Война, первая любовь и поиски себя. Чего ждать от фильма «Маленькие женщины»
«Женское кино», даже при благих намерениях, режиссеры обоих полов умудряются испортить, собрав в кучу различные феминистские стереотипы. Но если вы знакомы с чем-нибудь, к чему прикасалась Грета Гервиг, то уж точно знаете, что подобных нелепостей от ее, внешне тоже претендующих на гендерное равноправие, «Маленьких женщин» дождаться не получится. Яркая актриса и полноценный соавтор двух лент своего бойфренда Ноа Баумбаха («Милой Фрэнсис» и «Госпожи Америки») дебютировала в режиссуре два года назад с историей взросления инициативной девчонки из Сакраменто — «Леди Берд». И сразу попала в круг больших игроков — взглянувшая на мир женскими глазами инди-картина принесла Гервиг два «Золотых глобуса» и пять номинаций на «Оскар». Более зрелые и, по признанию самой Греты, важные для нее «Маленькие женщины» должны были сработать еще успешнее. Формально так и вышло. Но «Золотой глобус», выдвинув работу в двух номинациях, в список претендующих на звание «Лучшего фильма» ленту записать не захотел, а среди выросшего до шести числа потенциальных «Оскаров» нет номинации за лучшую режиссуру. Да и реализованы номинации вряд ли будут. То ли дело в мощной конкуренции, то ли в излишней консервативности академиков, но точно не в художественных недостатках, которые во второй, безусловно, выдающейся работе Гервиг попросту отсутствуют.
Бойкая девушка Джо (явно не до конца вышедшая из образа «Леди Берд» Сирша Ронан) пытается учиться писательскому мастерству, параллельно пристраивая свои первые работы в издательство. Ее сестра Эми (продолжающая тянуть из «Солнцестояния» торжество женской силы Флоренс Пью) вовсю стремится преуспеть как художница в Европе и пока проигрывает консервативной тетке, которую играет Мерил Стрип. Вышедшая замуж за соседа Мег (красавица, сбежавшая из замка чудовища, Эмма Уотсон) осталась неподалеку от их родного дома. Сестры соберутся, когда с четвертой — Бет (Элайза Сканлен) — случится беда, и их путешествие в прошлое напомнит о взрослении, первой любви и семейных передрягах.
Уже в распределении ролей можно увидеть изобретательный режиссерский метакомментарий — четыре абсолютно разные актрисы исполняют четырех под стать каждой и столь же не похожих друг на друга сестер. Он дополняется смещением романного нарратива — сюжет переплетает прошлое и настоящее (у Олкотт же история подавалась линейно, в двух частях). А с ним «Маленькие женщины» приобретают больший авторский уклон — в фильме будто бы возводится памятник уходящим от каждого воспоминаниям. Но на этом вмешательство Гервиг в первоисточник по большому счету заканчивается. Перед нами экранизация не из групп псевдоумных, излишне новаторских или социально активных. Даже несмотря на некоторую конъюнктурность выбранного режиссером материала — истории о поиске женского счастья и независимости в годы Гражданской войны в США и после нее.
Тон, манеры и режиссерский почерк уверенной в себе Греты не дают нездорового активизма, а проступают по-хорошему ненавязчиво, естественно — в раскрытых умелой режиссурой актерских работах и красиво нарисованном художественном мире. Очевидно правильная постановка задачи актрисам (Ронан и Пью особенно великолепны) дополняется бережным обращением с мужскими образами, среди которых, например, крепко любящий герой Джеймса Нортона (Болконский из «Войны и мира» BBC), желающий помочь персонаж Луи Гарреля или взрослеющий на глазах «Лори» Тимоти Шаламе. Неоднозначное к ним отношение ни разу не станет, как специальная графа в социальных сетях, «резко негативным». А те костюмы, которые персонажи надевают, и интерьеры, в которых строят свои жизни, очаровывают.
В одной из сцен сестры играют в кукольных мужчин, посмеиваясь над ними и приглашая к этой чердачной забаве соседа Лори. Грета Гервиг же не пытается переиграть режиссеров-мужчин и не стремится упрочить место женщины в клубе постановщиков, а всего-навсего занимается близким ей, честным кинематографом. А тогда-то и творится настоящее волшебство. Своими финальными посылами «Маленькие женщины» не могут не заставить расплакаться от искренней любви и воздушной нежности. Редких чувств на кинопросмотрах 2020 года. И кажется, что Гражданской войны для героинь будто бы и нет… И ни Третья мировая, ни коронавирус уже нас, зрителей, нисколько не беспокоят.