«Uber для нянь». Как сервис по поиску бебиситтеров перешел в онлайн, заработал в 57 городах и помог родителям не сойти с ума в пандемию
«Сложно представить, сколько родителей мы спасли от эмоционального выгорания, депрессии, развода и проблем на работе», — делится генеральный директор сервиса по поиску и подбору бебиситтеров Kidsout Ирина Андреева.
Проект возник шесть лет назад, когда у его основательницы журналистки Екатерины Кронгауз появился второй ребенок, и на собственную жизнь не осталось времени. Вместе с супругом и по совместительству коллегой Ильей Красильщиком она запустила Kidsout. Идея заключается в том, что родители могут быстро найти для своего ребенка бебиситтера, который поможет сделать уроки, встретит из школы или отвезет на секцию. Бебиситтерами становятся, в основном, молодые люди до 30 лет, которые проходят предварительную подготовку.
В России не было подобных сервисов, но в Америке, где бебиситтинг довольно распространенное явление, еще в 2010 году был запущен аналогичный проект Urbansitter, на который и ориентировались предприниматели. Также одновременно с Kidsout в 2015 году стартовала платформа bsit.com, которая стала работать во Франции, Бельгии и Люксембурге.
«Чтобы понять, как работает сервис, я регистрировалась на нем и как родитель, и как ситтер», — вспоминает Кронгауз.
Новая концепция из Facebook
Первым шагом стал запуск закрытого сообщества в Facebook в 2013 году, куда Кронгауз пригласила молодых людей, готовых сидеть с детьми. А позже позвала в него родителей, нуждающихся в услугах бебиситтеров. На момент закрытия сообщества перед запуском сервиса в нем состояло 5000 пользователей.
Чтобы стать бебиситтером проекта, нужно пройти тщательный отбор: анкетирование, тестирование у психолога, двухдневное обучение в школе или собеседование.
Одним из первых бебиситтеров стал Дмитрий Пастернак, который откликнулся на пост Екатерины Кронгауз в Facebook. «Если много работаешь с детьми, то быстро понимаешь, что их возможности очень сильно ограничены количеством свободного времени у родителей. Единственным решением в России были няни и родственники, но это далеко не идеальное решение. Так что бебиситтеры — отличная концепция, которая давно используется в Европе и Америке», — рассказывает Пастернак — «Если вы готовы и хотите работать с детьми, то это отличная подработка и опыт. Если же удастся найти семью, в который вам комфортно, интересно и весело, то это вообще идеальный вариант».
В феврале 2014 года начался набор в первую школу бебиситтеров в Москве. За время существования сервиса школу прошло более 3000 человек, всего на платформе зарегистрировано порядка 4000 бебиситтеров.
Сегодня чтобы пройти школу бебиситтеров в Москве, придется заплатить 6500 рублей (на запуске проекта цена обучения составляла 1 600 рублей). В каждом потоке 25 мест, в год проводится 30 школ. Слушатели учатся выстраивать отношения с детьми и их родителями и находить подход к каждому ребенку.
Переезд в Ригу и недоверие родителей
2015 год оказался переломным для Кронгауз и Красильщика. Семья переехала в Ригу, где Илья Красильщик основал вместе с Галиной Тимченко новое СМИ — «Медузу» и стал издателем проекта. Екатерина также присоединилась к команде проекта и начала развивать раздел с играми.
Как раз перед отъездом супругов в Латвию, в 2014 году, к проекту присоединилась Ирина Андреева. После того, как у Андреевой появился ребенок, она поняла, что не сможет полноценно сочетать карьеру и материнство. В тот момент она занималась генной инженерией, и работа требовала постоянного присутствия в лаборатории. У нее возник вопрос «куда деть ребенка», — актуальный для всех родителей. Чтобы решить эту проблему, Ирина вместе со своей знакомой Диной Зайнуллиной начала разрабатывать собственный проект по поиску нянь. В то же время на рынке уже начал развиваться Кidsout, и Андреева вышла на Кронгауз с предложением о сотрудничестве. «Это была абсолютная авантюра со стороны Кати, делегировать нам операционное управление проектом. Но у нас уже были технологические наработки, и мы постучались в нужный момент, поэтому все срослось», — вспоминает Андреева. Через девять месяц совместной работы, Андреева стала генеральным директором компании. Кронгауз осталась идейным вдохновителем проекта, а также лицом бренда.
