Одна вокруг света: новая страна и зеленое золото Латинской Америки
Бывшая сотрудница московского агентства элитной недвижимости после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на автомобильную кругосветку в компании собаки. О ее передвижениях в режиме реального времени можно следить в блоге Вокругсвета. В предыдущей серии Ирина починила машину, а потом отправилась за много километров в поиске ветеринара и встретила рассвет на Карибском море.
К моему личному ангелу-хранителю, что сопровождает меня в дороге уже четыре года, присоединился еще и панамский. А как иначе объяснить ощущение, что от самой границы меня будто кто-то подхватил и передает из одних заботливых рук в другие? Я плавно перетекаю по этим невидимым волнам поддержки, чувствую крепкую стену за спиной, когда нужно облокотиться, твердую почву под ногами, когда нужно уверенно встать на землю, уверенную руку, когда нужно подтянуться и забраться на ступеньку выше, и мягкую постель, когда надо просто отдохнуть и выдохнуть.
Самое интересное, что еще какое-то время назад я бы ударилась в панику — потому что опять все идет не по плану. Но я рассматриваю все происходящие события как кино и наблюдаю за тем, что происходит. Картинки мелькают перед глазами, как кадры. Полезные и красивые я складываю на полочку в фильмотеку, ненужные отбрасываю прочь и создаю новые, как настоящий режиссер. Режиссер жизни. С ощущением, что все происходит так, как должно быть. Потому что к моему личному ангелу-хранителю присоединился еще и панамский.
Условия для въезда в Панаму оказались не очень сложными. Надо было заполнить анкету здоровья в электронном виде и сделать тест на COVID-19. Но на границе не спросили ни про анкету, ни про тест. И вообще у меня сложилось впечатление, что пристальное внимание в странах Центральной Америки уделяют только животным. Такого количества документов для Греты я не собирала ни в одной стране в других частях света. Стоимость документов зашкаливает. Например, ветеринарные справки для Греты обошлись в $135, в то время как все сборы за машину, налоги на въезд и медицинские тесты для меня не превысили $100.
И все же Панама приятно удивила с первых шагов по ее земле. Переход границы занял много времени — шесть часов. Один час я потеряла только потому, что на коста-риканской стороне рабочий день служащего, с которого начинается оформление всех документов, начался не в 9:00, как положено, а в 10:00. Но зато уже на панамском погранконтроле я просто терпеливо ожидала на одном месте, без беготни туда-сюда. Потому что всю бумажную работу делали сотрудники миграционной службы, таможни и ветконтроля. Я только сверяла правильность всех данных с оригиналами документов, ставила подписи и смаковала холодный кокосовый сок, заботливо подаренный мне этими же таможенниками, чтобы не скучала. Надеюсь, что в Панаме мне совсем не придется скучать.
Порадовали и панамские цены на бензин. Наконец-то можно платить меньше $1 за литр. Пока заправляла мою Элантру и покупала местную сим-карту, вокруг собрались любопытные панамцы. Что-то обсуждают, без зазрения совести тычут пальцем в мою сторону и на номера моей машины: «Русо, русо, русо!». Один показывает на свой телефон, там фото нашего президента: «Я знаю Путина!».
В поисках кемпинга я объехала несколько деревень, но нигде не было связи. А мне нужен устойчивый интернет. Во-первых, просчитать маршрут по Панаме. Во-вторых, отправить несколько писем в агентства, которые занимаются морскими грузоперевозками. Мне предстоит переправить машину на грузовом корабле из Панамы в Колумбию, а для этого нужна ясная картина и понимание, что делать и как распределить время.
Проезжаю широкую реку, из-под моста словно из ниоткуда выглядывает чумазая мордочка — ребенок со связкой крабов бросается чуть ли не под колеса. На футбольном поле мальчишки босиком гоняют мяч по траве. В любой панамской деревне обязательно есть футбольное поле. Большое или маленькое, с настоящими или импровизированными воротами, но обязательно есть.
Футбольное поле — это место общения и развлечений, часть досуга, часть культуры свободного времени. Вокруг него собираются и стар, и млад. Мамы, тети, подруги наблюдают за футбольными баталиями со стороны и заодно обсуждают последние новости. Девочки демонстрируют свои наряды, парни красуются перед ними. А где ж еще?
Панама — банановая республика. Это правда. Огромные плантации я встретила еще на коста-риканской стороне и была потрясена масштабом. Но когда ехала от границы по материковой части панамской провинции Бокас-дель-Торо, мое удивление увеличилось в сотни раз. Это главный в Панаме регион по выращиванию и экспорту зеленого золота Латинской Америки. И кажется, что она состоит только из банановых кустов.
Выращивать бананы промышленных объемах Панама стала чуть более ста лет назад не без помощи предприимчивых американцев. Тогда к ней и приклеилось устойчивое словосочетание «банановая республика». Да так крепко, что не отстает до сих пор. Только в одну Европу каждый месяц уходят десятки контейнеров с панамскими бананами.
И вот я еду по дороге между банановыми плантациями и вижу перед собой шлагбаум. Но какой-то странный шлагбаум, расположенный высоко. То есть на моей Элантре я под ним могу проехать смело. Только зачем он здесь? Пока я размышляла над этим вопросом, успела прошмыгнуть под ним. И тут же что-то зашумело, загремело и задвигалось. Оказалось, что шлагбаум — это элемент длинной цепи канатной дороги. На нее подвешивают огромные связки зеленых плодов и отправляют на сортировку. Местные водители знают этот прием, и ждут неспеша, пока банановая вереница не завершит свое путешествие. И только какая-то блондинка бегает вокруг да около с камерой, фотографируя и разинув рот от удовольствия.