Как Мария Лапук вложила $500 000 в маску Blanc и отбила затраты краудфандингом
Для проекта Blanc пандемия сыграла ключевую роль — если бы не локдаун, соосновательница PR-агентства Vinci Agency Мария Лапук не придумала бы оригинальную маску, в которой человек одновременно напоминает участника группы Daft Punk и персонажа сериала «Игра в кальмара». Спустя полтора года первоначальные инвестиции в $500 000 удалось полностью закрыть краудфандингом, хотя теперь пандемия тормозит проект — из-за проблем с логистикой и технических сложностей производство масок уже задержалось на несколько месяцев.
За это время Мария успела заинтересовать Dior и договориться о сотрудничестве с Warner Bros. Entertainment, получить предзаказов на $477 000 и пережить распад тех самых Daft Punk. А заодно попасть в шорт-лист премии Forbes Woman Mercury Awards — 2021 в номинации «Лучшее бизнес-решение».
Два пиарщика, тренд и антитренд
«В конце марта после очередного созвона мы с моим коллегой Филиппом Егоровым обсуждали, что все делают максимально открытые, прозрачные маски. А значит, появятся маски, которые будут закрывать все лицо, — где есть тренд, должен быть и антитренд. Через неделю Филипп написал мне: «Давай делать такую маску?» — рассказывает Мария Лапук.
Мария и Филипп — пиарщики, поэтому они в общих чертах представляли путь продукта. Летом 2020 года сделали прототип, в ноябре запустили проект на Kickstarter, затем Indiegogo.
Цепочка запуска подобного продукта с нуля, если упростить, выглядит следующим образом: создание первой модели — промышленный дизайн — прототип — инженерная модель — финальный Golden Prototype — серийный запуск продукта. Вначале Blanc пытались делать в России, но результаты оказались плачевными. «Нет оборудования, нет материалов, люди не умеют работать и не соблюдают сроки», — кратко описывает свой опыт Лапук.
После нескольких неудачных попыток разработать модель в России эту работу доверили компании Woodenshark, которая базируется в США. Мария знакома с ее основателем Дмитрием Гореловским. К тому же в Woodenshark понимали, как работает Kickstarter и что нужно сделать, чтобы запустить сбор денег. Команда нарисовала первую модель и сделала весь промдизайн, работы закончились летом 2020 года. Маска весит 180 грамм, в ней установлен HEPA-фильтр (фильтр высокой эффективности вроде тех, что стоят в пылесосах). Отдельные детали можно кастомизировать.
Прототипирование постарались организовать в России, но снова не вышло. Российская компания взяла за разработку прототипа 400 000 рублей, но после полутора месяцев ожидания оказалось, что сделанную инженерную модель нельзя собрать воедино — детали не подходили друг к другу. Мария признается, что когда она вышла из инженерного цеха, то чуть не расплакалась — столько времени потеряно впустую. Еще одна компания взялась за работы, но через две недели сказала, что ничего не получилось, и пообещала вернуть половину суммы. В Китае за рабочий прототип взяли втрое меньше и сделали его за 10 дней.
Между прототипом и серийным запуском продукта — пропасть. Прототип можно напечатать в единичном экземпляре на 3D-принтере, но не всегда можно сделать на конвейере. «Во время создания Golden Prototype мы обнаружили, что некоторые детали маски нельзя сделать в серийном производстве. Из-за этого приходилось возвращаться на этап промышленного дизайна и делать новый прототип», — говорит Лапук.
Еще одна проблема касалась тулинга — формы, которая выступает основой для серийного производства детали. У Blanc более 20 тулингов, и один из них, как выяснили на китайской фабрике, оказался бракованным. Пока его делали заново, а производство занимает 45 рабочих дней, процесс массового запуска пришлось остановить. Ситуацию усложняли ковидные проблемы с логистикой — пересылка образцов между производством в Китае и дизайнерами в США занимала не менее двух недель вместо привычных 3–5 дней.