На запуск проекта ушло 2,5 млн рублей, основную часть внесли Кронгауз и Красильщик, оставшиеся вложения сделали Андрей Московский, Александр Глушков, Егор Хмелев, Дина Зайнулина и Ирина Андреева. Инвестиции окупились в течение года. За шесть лет работы сервиса было выполнено 217 942 заказов.
Важным этапом в развитии Kidsout стал запуск сайта. Из-за проблем с разработкой, он заработал только через год после старта проекта, на это ушел 1 млн рублей. Чтобы покрыть расходы, супругам пришлось продать машину. Позднее сайт перезапустили, появилась опция оценивать не только ситтеров, но и заказчиков, получать обратную связь в чате. Родители теперь могли дать объявление с конкретным запросом, чтобы и ситтеры имели возможность искать себе клиентов.
Поначалу многие родители с осторожностью отнеслись к проекту, боясь оставить ребенка один на один с незнакомым человеком.
«Знакомство с новым человеком требует ресурсов ребенка. Обычно, чем он младше, тем ему сложнее дается знакомство. Но все очень индивидуально и зависит от чувствительности конкретного ребенка. Бебиситтеры — это обычно доброжелательные, идущие на контакт взрослые, поэтому ребенок может довольно легко адаптироваться даже к ситуации, когда они часто меняются. Это, разумеется, требует внимательного отношения родителей», — объясняет детский психолог Александр Покрышкин.
«Первый контакт трудный, это не только недоверие к тому, кто придет. Это всегда большой комплекс чувств, которые надо преодолеть в себе, чтобы позволить кому-то остаться наедине со своим ребенком. Но надо понимать, что рискуют не только родители, но и ситтеры, молодые ребята, которые идут в незнакомый дом», — делится Кронгауз.
В большинстве случаев все проходит гладко, но бывают и форс-мажоры. Одного из ситтеров искусала собака — таким образом она охраняла ребенка от незнакомого человека. В другой семье один отец ходил по дому голым, и ситтеры стеснялись об этом рассказать. У проекта есть горячая линия для ситтеров, куда можно позвонить в случае непредвиденной ситуации.
Еще одной проблемой является обхождение сервиса стороной, когда заказ от родителей идет напрямую бебиситтеру. «Кidsout является гарантом безопасности первого контакта, если ситтер становится постоянным, то переходит в разряд нянь, и мы не можем удержать таких клиентов», — рассказывает основательница проекта.
По словам Кронгауз, задача проекта состоит в том, чтобы родителям и ситтером было выгодно взаимодействовать через сервис. Людей, которые много часов проработали через сайт и имеют достаточно отзывов, чаще видят в выдаче и приглашают родители, поэтому они могут увеличивать собственный ценник. Если заказчик откажется платить, сервис компенсирует гонорар бебиситтеру. Если ситтер заболел или не пришел, то сервис помогает родителям найти замену.
Сегодня подписка на Kidsout стоит 599 рублей в месяц. Существуют варианты долгосрочной подписки, которые уменьшают стоимость одного месяца. Стоимость одного часа бебисситер устанавливает сам, в среднем он зарабатывает порядка 250—500 рублей в час.
Франшиза в разгар пандемии
В 2015 году проект заработал и в Санкт-Петербурге, где открылся новый офис и школа для бебисситеров. Позже появились франшизы в Тюмени, Екатеринбурге, Новосибирске и Ростове-на-Дону, — причем последняя была запущена в разгар пандемии коронавируса.
