Виртуальный врач: как стартап Wheel формирует новый рынок телемедицины
Стремясь удовлетворить нужды пациентов с наступлением пандемии COVID-19, представители отрасли здравоохранения всерьез задумались о развитии телемедицины. Компании, больницы и страховщики, занимающиеся цифровой медициной, столкнулись с одними и теми же проблемами: нехваткой врачей и потребностью в более совершенной технологической инфраструктуре. Даже у крупнейших игроков отрасли виртуальной медицины, вроде Teladoc Health и Amwell, пациентам приходилось подолгу ждать своей очереди, поскольку в самые первые недели и месяцы пандемии поток запросов сильно превышал численность доступных специалистов.
Основательница и генеральный директор телемедицинской компании Wheel Мишель Дэйви из техасского Остина к началу пандемии выстраивала инфраструктуру уже несколько лет: организовывала как технологическую основу, так и сеть врачей и младшего медицинского персонала. «Цель Wheel заключается в расширении доступа к медицинским услугам, ― объясняет 32-летняя Дэйви. ― Все для того, чтобы обеспечивать пациентам правильное лечение, когда они больше всего в нем нуждаются».
Стартап не предоставляет собственных услуг в сфере телемедицины, как это делает, к примеру, Teladoc Health. Зато Wheel предлагает инструменты, с которыми оказывать услуги телемедицины могут медицинские учреждения и частные специалисты — в том числе корпоративным клиентам. Еще до начала пандемии компания разработала цифровую среду, в которой можно проверять уровень квалификации врачей, обучать их и выдавать сертификаты, а также сводить их в реальном времени с пациентами в рамках программ других предприятий по услугам телемедицины. Небрендированная платформа стартапа помогает любой компании запустить собственные услуги в этой отрасли.
В минувшую среду было объявлено о получении финансирования на сумму $50 млн в ходе раунда инвестиций серии B, так что Дэйви со своей командой намерена наращивать обороты бизнеса и развивать его дальше — в мире после пандемии. Компания также активно занимается направлением медицинской помощи по конкретным специализациям, включая вопросы психического здоровья.
Старший консультант инвестиционной фирмы Lightspeed Venture Partners Лин Вон, готовящаяся войти в совет директоров Wheel, заявляет, что компания полностью готова удовлетворить запросы не только предприятий телемедицины, но и целого ряда новых стартапов, которые так или иначе задействуют виртуальную медпомощь. Lightspeed Venture Partners провели раунд финансирования при участии уже привлеченных инвесторов CRV, Silverton Partners, Tusk Venture Partners и J.P. Morgan, к ним присоединился венчурный фонд Future Shape. К сегодняшнему дню Wheel удалось привлечь капитал на $66 млн.
Взять, например, приложение для терапевтической медитации или онлайн-аптеку. Чтобы создать технологическую базу собственными силами, таким предприятиям потребовались бы миллионы долларов и несколько месяцев на поиски необходимых кадров и разработку программного обеспечения. Или они могут использовать готовую платформу от Wheel. «Wheel отвечает за внутреннюю сторону вопроса и заодно подталкивает бизнес клиента к дальнейшему развитию, ― рассказывает Вон. ― По мере роста таких компаний будет расти и Wheel, чтобы закрывать их потребности. Поэтому выгода получается для обеих сторон, и, по-моему, это отличный способ строить бизнес».
«Никто не воспринимал меня всерьез»: почему женщины чаще получают некачественную медицинскую помощь
Недовольство Дэйви существующей системой здравоохранения началось еще в детстве, когда она жила за городом в Техасе. У нее ушло 15 лет на походы по врачам прежде, чем ей диагностировали аутоиммунное заболевание. Проработав некоторое время в компании, специализирующейся на медицинских изделиях, будущая предпринимательница перешла в Google на должность специалиста по кадрам. На пике развития «экономики по требованию» она увеличила сеть водителей-подрядчиков с 300 человек до 45 000.
Однако когда Дэйви вернулась в сферу здравоохранения и начала работать в телемедицинском стартапе Medici, работа не показалась такой же простой. «Я думала: «Я за свою жизнь без проблем наняла тысячи людей! Чем найм в медицине сложнее?» Но потом мне пришлось очень быстро спуститься с небес на землю», ― вспоминает основательница Wheel.
От других участников отрасли Дэйви слышала, что главная сложность при наращивании бизнеса в сфере цифровой медицины в том, чтобы разобраться в законодательстве всех 50 штатов и привлечь лицензированных медиков. В январе 2018 года Дэйви и главный юрисконсульт Medici Гриффин Малкейхи основали виртуальную площадку для поиска медицинских специалистов под названием Enzyme, которую потом переименовали в Wheel. 37-летний Малкейхи сегодня занимает должность директора по надзору за нормативно-правовым соответствием.
По активному росту Wheel можно судить о том, насколько велик аппетит медицинских компаний в части подбора квалифицированных кадров и организации программной среды. В прошлом году благодаря стартапу было назначено почти полмиллиона врачебных приемов. В четвертом квартале 2020-го доход сократился и составил $3,3 млн, но за первые четыре месяца 2021 года вырос до $42 млн.
Помимо всего прочего, у компании не наблюдается никаких трудностей с привлечением тысяч врачей. По словам Дэйви, больше 80% базы подрядчиков — результат органического роста, уровень удержания клиентов — 90%. Одно из конкурентных преимуществ заключается в том, что Wheel позволяет врачам работать по их собственному графику ― например, когда дети в школе, поздно вечером или по выходным, ― так же, как это устроено у водителей сервисов для поездок вроде Uber или Lyft. «Они могут работать по гибкому расписанию и выстраивать свою карьеру как захотят», ― говорит Дэйви. Врачи принимают пациентов и от корпоративных клиентов Wheel ― это вносит в работу разнообразие и предотвращает выгорание от однообразных задач изо дня в день.
«Пандемия не сильно изменила нашу бизнес-модель. Она даже закрепила то, к чему мы стремились, и дала ясно понять, что медикам необходим абсолютно новый режим работы», ― отмечает предпринимательница. Модель оплаты может разниться, но в основном она почасовая. С клиентов, будь то стартап или медицинское учреждение, взимается фиксированный взнос за пользование программным обеспечением, а потом ― комиссия за каждую организованную через сервис консультацию.
Что касается долгосрочных перспектив, Wheel будет и дальше вкладываться в разработку своей технологической базы и привлечение различных специалистов (вдобавок к психиатрам и терапевтам), потому что сфера здравоохранения движется к гибридной модели. «Мы пытаемся охватить обширную отрасль и изменить принцип ее функционирования», ― говорит Дэйви. Поэтому она выступает обеими руками за пополнение рынка новыми стартапами: «По мере того как в отрасли здравоохранения растет конкуренция между участниками, это идет на руку пациентам. Устранив препятствия для инноваций, что Wheel и пытается делать, мы сможем привлечь в эту сферу больше игроков и в конечном счете изменить привычный уклад».
Перевод Антона Бундина