Японский твит на $80 000
В декабре 2020 года Мария Лапук вышла замуж. На свадьбу приехал Филипп Егоров и сразу после поздравлений отвел ее в сторону: «Маша, что-то происходит, у нас на Kickstarter каждую минуту становится больше денег. Это странно». Оказалось, что японское технологическое медиа Nozology написало текст про маску ровно в день свадьбы Марии. Материал выстрелил, и Blanc вышел в тренды японского твиттера — за два дня твит Nozology принес бренду 7 млн просмотров и предзаказы на $80 000.
Всего про Blanc вышло более 150 уникальных материалов в разных медиа в 33 странах мира. Лапук порой спрашивали, зачем она пиарит этот проект, и говорили, что сбор на Kickstarter запустили только для того, чтобы показать — Vinci Agency умеет работать с этим инструментом. В то, что два пиарщика запустили производство реального продукта, верили далеко не все.
При раскрутке своего проекта пиарщики тестировали все возможные каналы: трафик из соцсетей или Reddit, рекламу у инфлюенсеров, рассылки, личные связи. При этом порой результат приходил неожиданно — летом 2020 года, когда еще не был готов прототип, Мария с Филиппом разослали первые письма в медиа и получили ответ от Dior. Люксовый бренд захотел заказать несколько десятков масок для своих нужд.
«Мы очень долго пытались выйти на Daft Punk, искали их продюсеров и концертных директоров. Blanc идеально мэтчится с ними, но после первого контакта нам все говорили одно и то же: «Простите, мы не можем с вами общаться», — вспоминает Мария. — Мы ничего не понимали, а 22 февраля 2021 года, когда группа распалась, поняли — люди знали об этом заранее, просто не могли сказать».
Как приобрести друзей и заставить всех тебя ненавидеть
Ворох проблем на производстве привел к задержкам, что совсем не понравилось людям на Kickstarter. На Kickstarter у проекта уже около 1800 комментариев, а их тональность день ото дня становится все более резкой. Львиная доля последних сообщений посвящена тому, что проект называют «провальным», а порой и прямо пишут, что это «афера». Но в некоторых случаях комментаторы вступаются за команду Blanc, предлагая всем успокоиться и еще немного подождать. «Я не знаю ни один проект на Kickstarter, который бы сделали вовремя. У всех в среднем задержки составляют от 6 до 8 месяцев», — говорит Лапук. Сейчас она утверждает, что маска будет готова в ближайшие месяцы.
«На моей практике среди технологических проектов на Kickstarter ни один не был сделан вовремя. По статистике, около 84% задерживаются на пути к отправке, — комментирует CEO AURA Devices Станислав Горбунов, в 2018 году его компания собрала на Kickstarter $109 000 на производство первой партии фитнес-браслета AURA Band. — Думаю, что бейкеры (те, кто участвует в краудфандинге. — Forbes Woman) понимают, что могут быть задержки и это рискованное предприятие, но для этого их надо регулярно информировать, вести диалог и развивать проект, учитывая мнение и запросы».
Сейчас у Blanc на Kickstarter собрано $403 000, на Indiegogo еще $74 000 — в общей сумме заказали 5000 комплектов (купить можно как маску, так и отдельные детали: дополнительные панели или фильтры). Всего Мария и Филипп вложили в разработку Blanc $500 000 личных средств. На первой партии заработать не получится, но уже есть предзаказы в В2В-сегменте, и они, по планам сооснователей, должны принести доход. «У нас на руках два больших заказа от мировых брендов, каждый на несколько тысяч долларов. Но назвать бренды я пока не могу, NDA», — говорит Мария Лапук.
Важный урок, который она вынесла, — прийти на Kickstarter с простой идеей и собрать денег не получится. Даже если у вас готов инженерный прототип, то на одно раскручивание проекта на Kickstarter необходимо заложить бюджет не меньше $50 000. При этом нельзя выкладывать рендеры (3D-визуализация проекта), необходимы живые фотографии, на которых демонстрируют продукт.
