К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Не у станка: какой бизнес в России создают женщины

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Женщинам в России принадлежат порядка 30% компаний малого и среднего бизнеса. При этом их доля в руководстве во всех секторах не превышает 20%

В последние три года женщины-предприниматели составляют треть российского малого и среднего бизнеса, рассказали Forbes Woman в Общероссийской общественной организации «Опора России».

«Владеть» не значит «управлять»

Если посмотреть на данные в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, включая микрокомпании, то получается, что женщинам принадлежит почти 1,8 млн из 5,9 млн компаний и индивидуальных предпринимательств.

При этом общая доля женщин, которые возглавляют компании, являясь CEO, составляет только 20% — и этот показатель не меняется последние несколько лет. Это выше среднемирового показателя в 4,5 раза, отметила партнер компании Delloite Екатерина Трофимова. А вот в Европе доля женщин-СЕО составляет 35%.

 

По словам Трофимовой, 20% небольших компаний с выручкой до 800 млн рублей возглавляют женщины. Доля сокращается в больших организациях — до 12%. «В данном случае мы говорим, как о владелицах бизнеса, так и тех, кто стоит во главе, управляет процессом. В 200 самых крупных компаниях в России порядка 6,5% CEO — женщины», — уточняет она.

Чем меньше бизнес, тем выше рентабельность

Трофимова отмечает, что в микрокомпаниях женщины демонстрируют более высокую рентабельность продаж по валовой прибыли. В данном случае показатель выше, чем у мужчин, на 16%. Также на 2% выше оценивается их эффективность в управлении издержками.

 

Кроме того, на 16% выше показатель рентабельности у небольших компаний, которыми управляют женщины. Примерно на таком же уровне этот показатель в средних и больших компаниях, а вот рентабельность активов в крупных организациях под управлением женщин ниже на 21%, чем в тех, которые возглавляют мужчины.

Интересно, что, по словам Трофимовой, процент дефолтов микрокомпаний под управлением женщин ниже на 15%, чем у тех организаций в данном секторе, которые возглавляют мужчины. «В небольших компаниях речь идет о 8%. Женщины демонстрируют более высокие показатели», — говорит она.

«Женский бизнес» в Москве — услуги и торговля

Большая часть «женского бизнеса» рассредоточена по регионам. На Москву приходится примерно 30%. «В малом и среднем бизнесе столицы занято около 30% женщин, это порядка 150-160 тысяч предпринимательниц. Большая часть из них работает в сфере услуг, порядка трети — в торговле, и оставшаяся часть — в производственном секторе. Руководящие должности занимают примерно 20% женщин», — добавила уполномоченный по защите прав предпринимателей города Москвы Татьяна Минеева.

 

По ее мнению, сегодня столица становится флагманом в создании бизнес-среды. Развитие городской инфраструктуры, а также увеличение объемов господдержки малого и среднего бизнеса – это реальный драйвер, который продвигает предпринимательскую инициативу.

«Хочу отметить усиление роли семейного предпринимательства. Его проекты все чаще локализуются в социально ориентированных нишах, в сфере образования, а также в сервисных индустриях, направленных на повышение качества жизни людей.  Это очень перспективные площадки для женских инициатив», — сказала Минеева.

Как и во всех иных случаях, карьера человека должна зависеть исключительно от его способностей, а не от принадлежности к определенному полу, считает аналитик SharesPro Владимир Рожанковский. По его словам, женщины в основной массе опережают мужчин в таких сферах, как искусство, маркетинг, дизайн, моделирование одежды, туризм и гостеприимство.

Женщины во главе социального бизнеса

Сегодня порядка 90% социального бизнеса — с поддержкой на государственном уровне — делают женщины. Доля женского предпринимательства в сфере услуг — 58%, в торговле — 28%. Меньше женщин в производстве — всего 14%. «При благоприятных экономических условиях именно женщины и молодежь могут стать основными точками роста малых и средних предприятий в стране, поскольку это наиболее активные социальные группы», — считает председатель комитета «Опоры России» по развитию женского предпринимательства Надия Черкасова.

Екатерина Трофимова из компании Delloite называет отрасли, в которых наименьший процент женщин-руководителей и владелиц бизнеса. В их число входит электроэнергетика, на которую приходится только 7%, обеспечение безопасности — 6%, добыча полезных ископаемых — 6%.

 

Что мешает

Женское предпринимательство в сегменте МСП достаточно интересная и сложная тема, поделился мнением управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский. В России малому бизнесу развиваться тяжело, даже учитывая видимую поддержку со стороны властей. Если рассматривать его по отношению к женщинам, то помимо самых распространённых проблем в виде бюрократических барьеров, а также высокой стоимости заемных средств добавляется женский взгляд на ситуацию, который может создать барьеры для достижения целей.

«В большинстве опросов по трудностям ведения бизнеса, женщины, как правило, отмечают такие факторы, как нехватка знаний и опыта, а также неуверенность в собственных силах и нехватка времени, так как есть еще домашние и семейные обязанности. Это может стать реальной угрозой для уже начатого бизнеса», — сказал эксперт.

Между тем самостоятельно открывать бизнес без привлечения кредитов большая часть женщин не может, поскольку у них нет на это свободных денежных средств. Вариантов  решения этого вопроса может быть несколько — либо поиск инвестора и партнеры, либо подача заявки на кредит.

Что дальше?

Трофимова прогнозирует, что доля женщин в среднем и малом бизнесе будет только расти. По ее словам, женщины реже, чем мужчины, идут на риск, но при этом более склонны работать в традиционных бизнес-моделях.

 

Так, Индекс женского предпринимательства (Women Business Index — WBI) фиксирует, что женщины сначала предпочитают пройти обучение. В рамках исследования ежегодно проводится всероссийский опрос 600 женщин в возрасте от 18 до 60 лет, не ведущих предпринимательскую деятельность, и 400 женщин-руководителей предприятий малого и среднего сегмента.

Как правило, женщины приходят к осознанной идее заниматься бизнесом после того, как реализуют первичные потребности в получении полного среднего или высшего образования, отметил управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский. «После этого должно пройти какое-то время для получения опыта в работе по найму. По-настоящему задаваться вопросом – а своим ли делом я занимаюсь, они, как правило, начинают к 27-35 годам — именно этот период мы бы отнесли к времени, когда женщины меняют жизненные принципы и начинают себя искать в малом и среднем предпринимательстве», — добавляет Илья Жарский.

«Женщины — хорошие исполнители и ответственные руководители, им часто отдают предпочтение при выборе кандидатуры на пост генерального директора или руководителя подразделения», — отмечает он.

Так или иначе, но предпосылок для существенного изменения доли женщин в руководстве эксперты не видят. «Росту женского предпринимательства будет способствовать государственное и общественное внимание к этой теме», — резюмировала Екатерина Трофимова.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+