Одна вокруг света: джунгли контрабандистов и поиски переправы в Колумбию
Бывшая сотрудница московского агентства элитной недвижимости после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на автомобильную кругосветку в компании собаки. О ее передвижениях в режиме реального времени можно следить в блоге Вокругсвета. В предыдущей серии Ирина продляет временное разрешение на въезд машины в Панаму, ищет способы переправить Грету в Колумбию и учится управляться с парусами.
Панама — страна, где заканчиваются дороги. На границе двух континентов расположен национальный парк Дарьен, и он разделяет Америку на Южную и Северную. В прямом смысле. Между ними нет явно выраженных дорог, только джунгли. Эти территории получили название Дарьенский пробел. Большую их часть покрывают сплошные заросли и болота. Это настоящий дикий лес. Дорогу через него до сих пор не проложили не только потому, что климат не позволяет, — у заповедника дурная репутация. В джунглях между Колумбией и Панамой прячутся контрабандисты, идет наркотрафик, пробираются смельчаки-нелегалы. Встреча с любой категорией, мягко говоря, малоприятна.
Для автопутешественников Дарьенский пробел — настоящая преграда. Сухопутным путем попасть из Панамы в Колумбию невозможно без риска для жизни. Дорога заканчивается в панамском городе Явисе, а за ним начинаются те самые непроходимые джунгли.
Несмотря на дикость и непроходимость густого леса, Дарьен вполне себе обитаем. Здесь можно встретить поселения народов куна и эмбера-воунаан. Попасть в некоторые деревни можно только по воде. Но есть и проселочные дороги, еле заметно обозначенные на карте заповедника. Я несколько раз поворачивала на ответвления от основной дороги и попадала в местные деревни.
Незадолго до Явиса стоит полицейский пост. Тщательная проверка всех, кто едет в сторону Дарьена, регистрация паспортных данных. «В Колумбию нет дороги», — сказал человек в форме, поинтересовавшись моими планами. «Я только посмотрю, где она заканчивается, и вернусь. Любопытно!», — отвечаю я. Но военный с автоматом тоже оказался любопытным. Объясняю, как и зачем я оказалась в Панаме, что это кругосветная экспедиция и мне пришлось пересечь океан. «Сколько стоит переправить машину?», — интересуется он. «Из Таиланда в США — $2000». «О, это чип-прайс!»
Это правда. И пока это самый дешевый известный мне способ переброски машины через океан. Как оказалось позже, из Панамы в Колумбию — вдвое дороже, хотя расстояние в тысячи раз короче.
Сухопутную границу в районе Дарьена пересекать запрещено. Хотя это не останавливает многих нелегальных переселенцев из Южной Америки. В консульстве Колумбии я уточняла, открылись ли сухопутные и морские границы. «Это нелегально», — ответил мне сотрудник консульства, хотя я имела ввиду крохотный кусочек земли в районе Ла Миель на северо-востоке Панамы, который можно пройти пешком совершенно официально. Но до него можно добраться только на самолете или на лодке, и потом по морю до ближайшего колумбийского населенного пункта. Такой вариант пересечения границы я тоже рассматривала, но пришлось его отмести по ряду причин. Как и другие иностранцы, я загрузила свой автомобиль в морской контейнер и отправила его морем из Панамы в колумбийский порт Картахена.
Это был самый длительный, самый сложный, самый дорогой и самый изнурительный переход границы. Мне пришлось дважды перебираться в Колумбию. Потому что иногда, чтобы продвинуться вперед, надо сделать два шага назад.
Когда я поняла, что параллельно переправить всех (машину и собаку) никак не получается, план был такой: отправить Элантру грузовым кораблем, оставить Грету в Панаме у друзей, самой лететь на самолете в Картахену, встретить машину, найти для нее надежную парковку, вернуться в Панаму, сесть с Гретой в лодку и уплыть с ней в Картахену.
В каждом деле должен быть план. И даже не для того, чтобы следовать ему. Нужно, чтобы голова была занята этим планом и мозг меньше думал, меньше паниковал на тему «у меня не получится» и не мешал интуиции в итоге действовать не по плану, а чтобы все сложилось наилучшим образом.
У меня были планы B, C, D и далее по списку до последней буквы алфавита. Я рисовала схемы, чертила таблицы, сопоставляла даты и числа, бегала по инстанциям и собирала документы. Ум не паниковал, прокручивая все эти планы то по очереди, то все одновременно. Потому что «это Панама, детка». Информация, условия, сроки и бюджеты менялись с быстротой звука. Машину отправим, но это не точно. На этой неделе, но это не точно. Самолеты летают, но это не точно. Справка будет, но это не точно. Лодка отходит такого-то числа, но это не точно. Везите машину в порт, но это не точно. Перевозка стоит столько-то, но это не точно. Я скажу вам точно, но это не точно. И так абсолютно во всем.
В чем я была точно уверена — это в том, с кем я оставлю Грету. И в том, что у меня есть мощная поддержка друзей и близких. Не представляю, как бы я справилась без нее. Все было настолько сложно, что я каждый день думала: стоит ли продолжение путешествия таких усилий?
У нас все получилось. Это был тот еще квест — длиной в три недели, нон-стоп самолетами, автобусами, автостопом и на лодках. Как мы его проходили, я расскажу подробно в следующих сериях. Для истории.