К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Микробы станут новым трендом»: как Джинджер Криг Досье изобрела биоцемент и дала старт революции стройматериалов

Biomason
Biomason
Американская предпринимательница вырастила первый образец биоцемента в пустой аудитории университета, где преподавала архитектуру. Теперь с ее компанией заключил договор ретейлер H&M Group, чтобы покрыть биоплиткой полы в магазинах всех марок группы по всему миру

У Джинджер Криг Досье, соосновательницы и CEO Biomason, большие планы — заменить цемент плиткой на биологической основе, которую производит ее компания. Последние девять лет бывший архитектор разрабатывала способ выращивать цементные блоки и плитки с помощью бактерий, чтобы использовать их вместо традиционного цемента. Его производство, по словам Криг Досье, создает больше выбросов диоксида углерода, чем производит любая страна в мире, за исключением Китая или США. Какое будущее ждет стартап из Research Triangle Park в Северной Каролине во времена, когда все больше корпораций озабочено вопросами экологичности, можно представить благодаря недавно заключенному договору о совместном производстве со шведским ретейлером H&M Group на создание напольного покрытия с низким содержанием углерода, которое можно будет использовать при строительстве новых магазинов сети или при ремонте старых.

«Для нас это знаковый год с точки зрения монетизации, — говорит Криг Досье. — Это поворотный момент».

Спрос на экологичность

В июне прошлого года Biomason нанял Берта Брюггемана, который ранее занимал пост вице-президента производственного подразделения Tesla и руководил заводом компании во Фремонте в Калифорнии, на должность операционного директора, поручив ему масштабирование производства биоцемента на новой фабрике, способной выпускать до 93 000 кв. м материала в год. На сегодняшний день компания привлекла $23 млн, в том числе от Novo Holdings — датского инвестора, аффилированного с Novo Nordisk, и планирует привлечь дополнительное финансирование в этом году. Она только начала путь к монетизации, а ее выручка не превышает $10 млн, поэтому главный вопрос: что компания сможет продавать, пока наращивает объемы производства и заключает лицензионные договоры на использование технологии (на которую она получила 16 патентов) с более крупными производителями плитки. Криг Досье отмечает, что объем мирового рынка плитки составляет $347 млрд, а мирового рынка цемента — $400 млрд, тогда как давление со стороны правительств и углеродные налоги, особенно в Европе, должны привести к росту спроса на более экологичные альтернативы.

 
В магазине H&M на Пятой авеню в Нью-Йорке
В магазине H&M на Пятой авеню в Нью-Йорке·Getty Images

Контракт с H&M Group, в которую входит примерно 5000 магазинов и восемь брендов (в том числе Cos и Weekday, а также H&M), — это огромный прыжок вперед для крохотной Biomason, пусть даже партнеры и не рассчитывают получить готовый продукт раньше 2022 года. Маттиас Бодин, глава лаборатории закрытых инноваций H&M Group, говорит, что материалы на биологической основе — важная часть плана компании к 2030 году полностью перейти на материалы из переработанного сырья или из экологичных источников. «Мы ищем новые решения для всей отрасли, не только для H&M. Мы никогда не настаивали на эксклюзивности проекта. Я уверен, что для них это окажется полезным», — говорит Бодин. Иным словами, если H&M начнет использовать биологическое напольное покрытие Biomason в новых магазинах и при ремонте старых, другие ретейлеры могут решить последовать ее примеру.

«Мы практически приватизируем вопросы социальной ответственности и защиты окружающей среды, вместо того чтобы ждать, пока правительства сделают использование экологичных материалов обязательным, — размышляет Криг Досье, которая некоторое время носила на шее кусочек материала, произведенного компанией. — Мне кажется любопытным, что именно частные компании оказались в авангарде инициатив по защите окружающей среды».

 

L’Oréal Paris выделяет €10 млн на экологические проекты под руководством женщин

Архитектура и эксперименты с цементом

43-летняя Криг Досье выросла в пригороде Хантсвилля, штат Алабама, где ее отец работал в космической программе НАСА. Он любил мастерить, построил их дом из камня и кирпича и научил ее и брата заливать бетон. «В детстве я играла с бетономешалкой», — вспоминает она. Ее увлечение цементом скоро наложилось на любовь к камням, раковинам и кораллам после первой поездки на море в семь лет — именно там начался путь, приведший ее к Biomason. «Это был основополагающий момент, — вспоминает она. — Как возникает этот природный цемент? Я не понимала, как такое возможно».