«Kickstarter давно перестал быть площадкой, куда ты можешь прийти с презентацией и красивой историей, — подтверждает Горбунов. — Создателю желательно выполнить всю домашнюю работу: разработку и тестирование продукта, поиск и проверку поставщиков, планирование логистической цепочки поставок». Готовясь к массовому производству, он рекомендует вместе с контрактным производителем учесть технологические процессы изготовления деталей, нюансы сборки, а самое главное — контроль качества поставляемой продукции.
Рейверы и аллергики
Сейчас Мария и Филипп прорабатывают гипотезы, кому и как еще можно продавать Blanc. Например, в офлайн поштучно. Blanc может стать первым бизнесом с российскими корнями, получившим лицензии Warner (она уже подтверждена, сумму роялти Мария Лапук не разглашает), — это позволит продавать маски, разрисованные в духе DC Comics или Mortal Kombat. А департамент полиции Бостона хочет проверить, насколько маска защищает от резиновых пуль, чтобы в дальнейшем заказать его для собственных нужд.
Также в планах наладить краудфандинг на других площадках, таких как японская Campfire или китайская DemoHour. Это позволит привлечь больше покупателей из Азии и закрепиться на местном рынке. На данный момент для Blanc Япония — второй по величине рынок сразу после США. Успех южнокорейского сериала «Игра в кальмара», герои которого ходят в закрывающих лицо масках, тоже может подхлестнуть популярность Blanc в Азии.
Сейчас среди заказчиков Лапук выделяет две основные группы. Первая связана с развлечениями — это косплееры, фанаты Daft Punk, рейверы, представители субкультур. Вторая — это люди с медицинскими требованиями, например, проблемами с кожей или аллергией. Индианский университет хочет провести исследование, насколько Blanc защищает аллергиков.
Еще одна целевая группа — люди, желающие скрыть свою личность. На возможность соблюсти приватность упирает описание маски на Kickstarter. Правда, фотосет Blanc в «Москва-Сити» собрал целую толпу зевак: маска привлекает внимание. Партнер Марии Филипп Егоров не видит в этом противоречий: «Люди из твоего подъезда могут знать, кто под маской. Но в оживленном месте будут видеть маску, а не того, кто под ней. Камеры, расположенные в общественном транспорте, домофонах и на улицах, тоже не смогут считать личность. Дополнительные паттерны — анализ походки или силуэта — работают, но только вместе с распознаванием лица. В отрыве от нее результативность этих отдельных технологий очень низкая и будет еще долго оставаться низкой». По его словам, маска не помогает совершать преступления, ведь у правоохранительных органов есть множество способов идентифицировать злоумышленников, помимо распознавания лиц, — например, по уникальным идентификаторам мобильных телефонов. «Из необычных кейсов применения подобных масок я могу вспомнить Китай. Там социальные рейтинги опираются на данные с камер видеонаблюдения и в системах прописан следующий скрипт: людям, которые больше тратят, банки будут давать деньги под больший процент. Подразумевается, что чем больше ты тратишь, тем ты богаче. Поэтому китайцы массово ходят в банки в мотоциклетных шлемах, чтобы система не распознавала их лицо и банк выдавал продукты на улучшенных условиях», — рассказывает Егоров, предполагая, что по мере распространения биометрических технологий спрос на маски будет расти.
По словам Марии, они с Филиппом Егоровым в любом случае запустили бы свой бизнес, потому что морально уже были готовы к этому. Но именно из-за пандемии этим бизнесом стала маска Blanc — в другое время партнеры вряд ли задумались бы о подобном девайсе. «Я думаю, маски надолго вошли в нашу жизнь, даже если пандемия скоро закончится, еще долго будут места и ситуации, где они пригодятся. А вторая причина, почему Blanc будут покупать, — это развлечения. Они не закончатся никогда».