20 лучших проектов: шорт-лист премии Forbes Woman Mercury Awards — 2021
Forbes Woman совместно с ювелирной компанией Mercury второй год подряд проводит конкурс для предпринимательниц, которые нашли самые креативные и эффективные решения для развития своего бизнеса, а также активно участвовали в благотворительных и социальных проектах. Попробовать свои силы можно было в одной из четырех номинаций: «Лучшее бизнес-решение», «Лучшая перестройка бизнеса», «Лучшая социально-благотворительная инициатива», а еще в этом году появилась номинация «Вклад в науку и технологии».
В редакцию поступило более 200 заявок. Уже на этапе приема было видно, что женщины в России успешно развивают проекты в самых разных сферах — от образования до агротеха, от индустрии красоты до медицины. Отбор проходил в два этапа: сначала редакция сформировала лонг-лист, затем при участии членов жюри был финализирован шорт-лист премии.
Жюри — в него вошли генеральный директор «Яндекса» в России Елена Бунина, президент сети фитнес-клубов World Class Ольга Слуцкер, генеральный директор телеканала «Дождь» Наталья Синдеева, вице-президент компании Mercury и руководитель ювелирно-часового направления Елена Иванова, главный редактор Forbes Woman и Forbes Life Юлия Варшавская, редакционный директор Forbes Николай Усков и заместитель главного редактора Forbes Анастасия Карпова — оценивало каждую заявку по нескольким параметрам.
Учитывались эффективность, социальная значимость и масштаб проекта. В шорт-лист вошли предпринимательницы, которые создали новый бизнес, социальный проект или благотворительный фонд, успевший показать выдающиеся результаты за 2020–2021 годы; нашли креативное решение, позволившее сохранить бизнес или вывести его на новый уровень; сохранили успешные показатели или улучшили результаты, несмотря на экономический и социальный кризис, связанный с пандемией COVID-19; активно занимались благотворительностью или социальной работой.
По результатам голосования редакции и членов жюри из шорт-листа были выбраны имена четырех победительниц, которые будут объявлены в сентябрьском номере Forbes Woman и на нашем сайте — в конце августа. Как и в прошлом году, в течение нескольких месяцев после конкурса мы будем публиковать подробные тексты, посвященные каждому из проектов в шорт-листе.
Лучшее бизнес-решение
Наталья Хазова, генеральный директор «Саликорния Нутришн»
Компания Натальи Хазовой решает проблему избыточного потребления соли, предлагая «зеленую соль» — специю растительного происхождения. Во время пандемии «Саликорния Нутришн» вышла в онлайн и начала работать с целевыми блогерами, что дало узнаваемость бренду и его продукту. В 2020 году компания заключила соглашение с федеральной торговой сетью, с дистрибьютором в ЕС и с крупнейшими онлайн-площадками — такими как «Озон», «Яндекс.Маркет» и Wildberries.
Анна Крымская и Александра Темлякова, соосновательницы онлайн-сервиса психологической помощи YouTalk
YouTalk — это сервис, который помогает найти проверенного психолога. На сегодняшний день им воспользовались более 15 000 человек из 61 страны. За период пандемии выручка выросла почти в шесть раз и составила 44 млн рублей. В карантин в партнерстве с проектом «Яндекса» «Помощь рядом» и фондом «Старость в радость» специалисты YouTalk оказывали бесплатную психологическую помощь одиноким пожилым людям. Кроме того, сервис давал бесплатные консультации пострадавшим во время протестов в Белоруссии и помогал социальным предпринимателями сообщества Impact Hub Moscow.
Анна Клепиковская, лидер проекта «Культурно-ландшафтный парк «Голубино»
Проект, которым Анна Клепиковская занимается вместе с мужем и супругами Шестаковыми, нацелен на развитие устойчивого туризма и сохранение жизни в удаленном селе Архангельской области. Предприниматели открыли гостиницу, визит-центр, организовали экскурсии для постояльцев, которые проводят местные жители. В период пандемии экскурсии перешли в онлайн-формат, а чтобы обеспечить занятость сотрудников, была организована доставка еды в поселок Пинега, находящийся в 15 км от парка.
Ирина Леонтьева, основательница школы бизнеса для детей KidsDev
KidsDev — школа, которая помогает детям и подросткам от 7 до 17 лет развивать soft skills и предпринимательское мышление. Во время пандемии школа проводила онлайн-экскурсии по офисам и производствам корпораций, а также запустила онлайн-лагерь. Был реализован и корпоративный продукт — детские мероприятия Online Family Days для детей сотрудников Tinkoff, «МегаФона», «Азбуки вкуса», GSK, INGRAD, OTP Bank и других крупных компаний.
София Кофманн, основательница лайфстайл-проекта HiPO
HiPO — велнес-проект, работающий по модели Content-Community-Commerce: это лайфстайл-медиа, вокруг которого собирается комьюнити, готовое совершать покупки в мультибрендовом онлайн-магазине. Последний был запущен в разгар пандемии, когда компания потеряла рекламные проекты с крупными брендами. Несмотря на это, Софии Кофманн удалось стабилизировать экономику проекта.
