директора. Ей удалось увеличить число воспитанниц с 110 до 1850, привнести передовые идеи и расширить изучаемые дисциплины. Позже, уже будучи премьер-министром, Парса будет шутить, что руководить школой гораздо сложнее, чем правительством.
Депутат
Наступили бурные 60-ые, ознаменовавшиеся «Белой революцией» — программой политических и социально-экономических реформ шаха Мохаммада Резы Пехлеви. Под давлением внутренних и внешних факторов, были предприняты резкие шаги по трансформации устоявшегося уклада жизни иранцев. Незамедлительного решения требовал аграрный вопрос: большая часть населения была занята в сельском хозяйстве, пахотные земли были поделены между крупными землевладельцами и шиитскими улама (ученым толкователям Корана). В 1962 году шах подписал закон, который ограничивал собственность землевладельцев одной деревней, остальные земли подлежали продаже крестьянам-арендаторами. Это превратило улама в оппозиционно настроенную прослойку общества.
В 1962 году Парса присоединилась к «ассоциации прогресса», которая была преобразована в политическую партию «Иране новин» под предводительством премьер-министра Ирана и стала одной из первых женщин-делегатов в 21 маджлис (по сути, депутатом), где вошла в комитет по бюджету, культуре и семье. Она выступала за реформу законодательства, регулирующего семейную жизнь, и в прошении к шаху заявляла о необходимости предоставлении избирательного права женщинам, на что получила его ответ: «Я буду добиваться, чтобы моя страна проголосовала по этому вопросу; мой народ состоит не только из мужчин». В 1963 году реформы были приняты на референдуме.
Реформы несли позитивные тенденции, но консервативное общество Ирана было к ним не готово — тем более, что их проведение порой сопровождалось нарушением прав человека. Происходит усиление религиозного радикализма и активизации деятельности аятоллы Рухоллы Хомейни. Религиозные иранцы выступили против реформ, митинги были жестоко подавлены, лидер протеста аятолла Хомейни был арестован.
Министр
Через пять лет Фаррохру Парса заняла пост министра образования. Примечательно, что САВАК — Министерство государственной безопасности Ирана — собирал на Парсу досье. Документы из него позже были использованы Исламским революционным трибуналом при вынесении ей смертного приговора.
Но пока что при ее содействии открываются новые школы в малонаселенных районах. Образование получают даже представители кочевых народов, что потребовало особой сноровки. В государственных школах по всей стране вводится бесплатное питание.
Важным результатом деятельности Парсы стало принятие закона «О защите семьи» 1967 года (дополнительные поправки были внесены в 1975 году). До его принятия инициировать развод мог только мужчина, он же получал опеку над детьми. Брачный возраст для женщин начинался с 13 лет, а для мужчин с 15. Аборт был возможен только с согласия мужа, незамужние женщины могли сделать аборт, если срок беременности не превышал восьми недель. Новый закон фактически отменил односторонний развод. Семейные суды определяли, кто из родителей получит опеку над детьми, и назначали алименты. Кроме того, закон практически устранил полигинию, установив, что вступить в брак со второй женой можно только с согласия первой. Женщины теперь могли вступать в брак с 18 лет, мужчины — с 21 года.
Закон вызвал сопротивление многих религиозных иранцев, а аятолла Хомейни, находившийся в эмиграции, издал фетву, которая объявила любой развод по семейному праву недействительным по шариату. Придя к власти в 1979 году, он первым делом отменил именно этот закон.
Обвинения
В 1974 году только 17 женщин были депутатами маджлиса, три женщины занимали посты замминистра и одна — Парса — была министром. В 1975 году она ушла с поста, чтобы сделать перерыв в политической карьере и посвятить себя семье. В это время в стране зреет социально-политический кризис. Шах не смог с ним справиться и в 1979 году, когда в стране произошла Исламская революция, покинул страну. 1 февраля 1979 года из эмиграции вернулся аятолла Хомейни. А уже 16 февраля была арестована Фаррохру Парса.
Волна арестов бывших шахских государственных деятелей прокатилась по стране. Были казнены, например, бывший премьер-министр Амир Аббас Ховейда, генерал и зять шаха Надер Джаханбани. Председатель Исламского революционного суда Садек Халхали проводил массовые чистки и выносил приговоры без следствия. Тем не менее, Фаррохру надеялась, что ее невиновность будет доказана «справедливым» судом.
У нее были связи среди тех, кто пришел к власти после революции. При ней Министерство образования спонсировало Исламский центр в Гамбурге, где директором некоторое время был теперешний главный судья Верховного суда Ирана. А генеральный секретарь Исламской республиканской партии до революции консультировали Парсу по вопросам составления школьных учебников и получил разрешение на открытие нескольких религиозных школ в Тегеране. Но после ареста Парсы они первыми выступили свидетелями со стороны обвинения.
Фаррохру была осуждена за «разграбление государственной казны», «сотрудничество с САВАК», «участие в принятии антинародных законов», «превращение системы образования в зависимую от империалистической культуры», «разжигание коррупции и распространение проституции» в Министерстве образования — под проституцией обвинители подразумевали недопустимое, по их мнению, участие женщин в политике. Парса все обвинения отрицала и парировала на суде: «Те, кто обвинил меня в краже миллионов, должны сказать, как и где я украла эти деньги?»
В своем последнем письме детям она написала: «Я — врач, поэтому смерти не боюсь. Смерть — мгновение и не более того. Я готова встретить смерть с распростертыми объятиями, чем жить в позоре, будучи насильственно укрытой покрывалом. Я не покорюсь тем, кто ждет от меня раскаяния в моей полувековой борьбе за равенство мужчин и женщин. Я не готова носить чадру и шагнуть обратно в прошлое».
Многим женщинам после Исламской революции пришлось сделать именно это, однако не все, чего добилась Фаррохру Парса, было отвергнуто или забыто. Хотя образовательная программа была изменена, обучение проходило в тех самых школах, которые открылись при Парсе. Система бесплатного питания тоже осталась. В 2013 году заново был рассмотрен закон о защите семьи. И хотя в Иране до сих пор сложная ситуация с правами женщин, бывшая министр образования внесла большой вклад в развитие женского движения.