Честное «Удовольствие»: в прокат выходит фильм про порноиндустрию без нотаций и шок-контента
На премьеру «Удовольствия», которая прошла на последнем фестивале Sundance, билетов было не достать — на все сеансы (несмотря на то, что они проходили онлайн) был солд-аут. Дебютный фильм шведки Ниньи Тюберг в этом смысле обошел картины Эдгара Райта, Бена Уитли и других известных режиссеров, которые показали там же, — вокруг них такого ажиотажа не было.
19-летняя шведка, которая представляется Беллой Черри (дебютантка София Каппель), нордическая красавица с накачанными губами, приезжает в Лос-Анджелес, чтобы стать звездой кино для взрослых. На вопрос пограничника о цели визита — по работе или для развлечений — отвечает: «Для развлечений». Однако путь на вершину оказывается не таким простым и приятным, как она рассчитывала. Во-первых, выясняется, что у нее много конкуренток, чьи природные данные не хуже, а решимости добиться успеха не меньше. Во-вторых, в индустрии удовольствий обнаруживается много неприятного даже для тех, кто думал, что готов на все.
Нинья Тюберг интересуется темой кино для взрослых уже давно: «Удовольствие» выросло из одноименной короткометражки, которую в 2013 году отметили в Каннах (там же год назад должны были показать и полный метр, но фестиваль отменили). Другая ее недавняя работа на тему — новелла в сборнике 2019 года «Лучшие эротические короткометражки».
К съемкам «Удовольствия» она привлекла людей, которые знают мир порно изнутри: в титрах, помимо ведущей актрисы, — только актёры кино для взрослых (например, некто с характерным именем Крис Кок). Еще одно любопытное кадровое решение: на экране появляется кинопродюсер, очень похожий на Харви Вайнштейна (непонятно, правда, намекают на него создатели фильма или это просто совпадение).
Некоторые зрители, вероятно, пойдут на «Удовольствие» в надежде на откровенные сцены — и будут разочарованы. Съемки в порно показаны без подробностей, даже стыдливо, половые акты больше слышно, чем видно.
Другие купят билет из расчета, что Тюберг выпустила разоблачительное кино про порноиндустрию, этакий фем-манифест. Но и они в итоге окажутся не совсем правы. «Удовольствие», разумеется, кино феминистское. Тюберг снимает с порноактрис стигму объективации, показывает не их распластанные тела, а переживания и амбиции. И выбирает идеального героя — старлетку, новенькую в индустрии, которая еще не утратила свежести взгляда. За ее поисками интересно следить, ей легко посочувствовать, по этой причине «Удовольствие» — кино увлекательное, можно даже сказать, зрительское, не требующее от аудитории подвига.
Белла Черри быстро узнает, что актрис эксплуатируют, слова о непринуждении, хотя и закреплены в договоре, на поверку оказываются ложью, а секс бывает болезненным. Но, во-первых, это довольно ожидаемая критика. А во-вторых, порнобизнес в этом смысле оказывается лишь чуть более нечистоплотным, чем бизнес вообще.
- «Да» значит «да», но можно передумать»: юрист Анна Ривина — о концепции согласия в отношениях
- Травмоопаснее, чем трюки и бои: интервью с координатором интимных сцен в кино Лиззи Тэлбот
- Четвертая фаза феминизма: как гендерная повестка меняет киновселенную Marvel
Некоторых режиссеров привлекали шик и блеск эротики («Ночи в стиле Буги» Пола Томаса Андерсона и «Шоугерлз» Пола Верховена), но Тюберг подходит к материалу предельно серьезно. Она очень лаконично пользуется художественными средствами: в фильме нет музыки, закадрового голоса и дополнительных киношных эффектов, из-за чего он напоминает документалку. Вот Белла Черри едет на съемки, знакомится с командой, подписывает документы, красится, выходит к съемочной группе и садится на кровать.
«Удовольствие» похоже на документальное кино и по духу: Тюберг предпочитает наблюдать, а не давать оценки. Она не осуждает девушек за их выбор, не уходит в социальную критику или драму (в отличие от своего соотечественника Лукаса Мудиссона, снявшего «Лилю навсегда»). Но чем ближе к финалу, тем больше кажется, что это не только стремление к объективности, но и недоработанность авторского замысла. Главная героиня не может серьезно ответить на вопрос, почему она решила сниматься в порно, а только отшучивается: «Я просто люблю трахаться». Ответа на вопрос, к чему это все, нет и у Тюберг. По сравнению с «Ассистенткой» Китти Грин или «Никогда, редко, иногда, всегда» Элизы Хиттман ее кино гораздо менее радикальное.
«Удовольствие» — отчасти разоблачение порноиндустрии, отчасти история восхождения к славе (как «Рокки», только в мире кино для взрослых), отчасти полнометражный ремейк скетча SNL с Эммой Стоун. В этом есть свой плюс: просмотр непростой истории Беллы Черри тоже может стать своего рода удовольствием.