«Лучшая перестройка бизнеса»
Анастасия Логинова, соосновательница сети студий раннего плавания «Аквакласс»
В 2015 году Анастасия Логинова вместе с супругом открыла первую студию плавания для детей, а сегодня это целая сеть, которая работает в Москве и Хабаровске. Ежемесячно бассейны посещает около 2500 детей до 7 лет. Около 240 детей проходят реабилитацию. Три новые точки были открыты в пандемию. Масштабирование стало возможным благодаря изменению системы управления, линейного менеджмента и адаптации команды. Кроме того, основатели помогали франчайзи справляться с проблемами, вызванными пандемией, благодаря чему те могли сосредоточиться на развитии бизнеса.
Вера Жукова, создательница благотворительной кофейни «Местные для местных»
Когда основательница сети кофеен Pitcher Вера Жукова поняла, что из-за пандемии ее заведения теряют посетителей, она превратила их в благотворительные кафе для пожилых. За 2020 год проект «Местные для местных: помощь одиноким пенсионерам Петербурга во время пандемии» совместно с фондом «Долго и счастливо» провел три акции, в каждой из которых участвовало около 1000 человек. Сотни пожилых людей получили продуктовые наборы и подарки к Новому году. Несмотря на локдаун, 2020 год стал для бизнеса успешным, выручка выросла на 30%. Жукова также запустила два новых направления — обжарку и доставку кофе по России — и открыла новую кофейню.
Ольга Барабанова, основательница компании Kinesis, попечительница фонда «Продвижение»
Компания Kinesis — единственный в России производитель облегченных инвалидных колясок. Благодаря краудфандингу и частным пожертвованиям компания изготовила более 100 колясок. В 2020 году почти 50 детей и примерно столько же взрослых получили возможность комфортно передвигаться и жить активной жизнью. В 2021 году Барабанова стала попечителем фонда «Продвижение» — его работа направлена на то, чтобы в городах появилась доступная среда. Во время пандемии производство колясок остановилось из-за локдауна на заводах, где компания закупает комплектующие. Несмотря на это, объемы производства удалось восстановить и даже увеличить.
Мария Свир, основательница онлайн-клуба для девочек-подростков «Зачем сложно»
Мария Свир — директор инклюзивного коммерческого лагеря Little People Cam» и руководитель антибуллинговой программы «Травли Net» в благотворительной организации «Журавлик» — много лет работала с детьми и подростками и поняла, что им необходим опыт общения с интересными и вдохновляющими взрослыми. Так родилась идея онлайн-клуба для девочек-подростков «Зачем сложно». В клуб можно вступить, внеся пожертвование в пользу АНО «БО «Журавлик». За апрель этого года в клубе приняло участие 112 девочек из 10 стран мира. 12 женщин-профи из самых разных сфер поделились с ними своими историями. А «Журавлик» получил более 100 000 рублей.
Наталья Краснобаева, основательница проекта «Онлайн-приемная для абитуриентов»
Основательница цифровой лаборатории Hopper IT Наталья Краснобаева, понимая насколько усложнился для абитуриентов процесс поступления в ВУЗы в период пандемии, разработала новый проект «Онлайн-приемная для абитуриентов». Благодаря ему будущие студенты смогли проходить вступительные собеседования, не нарушая режима самоизоляции. Выручка компании в 2020 году выросла более чем в два раза и составила 317,6 млн рублей.
«Лучшая социально-благотворительная инициатива»
Инна Инюшкина, создательница онлайн-проекта «Уверенный баланс для детей со Spina Bifida»
Основательница благотворительного фонда «Спина Бифида» Инна Инюшкина понимала, как опасен локдаун для детей-колясочников, которым жизненно необходимо движение и физическая нагрузка. Поэтому она запустила онлайн-проект «Уверенный баланс». С апреля 2020 года дети начали регулярные занятия спортом в мини-группах с профессиональными тренерами. Благодаря онлайн-тренировкам к проекту смогли присоединиться дети из Омска, Владивостока, Калининграда и других регионов. Проект позволил более сотне детей продолжать вести активный образ жизни и не потерять свои двигательные навыки.
Эльвира Лесничая, основательница платформы для общения и тренировок «Футбольные мамы»
Футбольные мамы — это международное сообщество, в котором состоит более 15 000 женщин из трех стран и 20 городов России. Проект рушит стереотипные представления о материнстве и прививает любовь к спорту через конкурсы и различные активности. В прошлом году к платформе подключилось более 1000 женщин, было проведено 50 благотворительных акций, образовательных встреч, товарищеских матчей и турниров.
