Директором Лувра станет женщина — впервые за 228-летнюю историю музея
Президент Франции Эмманюэль Макрон подписал приказ о назначении президента Музея Орсе Лоранс де Кар на пост директора Лувра. Она приступит к своим обязанностям с сентября. Нынешний директор Лувра Жан-Люк Мартинес станет специальным послом по международному сотрудничеству в области культурного наследия.
Де Кар принадлежит к аристократической семье (как и многие руководители Лувра до Мартинеса). Она изучала историю искусства в Университете Париж-Сорбонна и Школе Лувра. Ее научная специализация — искусство XIX — начала XX века, она автор нескольких книг о прерафаэлитах.
Де Кар начинала карьеру в Музее Орсе, сделала несколько выставок в качестве куратора. В 2007 году была назначена научным директором Агентства музеев Франции (и в этом качестве отвечала за развитие музея Лувр Абу-Даби). В 2014 году стала директором Музея Оранжери, в 2017-м возглавила Музей Орсе.
Среди знаковых выставок музея, организованных под руководством де Кар, — «Чернокожие модели: от Жерико до Матисса» и «Происхождение мира. Изобретение природы в XIX веке».
При де Кар Орсе стал первым французским музеем, добровольно вернувшим произведение искусства, незаконно присвоенное нацистами. Речь о картине Густава Климта «Розы под деревьями», которую правительство приобрело в 1980 году у наследников Филиппа Хойслера — тот, в свою очередь, купил ее по заниженной цене у прежней владелицы Элеоноры Стясны, пользуясь своим положением в аннексированной нацистами Австрии. Наследники Стясны подали иск о реституции в 2019 году. «Изъятие такой важной картины из национальной коллекции — тяжелое решение, которое свидетельствует о нашей коллективной ответственности перед жертвами нацистского варварства», — сказала по этому поводу де Кар.
Кроме того, известность получил ее ответ на вопрос о том, почему в Музее Орсе картина Гюстава Курбе «Происхождение мира» демонстрируется без каких-либо предупреждений о том, что некоторым посетителям изображение на ней может показаться оскорбительным: «Музей — как раз то место, где мы получаем потрясения! На этих потрясениях строится личность! Вы можете возненавидеть работу и никогда на нее больше не взглянуть или увидеть ее снова и полюбить, потому что музей — это место и для восторга. Предупредить общественность о присутствии «Происхождения мира»? Зачем? Мы вольны не смотреть на эту картину, если не хотим ее видеть. Я считаю, что многие люди по всему миру, живущие в менее свободных обществах, оценили бы эту свободу».
В открытом конкурсе на должность директора Лувра принимали участие руководители Национального музея восточных искусств, Малого дворца (Пти-Пале), Музея Пикассо и других, а также нынешний директор Лувра Жан-Люк Мартинес. Кандидатуру де Кар предложила министр культуры Франции Розелин Бачело и утвердил президент Эмманюэль Макрон.
Сразу после назначения де Кар пообещала продлить часы работы Лувра, который сейчас закрывается в 17:30. Что касается развития музея в долгосрочной перспективе, то приоритетом нового директора станет налаживание «диалога между старым искусством и современным миром».
Жан-Люк Мартинес уже становился директором Лувра два раза подряд — в 2013 и 2017 годах. Занять эту должность в третий раз ему помешала волна критики в СМИ — Мартинеса ругали за коммерческие партнерства с модными брендами, некоторые приобретения для музейной коллекции и неудачный ремонт Зала бронз, в результате которого оказался изменен плафон, расписанный художником Саем Твомбли. Ремонт — часть плана по обновлению музея перед Олимпийскими играми 2024 года, которые должны пройти в Париже.
Лувр — один из крупнейших музеев мира, до пандемии ежегодно принимавший более 10 млн посетителей. За время локдауна посещаемость сократилась на 80%, а убытки составили более €40 млн. Тем не менее музей нарастил свою аудиторию в социальных сетях — в инстаграме у него 4,5 млн подписчиков.
- «Музей — больше не для избранных»: Зельфира Трегулова об онлайне и жизни после пандемии
- Директор Пушкинского музея Ирина Антонова: «Я очень жалею современных художников»
- «Мы конкурируем с диваном»: директор Политеха Юлия Шахновская о борьбе с врагом любопытства, эзоповом языке и недопустимости очередей