Бывшая сотрудница московского агентства элитной недвижимости после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на автомобильную кругосветку в компании собаки. О ее передвижениях в режиме реального времени можно следить в блоге Вокругсвета. В предыдущей серии Ирина побывала в лесу, через который идет наркотрафик из Южной Америки в Северную, и продолжила попытки найти путь в Колумбию, что оказалось крайне непростым квестом.
Переправка Элантры из Панамы в Колумбию мне казалось самым пугающим занятием за все время экспедиции #сГретойВокругсвета, — до тех пор, пока я не поняла, что переправить собаку будет еще сложнее. И поскольку все познается в сравнении, отправить машину в контейнере оказалось не так уж и страшно. Хотя и сложно. Первое, что я сделала, — заранее написала письма всем агентам, контакты которых мне удалось раздобыть. В ответ — тишина. Ни на одно письмо я не получила ответа.
«Это же Панама, детка! Зачем так подробно расписывать, что тебе нужно? — пояснили мне знающие люди. — Любой панамец сразу закроет письмо и поленится прочитать «много букв», тем более написанных с помощью гугл-переводчика». Сокращаю письмо до одного предложения. Моментально получаю ответ: корабль ходит каждую неделю, стоит $900–1200, плюс портовые расходы и аренда контейнера. Договорилась с агентом, уточнила цену и начала искать яхту или лодку для переправы Греты по Карибскому морю. Все еще надеясь, что это может получиться параллельно с отправкой машины.
Все то время, что я была в Панаме, я до последнего момента ломала голову над тем, как переправить Грету. Потому что с машиной более-менее все было понятно: грузовые корабли ходят из Панамы в Колумбию каждую неделю. Нужно два дня на подготовку всех документов, и дело сделано. Останется только сесть на самолет и встретить Элантру в порту Картахены.
С Гретой было сложнее. Первоначальный план улететь с ней на самолете не сработал. Прямые линии до Картахены только у авиакомпании Copa Airlines, а она не берет на борт животных такого размера. С другой авиакомпанией можно долететь только с пересадками через Боготу — тяжело, сложно, и долго — и не успеть забрать машину в Картахене, а штрафы в порту за простой огромные.
Можно было бы отправиться на лодке, но из-за пандемии все коммерческие рейсы были отменены. Архипелаг Сан Блас, через который пролегает маршрут, закрыт для туристов. И если раньше лодки курсировали туда-сюда постоянно, то за два месяца в Панаме я не нашла ни одной. Вернее одну. Случайно. Путешественники из Европы на собственной лодке собирались идти из Панамы в Картахену. Даты выхода были плавающими, но мы наконец-то договорились о точном дне.
И вот когда вроде бы все звезды сошлись и настал «час икс», я мчусь в полицию за специальным разрешением на вывоз машины из страны, оповестив заранее агента, что на этой неделе будем отправляться. Довольная, оформляю заказ. Но тут агент предъявляет счет, превышающий первоначальный почти вдвое. И предупреждает: «Еще $2000 готовься заплатить в порту Колумбии». Итого $5000. Как так? Я рассчитывала всего на $2500.
Это Панама, детка. Агент не уточнил одну маленькую, но важную деталь: компания-грузоперевозчик SeaBoard работает только с узким кругом агентов, и мой в этот круг не входит. Это значит, что он является посредником, соответственно, прайс увеличивается на сумму его посреднических услуг. Считай, в два раза. Срочно ищу нового агента. А два драгоценных дня уже потеряны. Лодка, которую я с таким трудом нашла для переправы Греты, не будет ждать лишнюю неделю, если я не успею сейчас. Это значит, что у меня остается только один день, чтобы оформить все документы.
Новый агент, хоть и с третьей попытки, нашелся только к вечеру. «Сейчас поздно уже. Мы отправили запрос в порт, как только придет подтверждающий ответ, повезете туда машину. Но узнаем об этом только утром». Завтра наступило, ответа нет. День прошел, ответа нет. Вот уже утро следующего дня, ответа нет. Я уже смирилась с неудачей и приготовилась вернуться в Коста-Рику, чтобы не нарушать миграционный закон Панамы, да и срок временного пребывания моей машины подходит к концу. Но вдруг неожиданно получаю сообщение: линию открыли, нужно срочно ехать в порт. Как так? Я уже настроилась на перенос срока!
В Панаме надо быть готовым к любым неожиданностям. Например, что разрешение придет в последний момент, когда его уже не ждешь. Мчусь в порт на всех парусах. На ходу забрасываю Грету к друзьям, они живут на побережье Карибского моря, недалеко от Колона, где и находится порт.
В порту меня ждали. Формальности с документами прохожу быстро, передаю ключи зажигания сотрудникам порта, в контейнер машину погрузят уже без меня. Я сначала возмущаюсь, потому что хочу быть уверена, что все в порядке и ключи не потеряются. «Нет, не положено. Но мы можем отправить тебе фото погрузки». Фото, конечно, никто не отправил, потому что тоже не положено. Осталось довериться случаю, вернуться в Панама-Сити, сесть на самолет и встретить машину в колумбийской Картахене. Что я и сделала.
Еще три дня я провела в Картахене, чтобы разобраться с таможенными формальностями и забрать мою Элантру. И как раз успела вовремя, чтобы потом вернуться в Панаму за Гретой и сесть с ней в лодку. Но только я забрала машину, пришло сообщение от капитана: мы изменили дату выхода, отправляемся на три дня раньше. Ждем вас в пятницу утром. Но в пятницу утром я только вылетаю из Колумбии обратно в Панаму!
Это Панама, детка. Даже если у тебя есть четкие договоренности и подтверждающее письмо от капитана лодки, это еще ничего не значит. Срочно ищу охраняемую парковку для Элантры, чтобы оставить ее там на неопределенное время, и запускаю новый план (какой там уже по счету?) по переправе моей собаки. Но это уже другая история.