Переговоры по запуску франшизы начались еще в феврале, но несмотря на обстоятельства были доведены до конца. «Было много сомнений по поводу открытия сервиса в период ограничений. Множество процессов в жизни людей либо остановились, либо перешли в формат онлайн. Мы не могли просто пойти и рассказать везде о нашем сервисе. Поэтому и действовать пришлось по своему «новому» сценарию. Мы использовали время пока все сидели по домам для возбуждения интереса к нашему продукту, искали ребят, готовых работать как в оффлайн, так и онлайн-формате. Провели онлайн-школу для ситтеров, участвовали в прямых эфирах в соцсетях и развивали свою страницу. Поэтому к моменту снятия ограничений мы уже имели маленькую команду ребят и родителей, готовых доверить нам своих детей», — рассказывают Андрей и Екатерина Балашенко, владельцы сервиса Kidsout в Ростове-на-Дону.
В 2016 году было запущено приложение Kidsout для родителей, но из-за того, что платежи проводились не через внутреннюю систему Apple, приложение заблокировали. В октябре 2019 года приложение было перестроено и до сих пор находится в режиме тестирования. По словам Ирины Андреевой, мобильная версия уступает приложению лишь чуть большей скоростью отклика, но в остальном работает точно также. В ноябре 2018 года появилось второе приложение, разработанное специально для бебиситтеров. Оно дает возможность следить за новыми объявлениями, общаться с родителями и отвечать на запросы.
Выручка проекта за 2019 год составила 21,6 млн рублей. Кроме того, в прошлом году инвестором проекта стал Startap Lab (материнский фонд Startup Lab — венчурный фонд «ТилТех»). Согласно системе «Спарк», доля инвестора в Уставном капитале составляет 8%. Сумма сделки не разглашается. До заключения сделки Кронгауз владела 100 % компании, сегодня ей пирнадлежит 50,6 %, Ирине Андреевой —18,4 %, Дине Зайнуллиной —13,8%, Александру Глушкову — 9,2 %.
Вся жизнь в онлайн
Разразившаяся пандемия коронавируса буквально заставила бизнес перейти на онлайн-рельсы. Когда начался режим самоизоляции, от услуг нянь родители не отказывались до последнего. «Я сама мама двоих детей, понимаю, что без няни — кранты», — смеется Андреева.
«С начала пандемии мы наблюдали повышенный спрос на услуги нянь. Например, в середине марта он вырос на 20%, это могло быть связано с режимом повышенной готовности, когда в школах Москвы ввели свободное посещение, а многие родители еще не перешли на удаленную работу. В целом, за все время пандемии спрос на услуги нянь был выше, чем обычно. Появилась даже принципиально новая услуга — онлайн-няни. Такие специалисты предлагали занятия с ребенком по видеосвязи, посидеть с ним в то время, пока родители работают или заняты своими делами. На наш взгляд, эта услуга сохранит свою популярность и в дальнейшем, поскольку многие родители останутся работать удаленно. Это хорошая альтернатива занятий с ребенком — онлайн-няня может не только занимать ребенка играми, но и проводить обучающие занятия, помогать с домашними заданиями», — комментирует Денис Кутергин, сооснователь сервиса услуг YouDo.
В конце марта выручка стала резко падать, поэтому пришлось быстро перестроить сервис: новый формат онлайн-ситтинга запустили за два дня. По словам Андреевой, многие бебиситтеры боялись, что не справятся, она лично проводила вебинары, где обсуждались все нюансы, вплоть до того, какую точку в квартире выбрать для работы. «Дети очень требовательны, ребенку должно быть интересно на вас смотреть», — объясняет она. Первую неделю новый формат тестировали на детях сотрудников. «У нас была неплохая выборка, поскольку есть как интроверты, так и экстраверты и ребенок с особенностями развития, все остались довольны», — рассказывает Андреева.
