Бывшая сотрудница московского агентства элитной недвижимости после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на кругосветку на автомобиле в компании своей собаки Греты. За ее передвижениями в режиме реального времени можно следить в блоге Вокругсвета. В предыдущей серии Ирина объяснила, почему в ее рассказах о США так мало людей, зато много пейзажей, а также увидела Каскадные горы и самый высокий вулкан Северной Америки.
Я точно знаю, откуда пошла поговорка «лежать, как тюлень на пляже» — из Калифорнии! Здесь, на берегу Тихого океана, я обнаружила большую колонию морских слонов. Они расположились в ряд, подпирая друг друга тяжелыми боками. Время от времени подкидывают лапами-ластами песок, посыпая им себя: спасаются от жары. Некоторые находят в себе силы изредка переворачиваться. Единственный морской слон, которого я застала в движении, нырял недалеко от берега, издавая гортанные звуки. Громко. Грета в недоумении смотрела на это зрелище и не понимала, зачем лежать на песке. По песку надо бегать как сайгак, ловить крабиков и сбивать с ног хозяйку. Глупые тюлени.
Редко в США встретишь грунтовку, которая отходит в сторону от трассы и не закрыта воротами. Там всегда столько интересного и красивого! А главное, есть где побегать Грете без поводка. В Калифорнии я нашла много таких мест. Окружающие виды разнообразны и довольно привлекательны: цитрусовые плантации, поля кукурузы, небольшие холмы, песчаного цвета горы и полупустыни с редкими растениями.
На одной из стоянок я заметила мелкие частички, похожие на пепел. Они оседают на машине, оставляя тонкий серый слой, падают в только что приготовленный мной чай, пачкают липким налетом посуду. Сначала я не придала этому значение. Но потом обратила внимание, что огромного размера перисто-кучевые облака, затянувшие небо — это не облака вовсе, а смог. Солнце пробивается сквозь эту толщу кое-как, большим четко очерченным белым кругом. Неужели где-то извержение вулкана?
Мысли о проснувшихся вулканах меня не покидали с Орегона, где обширные территории покрыты застывшей лавой. Я все переживала: а если начнется извержение? Что делать? Поэтому, распознав в мелких частицах пепел, испугалась. Но это было не извержение, хотя и похоже по масштабу последствий. В северной Калифорнии горели леса.
Сухой климат и отсутствие дождей делают свое дело. Температура воздуха близка к 40 градусам по Цельсию, дышать трудно. На трассу выезжаю с включенными фарами, как в тумане. Спешу добраться до знаменитого в Калифорнии национального парка Секвойя.
Да, я своими глазами увидела, своими руками потрогала и сама лично узнала, что такое гигантская секвойя. Точнее, секвойядендрон гигантский по-научному и «мамонтово дерево» по-народному. Когда идешь по Гигантскому лесу, реально чувствуешь себя Дюймовочкой. Деревья могучие, как на подбор, стоят, выставив в сторону широкие ноги-лапищи, чтобы сохранить равновесие. Шутка ли, держать осанку высотой в несколько десятков метров.
Самыми большими деревьями эти секвойи признаны не за высокий рост — бывают и повыше. Свою славу гигантов они снискали из-за огромной древесной массы, то есть за толщину. Гигантские секвойи быстро достигают определенного роста и затем начинают расти только вширь. Поэтому у них макушки не тонкие, как у обычных деревьев, а конусообразные. Смотрится очень необычно. Некоторые деревья настолько огромны, что обхватить их можно в четыре-семь человек, если выстроиться вокруг и раскинуть руки.
Надо сказать, что я приехала в то время, когда только-только утихли основные очаги пожаров в калифорнийских лесах. И сам парк частично еще был закрыт там, где борьба с огнем еще не закончилась. Пандемия и недавние пожары отпугнули людей, и посетителей было относительно немного. Но все же мне показалось, что в таком большом парке многолюдно. Почти все самые знаменитые секвойи-гиганты находятся совсем рядом с трассой, и их легко обойти пешком. Однако я избегаю прогулок рядом с другими посетителями, и мы с Гретой забираемся вглубь леса, побродить без посторонних глаз, побегать за белками и зайцами. Кажется, что рядом с такими деревьями я сама «заземляюсь». К каждому хочется прикоснуться, обнять, послушать его дыхание, ощутить размеренный ритм лесной жизни.
Замечаю следы огня на мощной древесине. Бытует мнение, что пожары для секвойи даже полезны, на пепелище лучше растут молодые деревья. Но лично мне больно смотреть, что пламя задело реликтовые стволы, а кое-где и полностью их уничтожило.
Самое знаменитое дерево в Гигантском лесу — «Генерал Шерман». Оно действительно генеральского размаха. Назвали его в честь генерала Уильяма Шермана, американского политика, полководца и писателя, героя Гражданской войны между Севером и Югом. Этому «старичку» больше двух тысяч лет, весит он почти две тысячи тонн и считается самым тяжелым живым организмом на земле.
К «Генералу Шерману» проложено несколько блуждающих тропинок, отлично оборудованных для комфортной прогулки. Сойти с них нельзя, об этом говорят таблички с надписью «Дайте природе шанс». И туристы следуют просьбе рейнджеров, сохраняя траву, цветы и насекомых в нетронутом виде.