Бывшая сотрудница московского агентства элитной недвижимости после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на автомобильную кругосветку в компании собаки. О ее передвижениях в режиме реального времени можно следить в блоге Вокругсвета. В предыдущей серии Ирина нашла панамского ангела-хранителя, смирилась с тем, что все опять идет не по плану и отправилась на банановые плантации.
Пока я ехала по северо-западу Панамы, часто видела такую картину: под жарким солнцем сушатся продолговатые семена коричневого цвета. Это шоколад, объясняет мне фермер: «Любишь шоколад?». Конечно люблю! Он высыпает два мешка какао-бобов на специально расстеленное полотно, аккуратно раскладывает их тонким слоем, подставляя под солнечные лучи. Сушка займет несколько дней, затем какао-бобы отправят для переработки на кондитерские предприятия в США или Европу. Большая часть панамских плантаций принадлежит мелким фермерам, для них это основной источник дохода. До лидеров производителей какао Панаме еще далеко, но по качеству выращенных бобов страна в числе лучших.
Наблюдаю за устройством деревенского панамского дома. Каким бы он ни был, где бы ни стоял — обязательно есть терраса с декоративными элементами. Это может быть резьба по дереву, декор из кованого железа или литого бетона, но что-то обязательно есть.
На северо-западе страны я встретила женщин в платьях особого пошива. Это представители этнической группы нгабе, самой многочисленной в Панаме. Женщины нгабе носят в повседневной жизни традиционную одежду. Это длинное платье из яркой однотонной ткани, отороченное вышивкой с геометрическими мотивами. Обязательный атрибут наряда — тканая сумка из растительного волокна, браслеты и ожерелья из бисера. Все изготовлено вручную по древним традициям индейцев. Дети нгабе охотно соглашаются на фото, профессионально позируют и улыбаются искренней улыбкой.
Практически по всей Латинской Америке традиционную одежду носят только женщины. Мужчины рядом с ними носят в основном подделки известных брендов. Женщины преимущественно работают в комьюнити народов, к которым принадлежат — продавцами, поварами, парикмахерами, а потому не встречают косых взглядов. Большинство же мужчин отправляются на заработки в город, где их называют «деревенщинами» и другими неприятными словами. Им приходится оставить традиционные одежды и надевать их только по особым случаям: на свадьбы, праздники или похороны.
Как все приличные туристы, я приехала в Бокете, чтобы посмотреть вулкан Бару. Но что-то пошло не так. Может быть, Вселенная решила, что я насмотрелись вулканов в Гватемале и Никарагуа, и хватит уже. Может, я приехала в не самое удачное время. Все время, пока я была в Бокете, лили беспросветные дожди, так что на вулкан я не попала. Мне оставалось каких-то несколько километров до места назначения, когда дорога превратилась в месиво грязи и камней. Все бы ничего, моя Элантра и не такое проходила, но дорога пошла резко вверх, а по крутым склонам из грязи далеко не уедешь.
Кроме того, я беспокоюсь за двигатель Элантры. Тяга стала менее мощной, появился посторонний стук. Все-таки большой пробег — больше 320 000 километров, 185 000 из которых мы прошли в кругосветке. Естественно, не в щадящих условиях.
Я оставила машину и пошла с Гретой гулять по окрестностям. После дождей зелень вокруг была вся свежая, сочная. На тропе нас встретил какой-то неприветливый человек и попросил уйти, — потому что пандемия и нечего тут с собаками гулять. Даже по джунглям, где кроме меня и Греты никого нет. Что делать, пришлось вернуться к машине. Но мы успели надышаться тропической красотой и побегать по мокрым тропинкам, вымочив ноги и лапы.
В Панаме несчитанное количество рек: всю ее территорию пересекают большие и маленькие, узкие и широкие русла больших рек, маленьких речушек и ручейков. Они берут свое начало в горах, у водораздельного хребта Кордильер, и бегут в разные стороны, образуя петлеобразные изгибы на равнинах. Одни стремятся к Тихому океану, другие — в Атлантику.
Терибе — первая большая река, встретившаяся мне на пути. В переводе с языка индейцев ее название означает «бабушка». Назо считают, что в реку переселяются духи предков. Они поклоняются Терибе и глубоко уважают ее воды, ведь это главный источник жизни для немногочисленной этнической группы. Колумб в свое время окрестил Терибе «звездой» из-за золотых рудников в этой местности. Во времена испанского завоевания коренные народы, проживающие вокруг Терибе, были известны своей враждебностью и воинственностью, не так-то просто было их покорить. Но сейчас потомки народов назо дружелюбны, гостеприимны и рады путешественникам и туристам.