Ольга Павлова, основательница проекта «Химия была, но мы расстались»
В России 1,5 млн женщин живут с диагнозом «рак», 80% из них нуждаются в психологической поддержке. Причин этому десятки: онкофобия, мифы и стереотипы о болезни, страх, стигматизация. Проект «Химия была, но мы расстались» направлен на поддержку женщин, переживших или переживающих борьбу с онкологическим заболеванием. Автор проекта фотограф Ольга Павлова фотографирует женщин с онкодиагнозом, позволяя им вновь почувствовать себя красивыми, дает возможность во всеуслышание рассказать о своем диагнозе и справиться с чувством одиночества. Личной историей можно поделиться на сайте «Мояфототерапия.рф». Они станут основой для фотовыставки, которая пройдет осенью 2021 года в Москве, а затем и в других регионах.
Екатерина Зинченко, основательница парфюмерного бренда Pure Sense
Екатерина Зинченко с детства увлекалась парфюмерией и хотела, чтобы ее бизнес имел и социальную нагрузку. Так появился Pure Sense — бренд, где ароматы создают незрячие люди, которые обладают повышенной чувствительностью и способны слышать запахи, которые большинству из нас недоступны. Парфюмеры, которые постоянно проходят обучение, развивают свои навыки и создают новые формулы, получают отчисления с каждого проданного флакона. Проект привлекает внимание к проблеме трудоустройства незрячих — среди них всего 2% людей имеют работу, хотя более 80% получают высшее образование.
Алена Куратова, основательница онлайн-академии проблем кожи Skill for Skin
Руководитель фонда «Дети-бабочки» Алена Куратова в 2020 году запустила образовательный проект — онлайн-академию о проблемах кожи Skill for Skin. Благодаря ей медицинские работники, пациенты с дерматозами, в том числе редкими, получают актуальные знания и общаются другими участниками сообщества.
Специальный приз за прорыв в области науки и технологий
Инна Должикова, одна из разработчиков вакцины «Спутник V»
В команде ключевых разработчиков российской вакцины от коронавируса «Спутник V» 31 человек, из них больше половины — женщины. Заведующая лабораторией Государственной коллекции вирусов ФГБУ «НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи» кандидат наук Инна Должикова отвечала за доклинические исследования протективности вакцины. До пандемии Должикова работала над вакциной от сходного с SARS-CoV-2 вируса — MERS, еще одного коронавируса, который вызывает ближневосточный респираторный синдром. Благодаря имеющимся наработкам удалось создать антиковидную вакцину в рекордно быстрые сроки.
Елена Константинова, основательница научно-исследовательского центра цифровой агродиагностики Aerospace-Agro
В 19 лет Елена Константинова запустила свой стартап Aerospace-Agro, который занимается спутниковым исследованием почв, их анализом и выработкой рекомендаций по агротехнике. Под ее руководством команда проекта разработала математическую модель оценки состояния полей (с учетом более 130 параметров), методику увеличения урожайности, а также систему оперативного мониторинга неблагоприятных ситуаций на полях на основе алгоритмов искусственного интеллекта.
Мария Лапук, соосновательница стартапа по производству защитных масок Blanc
На фоне бушующей эпидемии коронавируса основательница PR-агентства Vinci Agency Мария Лапук решила попробовать себя в новой области. Она создала маску, которая, с одной стороны, отвечает требованиям пандемийного времени и защищает от пыли и микробов, а с другой, обеспечивает конфиденциальность даже в условиях развития технологий слежки. Проект Blanc быстро приобрел известность: о маске писали издания в 33 странах мира, а среди клиентов, оформивших предзаказ, — модный дом Dior.
Лиля Сабирова, куратор категории «Наука и просвещение» на Planeta.ru
2020 год стал сложным для российской науки и медицины: многие исследовательские команды обращались к инструментам краудфандинга, так как были ограничены в финансировании. Под руководством Лили Сабировой категория «Наука и просвещение» на краудфандинговой платформе Planeta.ru стала полноценным акселератором, который помогает ученым и просветителям находить деньги для своих проектов. За время пандемии Сабировой удалось привлечь в курируемые проекты более 30 млн рублей.
Виктория Шиманская, соосновательница цифрового университета диагностики и развития универсальных компетенций SkillFolio
Развитие универсальных компетенций soft skills считается сегодня решением ключевых проблем в сферах образования и HR. Виктория Шиманская стала одним из основателей платформы, которая позволяет развивать эти навыки через принципы нейрофизиологии. Проект, созданный при участии Психологического института Российской академии наук, вошел в топ-50 крупнейших EdTech-проектов России 2020 года.
- «Ускоряющий пинок», инвесторы и новые проекты: как премия Forbes Woman Mercury Awards изменила жизнь победительниц 2020 года
- Кофе для медиков, онлайн-фитнес и акселератор ремесленников: лучшие кейсы премии Forbes Woman Mercury Awards—2020
- «Около Руанды и позади Узбекистана»: почему необходимо поддерживать женское предпринимательство в России