Одна вокруг света: как расшифровать древний петроглиф и дорожный знак
Бывшая сотрудница московского агентства элитной недвижимости после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на кругосветку в автомобиле и в компании с собакой. О ее передвижениях в режиме реального времени можно следить в блоге Вокругсвета. В предыдущей серии Ирина спустилась на самое дно Медного каньона, раздобыла топливо в горной деревне, пробиралась через камнепад по крутой горной дороге и узнала, что такое мексиканское гостеприимство.
Бока де Потрерильос — магическое и волшебные место недалеко от Монтеррея. Здесь, глубоко в мексиканской пустыне, спрятана огромная коллекция петроглифов — древняя и загадочная. Выгравированные на камне рисунки несут в себе ритуальный и образовательный смысл. Одни связаны с астрономией и говорят о хорошем уровне знаний индейцев о небе и его светилах. Другие — с повседневной жизнью людей, которые населяли это место 7000–8000 лет назад. Судя по петроглифам, они занимались охотой, рыбной ловлей и собирательством. Изображения на камне связаны с поклонением природе, дождю и солнцу, биологическим циклам растений и животных. Находятся такие умники, кто выцарапывает свои закорючки рядом с древними рисунками. Но наскальную живопись давностью в восемь тысячелетий легко различить по технике гравировки. Она как бы выбита известным только древнему человеку инструментом, известным только ему способом.
Даже если вас совершенно не интересует археология, как, например, мою собаку Грету, по пустыне с великолепным видами стоит просто погуляться. Бока де Потрерильос расположен на крайнем северо-западе мексиканского штата Нуэво-Леон. В это время года здесь сухой климат, вокруг заросли кактусов и колючие кусты. Через них мы и пробирались, чтобы рассмотреть петроглифы. Не всегда удачно, потому что потом пришлось делать мини-операцию по удалению колючек с помощью швейной иголки и медицинского спирта. Кактусовые занозы прорезали мои защитные штаны и глубоко засели под кожу.
Здесь не всегда было так сухо и пустынно. Район пересекает русло реки, сейчас уже пересохшей. Когда-то она имела большое значение для жизни населяющих эти земли людей и их занятий. Археологи распознали более 25 видов растений, которые когда-то здесь росли, а сейчас исчезли. Свидетельство того, что когда-то эта зона была более благоприятной и для людей.
Ну что ж, хоть и через колючки, но прогулка была потрясающей.
Чтобы вернуться к машине, предстояло пройти через длинный подвесной мост. Грета боится высоты и шатающихся поверхностей. Я ее подбадриваю, как только могу. Шаг за шагом, трясется от страха, но идет вперед, ускоряется на самом краю моста, где уже не так опасно, оборачивается и зовет меня взглядом: ну что, хозяйка, тоже боишься? Делай как я! Вот так моя Грета показала наглядный пример, как нужно идти к своей цели: просто. Делай шаги.
В поисках термальных источников объезжаю окрестности Монтеррея, еду мимо деревень и поселков. Обнаружила их случайно. Указателей нет никаких. Но местные жителя знают, что сюда приезжают только для того, чтобы принять серные ванны, и сами направляют куда нужно, завидев заплутавших туристов. Ванны оказались вполне себе приличным местом, популярным у мексиканцев. Помимо меня здесь плескалась в теплых водах семья из Монтеррея. Пока мы отмокали, с расспросами ко мне пристала девочка — она оказалась единственной, кто более-менее владеет английским, на одном уровне со мной. Так мы учили друг друга: я ее русским словам, она меня испанским — с помощью интернационального английского.
Монтеррей — первый большой мексиканский город, в котором мне довелось побывать. Здесь стоит рассказать о местном дорожном движении. К моему великому удивлению, мексиканские водители очень аккуратные. Я бы назвала манеру местного вождения мягко-текучей. Полагаю, что возникла она не просто так, а потому что по-другому твоя машина просто останется без подвески. Через каждый метр здесь лежачие полицейские. И они не просто лежат, заставляя снижать скорость, — они прячутся, как советские гаишники в кустах. Есть, конечно, и обозначенные специальными знаками дорожные барьеры. Есть. Но не везде. И даже далеко не везде. А поэтому лучше двигаться медленно, как бы нехотя. Иначе попадешь на случайного такого — и все.
Первое время я так и попадала. Хорошо, что умею плавно и быстро тормозить. Но случалось и так, что было страшно за подвеску. Теперь-то я чую эти барьеры за версту. Даже самые неприметные.
Вообще у меня накопились вопросы к организации дорожного движения в Мексике. Например, почему где-то можно ехать на красный сигнал светофора? А если я стою и терпеливо жду зелёный, мне сзади сигналят, мол, ты чего — слепая и глухая? Жми на газ, не тормози! Ну я и жму, «все побежали — и я побежал».
Или вот ещё. Слепые перекрёстки без знаков. Можно туда поворачивать или нельзя, узнаешь только методом тыка. Несколько раз таким образом я попадала на встречную полосу при одностороннем движении. Опять-таки спасибо мексиканским водителям, вовремя остановили и терпеливо ждали, когда блондинка за рулём развернется в правильном направлении. Однажды меня некому было предупредить, и я выползла на перекресток с регулировщицей. Она подошла к машине и стала что-то объяснять мне на испанском. И только когда ее осенило, что я ничего не понимаю, показала на ма-а-а-а-а-ленькую стрелочку не где-нибудь, а на фасаде дома. Стрелочка указывала в противоположном направлении. Так я узнала, как обозначается в Мексике одностороннее движение.