Она изучала дизайн интерьеров в Обернском университете, а потом получила магистерскую степень по архитектуре в Академии искусств Крэнбрука, где в рамках диссертации «Хореография материалов» она создавала временные архитектурные материалы с помощью соли и карбоната кальция. Она вспоминает, как во время учебы в академии часто забредала на кафедру естественных наук близлежащего Университета Мичигана и задавала вопросы. «Она невероятная, — говорит Джейсон Келли, сооснователь и CEO Ginkgo Bioworks, который получил степень Ph.D. по биоинженерии в МТИ. — Она архитектор и смогла освоить биотех».

 
Структура материала Biomason
Структура материала Biomason·Biomason

Пока Криг Досье работала преподавателем архитектуры в Американском университете Шарджи в ОАЭ, она устроила в свободной аудитории лабораторию, чтобы попытаться вырастить цемент на биологической основе. «Когда я вернулся домой из магистратуры [Школы архитектуры Ассоциации архитекторов в Лондоне], наша кухня стала лабораторией, а наша вторая спальня — лабораторией побольше», — вспоминает ее супруг, 41-летний Майкл Досье, который руководил лабораториями компьютерного архитектурного дизайна Университета Шарджи, а теперь является техническим директором компании. Вскоре вся их жизнь оказалась подчинена этой миссии. «Часто бывало так, что мы шли вечером поужинать в ресторане, у нее срабатывал будильник, и нам приходилось возвращаться домой и кормить кирпичи, — рассказывает он. — Просто ради собственного выживания я пытался автоматизировать процесс, чтобы мы вернули себе свою жизнь».

Цемент — один из главных виновников мировых выбросов углерода: согласно отчету лондонского исследовательского центра Chatham House, на него приходится около 8% выбросов CO2 по всему миру. По данным отчета, чтобы индустрия цемента отвечала требованиям Парижского соглашения об изменениях климата, объемы ее выбросов должны сократиться минимум на 16% к 2030 году, хотя ожидается, что мировое производство цемента только вырастет. «Цемент и строительство — это сейчас горячие темы, — делится Криг Досье, отмечая, что о них говорилось и в недавней книге Билла Гейтса об изменениях климата «Как нам избежать климатической катастрофы: Решения, которые у нас есть. Прорывы, которые нам нужны». — Цемент — это вторая самая востребованная субстанция после воды. Он необходим при строительстве зданий, дорог, фундаментов. Спрос огромен».

Цемент, вяжущий элемент бетона, представляет угрозу для окружающей среды, поскольку для его изготовления требуется печь, где сырье нагревается до 1500 градусов по Цельсию. Напротив, фабрика Biomason производит биоцемент, вводя в смеси микроорганизмы, чтобы запустить процессы, схожие с теми, благодаря которым появляются натуральные кораллы. Весь процесс на фабрике, которая выглядит как гибрид цементного завода и гидропонной фермы, занимает около 24 часов. Получившиеся в результате плитки и другие готовые продукты, которые компания продает под брендом Biolith, содержат примерно 85% переработанного гранита и 15% биоцемента. «Мы пользуемся уроками природы, чтобы переосмыслить цемент, — говорит Досье. — Будь то коралл, раковина, экзоскелет или известняк, это по сути один и тот же материал».

Управлять геномом: как биоинформатика помогает лечить тяжелые болезни и даже коронавирус

Масштабирование технологии

После того как супруги переехали обратно в США и в 2012 году основали Biomason, они начали с демопродуктов, которые они выставляли в Музее дизайна Купер Хьюитт в Нью-Йорке и в Музее дизайна Атланты. В 2015 году одним из первых коммерческих проектов компании стала штаб-квартира Dropbox в Сан-Франциско, где внешний двор был вымощен их плиткой. Еще один знаменитый клиент, Martin Marietta, установил плитку Biomason возле своей штаб-квартиры. Как и в случае с другими стартапами, которые разрабатывают материалы на биологической основе, путь к масштабированию и коммерциализации был мучительно долгим.

 

«Вначале самым большим препятствием для нас была наша наивность по поводу основной идеи, — вспоминает Досье. — Мы вырастили несколько кирпичей и решили: «Ну вот, мы справились». Мы решили: «Ладно, кто-нибудь да заинтересуется этой технологией, которую непонятно, как масштабировать, и займется этим». Мы очень быстро поняли, что нам придется делать это самим».