Онлайн-формат позволил расширить географию проекта. Для экспатов это была хорошая возможность подтянуть русский язык своим детям. За три месяца ситтеры выполнили 2753 заказа для жителей 57 городов мира. «В странах, где локдаун произошел раньше, мамы были доведены до ручки», — вспоминает Андреева. В период самоизоляции особенно остро стало чувствоваться, что спокойно работать получится только в том случае, если дети будут чем-то заняты. В Kidsout обратилась ИТ-компания Axoft, которая попросила организовать онлайн-сад в трех часовых поясах для детей сотрудников. В общей сложности в онлайн-саде было занято 110 детей. А компания «Крок» попросила устроить онлайн-лагерь, чтобы сотрудники хотя бы несколько дней могли отдохнуть от домочадцев и спокойно поработать.
«Держать внимание детей онлайн довольно сложно, особенно если педагог и ребенок не были в контакте до этого. Онлайн-формат не может заменить полноценный физический контакт со взрослым, но во время пандемии родители были готовы на все, чтобы занять своего ребенка», — комментирует соосновательница сети английских детских садов Preschool Discovery Виктория Боева.
Академия и новые возможности
В начале мая Андреева запустила Академию Kidsout для родителей, у которых есть минимум ресурсов для планирования времени ребенка. Достаточно выбрать тему, интересную ребенку, и записаться на занятие — один урок стоит 300 рублей. «Всю организацию удаленного полезного досуга детей мы взяли на себя. Три клика — и ребенок занят», — рассказывает Ирина Андреева. Сначала проводилось не больше шести занятий в неделю, но довольно быстро стало понятно, что спрос намного выше.
«У многих были опасения, что дети откажутся играть через экран, но все получилось. Детям не хватало общения, а так они были заняты делом и весело проводили время друг с другом», — объясняет генеральный директор Kidsout. В результате в неделю проводилось порядка 350 групповых занятий. Занятие длится от получаса до часа в зависимости от возрастной группы и проходит в группах от четырех до семи человек, через Zoom. Расписание обновляется каждую неделю. Тематика занятие совершенно разная — от йоги и рисования до лепки и испанского языка.
Только во время режима самоизоляции компания продала 6176 билетов на 1,8 млн рублей. Также за время пандемии у проекта появилась еще одно новое направление — Kidsout Quiz, в рамках которого можно было пройти онлайн-квиз вместе всей семьей. За время карантина было проведено девять игр, две из которых корпоративные. Компания заработала на этом направлении 500 000 рублей, на время летних каникул квизы были заморожены. В октябре планируется возобновить их работу. Kidsout возвращается в оффлайн, но все новые решения продолжат работать и сейчас.
9 июня, в день снятия режима самоизоляции в Москве, спрос на онлайн-формат резко снизился. «Мы хотим, чтобы люди чаще смотрели друг другу в глаза, а не в монитор телефона. Поэтому когда число заказов упало в два раза, мы даже не расстроились, ведь люди вышли дышать, играть, уехали в деревню и продолжили жить», — заключает Ирина Андреева.
Победа в Forbes Woman Mercury Awards
Члены жюри премии Forbes Woman Mercury Awards сразу оценили проект — в первую очередь, потому, что решения команды Kidsout помогли не только самому бизнесу, но и огромному количеству родителей в период пандемии.
«Я мама и понимаю, как сложно совмещать работу с домашними делами и параллельно осваивать роль бебиситтера. Онлайн-академия и занятия с Kidsout позволили занять детей, пока их родители жонглировали сотней дел одновременно», — комментирует свой выбор глава Google в России Юлия Соловьева.
С ней солидарна и инвестор и продюсер Марина Жигалова-Озкан: «В номинации «Лучшее бизнес-решение» ключевыми критериями для меня были инновационность, креативность и своевременность. Поэтому я поддержала проект Kidsout, он помог разгрузить многих родителей во время, когда дети оказались фактически заперты дома».
Чтобы принять участие в съемке на обложку Forbes Woman и получить приз от ювелирной компании Mercury Ирине Андреевой пришлось в первый день после открытия границ добираться в Москву с несколькими пересадками из Бостона, где она проводила карантин вместе с семьей. В интервью главному редактору Forbes Woman Юлии Варшавской она рассказала, почему решила подать заявку на конкурс и что для ее команды значит эта победа.