О стеклянном потолке
Женщине сложно работать дирижером, потому что срабатывает стереотип, что это исключительно мужская работа. Хоть и утверждают, что в Европе равноправие и что если ты профессионал, то пол неважен, к сожалению, практика показывает, что это не так. По статистике, женщин-дирижеров от 5 до 9%. И зачастую к ним относятся с каким-то предубеждением. Это связано с традицией, уходящей в далекое прошлое. Например, в Венской филармонии женщины по уставу не могли не то что дирижировать, а играть в оркестре до 1993 года. А так как профессия дирижера в основном связана с воспроизведением старинного репертуара, ведь до сих пор в большей степени исполняются сочинения прошлого и позапрошлого столетия, то все новшества в этой сфере воспринимаются с трудом, как нарушение традиций.
Проучившись год в Московской консерватории, я вышла замуж за шведа и переехала к нему. Перевелась в институт им. Гнесиных, а потом поступила в аспирантуру в Стокгольмской Королевской академии музыки и оказалась там самой молодой аспиранткой. На оркестровом факультете всегда учится довольно много девушек, но немногим из них удается работать по специальности.
О своих правах
Чтобы хоть как-то изменить ситуацию к лучшему, два года назад мы создали общественную организацию женщин-дирижеров Швеции. Мы добиваемся того, чтобы количество женщин за дирижерским пультом увеличилось в несколько раз. И уже есть первые результаты. Директор одного из оркестров после встречи с нами решил ввести квоту 15% на женщин-дирижеров на ближайшие три года. Это в 5 раз больше, чем было раньше. Дальше мы планируем увеличить ее до 25% и более. Гетеборгский симфонический оркестр также сообщил нам, что теперь туда берут каждого пятого приглашенного дирижера-женщину.
О национальном вопросе
Кроме гендерного стереотипа, я столкнулась в Швеции еще и с национальным. Там, как и во всей Европе, стараются сохранить рынок для своих. Конечно, никто никогда не скажет этого откровенно, но стоит посмотреть на количество российских музыкантов, выступающих в Стокгольме, — их всего двое или трое, — как все становится понятно.
Но я не скрываю своего происхождения, не говорю, что я шведка. Я считаю, что и русская, и шведская культуры интересны, а их сочетание только обогащает человека и искусство.
О работе
Многие талантливые дирижеры — хорошие менеджеры, ведь дирижер — это же руководитель. Профессия очень многоплановая, она включает множество факторов, и менеджерский — один из них. Работа дирижера требует дисциплины и организаторских способностей. А то, что все люди творческих профессий слишком свободные и несобранные, — скорее миф из прошлого. Позволить себе быть рассеянным гением может, пожалуй, только тот, у кого близкие люди берут все организационные вопросы на себя, но такая ситуация — редкость.
В Швеции все оркестры спонсирует государство. Но чтобы получать дотации, необходимо участвовать в конкурсах на гранты. Мне приходится постоянно заниматься этими вопросами: встречаться с людьми, собирать и подавать необходимые документы. Это тоже неотъемлемая часть моей работы. Я отношусь к ней как к вынужденной необходимости, которая дает возможность творческой свободы и независимости от каких-либо организаций.
О деньгах
Ловушка в работе дирижера заключается в том, что на эту должность всегда приглашают. Из-за этого невозможно предугадать, куда и когда тебя позовут. Музыкальный менеджмент — очень тонкий и сложный механизм. У меня есть менеджер и пиар-агент, которые рассылают мое резюме. Если резюме устраивает работодателя, то заключается контракт на концертную программу или на серию концертов. Мой график плотно расписан до середины 2016 года.
Оплата дирижера зависит от его или ее востребованности. Как правило, гонорары достаточно высокие, даже у молодого, только начинающего артиста. Иногда я вынуждена решать финансовые вопросы, причем договариваюсь я за весь оркестр. Это у меня легко получается. А вот рекламировать себя и продавать свое творчество я не могу, поэтому этим занимается мой агент.
О музыке
Оркестр — это сложный, многообразный, живой организм, способный достигнуть баланса, гармонии и кульминаций в сочетании с чувством, страстью. Это инструмент, формировавшийся столетиями многими мастерами и гениями прошлого. И он продолжает развиваться.
Ни в какой другой профессии не считается позволительным стоять спиной к публике. Но дирижер передает свою энергию оркестру, а через игру музыкантов она передается и слушателям. Надеюсь, моя публика чувствует, что я стою к ним с открытым сердцем и душой.