Быстрее звука: как летчица Марина Попович проложила женщинам дорогу в реактивную авиацию
Марина Васильева родилась на хуторе в Смоленской области. Отец сплавлял плоты по Западной Двине, а в свободное время изготовлял скрипки — или играл, с детства приучая к музыке детей. Их в семье было пятеро, и одна из сестер, Валентина, впоследствии окончила консерваторию. Марине тоже с малых лет прочили музыкальное будущее, но в планы вмешалась война.
Смоленская область подвергалась жестоким бомбардировкам, семья Васильевых эвакуировалась в Новосибирск. Двоюродные братья Марины остались и ушли в партизаны, дядья стали летчиками, и сама она тоже отчаянно хотела летать. Война закончилась, а желание осталось.
Для поступления в авиационное училище Васильевой пришлось преодолеть немало препятствий. Девушек в авиации не жаловали, словно забыв, что во время войны они активно летали. К тому же у 16-летней Марины оказался слишком маленький рост: она едва дотягивалась ногами до педалей. Будущая летчица не сдалась: с помощью альпинистского снаряжения по несколько часов висела вниз головой. Помогло ли это, непонятно, но так или иначе она подросла на 15 сантиметров.
Приписать себе лишних шесть лет оказалось даже проще — правда, это до сих пор вносит путаницу в данные о времени ее рождения. А еще она пробилась на личную аудиенцию к Клименту Ворошилову и убедила дать ей разрешение на зачисление. С такой целеустремленностью карьера Марины была предрешена.
Муж пусть летит в космос
Марина окончила сначала авиационный техникум в Новосибирске, затем Центральную летно-техническую школу ДОСААФ в Саранске. Работала инженером-конструктором на заводе, инструктором летно-технической школы и летчиком-инструктором в Центральном аэроклубе. Чтобы добиться разрешения летать на истребителе, поступила на военную службу в ВВС и окончила Ленинградскую академию гражданской авиации.
В Новосибирске Марина познакомилась со своим мужем, будущим космонавтом Павлом Поповичем. В одном из интервью она так вспоминала о первом свидании: «Он пришел весь отутюженный, этакий бравый курсант. Но самое интересное, что цветы (это были ромашки) на свидание принесла я, а не он. Павел был настолько растроган, что потом засушил эти ромашки и взял с собой в космический полет вместе с моей фотографией, фотографиями детей и портретом юного Ленина».
Сама Марина Попович тоже хотела полететь в космос и даже принимала участие в первом отборе женщин — кандидатов в космонавты в 1962 году. Но после стационарного медицинского обследования в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале не была принята в отряд. 16 июня 1963 года в космос полетела Валентина Терешкова — с ней Попович позже жила на одной лестничной клетке в Звездном городке.
Зато Марина Попович была первой во многом другом. Первая в СССР летчица 1-го класса, освоившая 40 типов самолетов и вертолетов и установившая 102 рекорда. Первая летчица-испытательница, которая преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21 — за это французские СМИ окрестили ее «мадам МиГ». Муж даже ревновал: «Он всегда считал, что мои заслуги завышают, мол, я — рядовой летчик. А когда мне в 1972 году вручили Золотую авиационную медаль, очень разнервничался, хотя сам был Героем Советского Союза. Или когда документальный фильм про меня снимали, даже не вышел к киногруппе». В конце 1970-х супруги развелись.
Во второй раз замуж Марина Попович вышла только в 2012 году — в 81 год. Правда, отношения с военным летчиком Борисом Жихаревым начались еще в 1984 году. Но Марина стеснялась, что муж моложе ее, да и в искренность его чувств поверила не сразу.
Марина и ветер
Журналисты писали, что работа Марины Попович — ставить рекорды. Она действительно в прямом и переносном смысле брала высоту за высотой. В 1965 году на турбореактивном Як-25РВ установила мировой рекорд скорости полетов высотных самолетов-разведчиков. Была единственной женщиной, которой довелось пилотировать самолет-гигант Ан-22 «Антей» и установить десять мировых рекордов в качестве командира этого воздушного судна.
В 1967 году пролетела на нем 2510 километров по маршруту Волгоград — Москва — Астрахань — Волгоград, побив рекорд американки Жаклин Кокран. Полет начался 13 августа — и сразу с внештатных ситуаций. Попович должны были сопровождать два самолета, но один не смог запустить двигатель, другой вскоре после взлета свалился в штопор. После набора высоты в 10 000 м перестала работать связь с наземными службами. Запас топлива стал заканчиваться, отказал один из двигателей — казалось, трагедия неизбежна. Но когда над Москвой летчица повернула на юг, самолет попал в попутную струю ветра — настолько мощную, что в какой-то момент Попович просто отключила двигатели.
В общей сложности летчица установила 102 мировых рекорда на самолетах разного типа, 13 из них зафиксированы международной авиационной ассоциацией (FAI). Общий налет Попович составляет более 6000 часов на 40 различных типах воздушных судов, причем 10 из них она испытывала сама. Своим любимым самолетом называла Ан-72, на котором установила 16 рекордов.
В 53 года в звании полковника ВВС Марина Попович завершила летную карьеру, но не рассталась с небом. Она писала книги — документальную прозу о летчицах «Автограф в небе», «Сестры Икара». «Горжусь тем, что написала о молодой летчице Лиле Литвяк. Эта девочка сбила 16 самолетов фашистов в одном бою. Последний самолет она таранила и погибла», — рассказывала Попович.
Она умерла в 2017 году на 87-м году жизни.