К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Любить нельзя расстаться: как социальная активность влияет на бракоразводный процесс

Фото Joel Goodman / Zuma / TASS
Фото Joel Goodman / Zuma / TASS
Влияние соцсетей на нашу жизнь настолько существенно, что некоторые частные последствия такого влияния могут быть совершенно неожиданными. Юрист PwC Legal о пользе и вреде онлайн-жизни

Социальные сети за последние 10 лет стали неотъемлемой частью нашей жизни. При помощи смартфона или ноутбука миллионы людей погружаются в соцсети каждый день. Пользователи жаждут поделиться с друзьями и подписчиками частью своей повседневной жизни и минутками счастья: красочные пейзажи из самых дальних уголков планеты, активный фитнесс или классы безмятежной йоги, загадочные селфи и многое другое.

Такие публикации на первый взгляд могут показаться совершенно безобидными и, представляется, что никто не относится к этому всерьез. Ведь это все происходит в виртуальном мире, а не в реальности. Но если посмотреть на картину в целом, то можно признать: соцсети – это кладезь весьма ценной информации, которая впоследствии может быть использована против вас, к примеру, в бракоразводном процессе. Причем речь идет не только о спорах о разделе имущества супругов. Это могут быть, например, и споры о выплате алиментов, с кем из родителей будут проживать дети и многое другое.

Прецедентов использования постов в социальных сетях в качестве доказательств в суде становится все больше. Рассмотрим несколько познавательных примеров.

 

1. …из практики в США.

Согласно данным опроса Американской Академии Юристов по Семейному праву более 80% практикующих адвокатов отмечают существенное увеличение количества доказательств, добытых из социальных сетей. В американской практике публикации из соцсетей в некоторых случаях принимаются как доказательства судами. При этом такие публикации не должны нарушать тайну частной жизни или какую-либо иную тайну, должны иметь значение для рассмотрения и разрешения дела.

 

Так, например, суд в Пенсильвании отметил, что если страница в социальной сети является публичной, то нельзя рассчитывать на защиту тайны частной жизни (Largent v. Reed, No. 2009-1823, 2011 WL 5632688 (Pa. Ct. Com. Pl., Franklin Cnty., Nov. 8, 2011).  Такие публичные страницы как раз, наоборот, рассчитаны на распространение информации среди широкого круга людей.

В другом случае в штате Нью-Йорк супруга потребовала от мужа выплаты алиментов в течение всей жизни, в связи с тем, что она является нетрудоспособной. Судья отказал в удовлетворении ее требования после того, как муж принес доказательства того, что супруга занимается балетом. Об этом он узнал из ее публикаций в социальной сети.

В споре об опеке над четырехлетним сыном Энтони Д. потребовал в суде обязать бывшую супругу Кристину А. принести распечатки ее страницы в одной известной соцсети, доказывающие, что она регулярно бывает за пределами штата, в то время как он растит сына. Публичная часть ее страницы показывала, как бывшая супруга осматривала достопримечательности Флоренции, Милана, обедала в Бостоне и т.д. Адвокат Энтони Д. утверждал, что страница бывшей супруги содержит еще больше информации и том, где и как часто она бывает. Бывшая супруга полагала, что судья откажет в удовлетворении требования Энтони Д., так как ранее в штате Нью Йорк не было подобных прецедентов. Однако судья округа Вестчестер, штат Нью Йорк Лоуренс Экер удовлетворил требование бывшего супруга, отметив, что время, проведенное родителями с ребенком, имеет отношение к делу и может быть существенным для решения вопроса об опеке. Так была выиграна маленькая битва в большом и долгом сражении за опеку над ребенком (A.D. v. C.A., N.Y.S.3d 126 2015 NY Slip Op 25283 (Supreme Court, Westchester County, August 13, 2015).

 

В бракоразводном процессе в штате Коннектикут суд обязал супругов предоставить адвокатам другой стороны пароли от своих страниц в социальных сетях и сайтах знакомств (Gallion v. Gallion, FA114116955S, 2011 WL 4953451 (Conn. Super. Ct., Sept. 30, 2011).

2 ... из практики в российских судах.

В российской практике информация из социальных сетей все чаще материализуется, особенно в последние годы. Российские суды принимают распечатки интернет страниц, удостоверенные нотариусом, в качестве доказательств в суде, в том числе распечатки страниц из соцсетей.

Чаще всего это происходит в спорах об использовании результатов интеллектуальной деятельности или защите деловой репутации.

В Карелии бывшей «гражданской» супруге в споре с наследницей умершего супруга фото и распечатки из социальных сетей (среди прочих доказательств) помогли аргументировать, что часть имущества принадлежит также и ей, так как они совместно с умершим «гражданским» супругом вели совместное хозяйство, строили дом, приобретали различное имущество.

 

Более того, в российской практике публикации в социальных сетях могут привести к административной и даже к уголовной ответственности.

Хотя известных прецедентов использования информации из социальных сетей в российской практике бракоразводных процессов на данный пока нет, наивно было бы полагать, что таких прецедентов не будет вовсе.

Какие материалы из страницы супруга в социальной сети могут быть использованы в бракоразводном процессе? В целом, это могут быть практически любые: фото, видео, комментарии, статусы, места, в которых отметился пользователь (геоданные/геотэги) и так далее, если они не являются приватными.

Посреди массива рутинных постов в ленте могут оказаться, например, фотографии или видео дома, квартиры, яхты или иного актива, о которых супруг никогда не сообщал супруге. Геоданные подскажут где такие активы находятся или какие места пользователь часто посещает. Отчеты об отдыхе в швейцарских Альпах или на Лазурном берегу в глазах районного суда могут косвенно свидетельствовать о вашем определенном уровне дохода и образе жизни при определении сумм алиментов. Регулярные публикации супруга с бокалом предположительно спиртного напитка позволят сделать выводы целесообразности проживания детей с супругой. Причем такую информацию может разместить даже не сам супруг, а его друзья. А комментарии к таким публикациям добавят ясности общей картине

 

Как предотвратить негативные последствия? В целом, супругам следует весьма осмотрительно и осознанно вести онлайн-активность, особенно в процессе развода. Будет разумным воздержаться от использования социальных сетей по крайней мере до завершения процесса расторжения брака. Также не будет лишним провести проверку своих страниц во всех социальных сетях, на предмет материалов / информации, которые потенциально могут повлечь негативные последствия в бракоразводном процессе.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+