В декабре 2019 года Криг Досье прилетела в Лондон, чтобы выступить на конференции Biofabricate, где участвовали компании, разрабатывающие продукты с использованием биологических процессов. Она вспоминает, как после ее речи менеджер проектов H&M Group подошел к ней и показал на телефоне фотографии плитки, которую ретейлер использовал в тот момент. В рамках инициативы по защите окружающей среды, которая предписывает к 2030 году начать использовать в коллекциях исключительно переработанные или экологичные материи (в 2017 году этот показатель составлял всего 17%), H&M Group собиралась искать новые ткани, однако заинтересовалась материалами Biomason. «Идея Biomason — это то, до чего мы сами бы не додумались, — говорит Бодин из H&M Group. — Интересная особенность технологии Biomason заключается в том, что они используют микробы. Микробы, похоже, станут новым трендом».

В прошлом году в качестве теста шведский ретейлер выложил пол на кухне в штаб-квартире плиткой Biomason, которая выглядит как серо-коричневый камень. Теперь компании заключили договор о совместном производстве (ни одна из сторон не раскрывает сумму сделки), чтобы создать биологическую плитку или другое напольное покрытие, которое можно было бы использовать для всех восьми розничных брендов H&M Group: потенциально все они должны выглядеть по-разному. «Задача заключается в том, чтобы соответствовать различным эстетическим представлениям, — рассказывает Криг Досье. — Год назад мы не думали о больших, тонких плитках, и это привело к возможным лицензионным договорам с партнерами, которые уже производят плитку».

Biomason работает над увеличением производства материалов до 1 миллиона квадратных футов в год
Biomason работает над увеличением производства материалов до 1 миллиона квадратных футов в год ·Biomason

Пандемия и новые заводы

В прошлом году пандемия нанесла ощутимый удар по Biomason, поскольку университеты и офисы, которые были потенциальными клиентами компании, оказались закрыты. Как и миллионы других малых предприятий, компания взяла заем в рамках Программы гарантии заработной платы (Paycheck Protection Program). «Нам нужно было вновь оценить наши каналы продаж, — говорит Криг Досье. — Было очень полезно сделать паузу. Теперь мы знаем, что коммерческое строительство замедлилось, но это не значит, что оно прекратилось».

 

Наняв Брюггемана, который был в длительном отпуске после ухода из Tesla, Biomason теперь наращивает масштабы. Прошлым летом компания открыла новый завод площадью 1900 кв. м и работает над увеличением объемов производства с 9300 кв. м продукта в год до 93 000 кв. м. Криг Досье планирует открыть по всему миру множество заводов, которые могут оказаться в пять раз крупнее. Поскольку материалы тяжелые, важно, чтобы фабрики находились поблизости от покупателей.

Теперь, когда у компании появилось множество потенциальных клиентов в Европе, помимо H&M Group, Biomason ведет переговоры с партнером, название которого не раскрывается, по поводу открытия в этом году производственной площадки в Старом Свете. «К концу следующего года у нас будет три [фабрики], а затем мы сможем быстро нарастить объемы, — рассказывает Брюггеман, уроженец Бельгии, который работал также в полупроводниковой промышленности и в солнечной энергетике. — В ближайшие пять лет их будут десятки».

Первые биологические кирпичи были исключительно функциональными, однако нынешний ассортимент компании включает в себя плитки разных цветов (от естественного до темно-серого) и разных фактур (отделанные кистью, лощеные или полированные). Кроме того, компания может добавлять в смеси дополнительные материалы, такие как переработанное стекло и медный шлак, чтобы плитки стали более блестящими. «Нам доступно множество цветов, размеров, форм, — говорит Криг Досье. — Мы не ограничимся одним продуктом».

Ведется работа и над различными функциональными возможностями. Biomason сотрудничала с Управлением перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США при создании подводного цемента, который продолжает получать CO2 из морской воды и постепенно расти. Этот продукт можно использовать для защиты береговой линии или строительства плотин и мостов, которые постоянно страдают от эрозии. Компания ведет пилотный проект в прибрежном городе Пайн-Нолл-Шорс, штат Северная Каролина, который работает над тем, чтобы защитить и восстановить береговую линию с помощью финансирования от штата.

 

«Легкие планеты — океан, а не деревья»: глава подводной федерации Жака Кусто Анна Аржанова — о будущем Земли

Но каким бы ни оказался конечный продукт, цель Криг Досье остается прежней: уменьшить вред, который цемент наносит окружающей среде. «С самого начала речь шла не просто об одном заводе. Моя цель — к 2030 году сократить на 25% выбросы углерода от цемента, — говорит она. — Наша планета не может ждать».

Перевод Натальи Балабанцевой

Крем от обморожения и домашние грядки в -50°: как вечная мерзлота вдохновляет предпринимательниц из Якутии

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+