Каждый родитель знает, как сложно объяснить ребенку, почему нужно делиться игрушками. Психологи утверждают, что стремление владеть совершенно естественно для маленьких детей. Даже в возрасте пяти-шести лет некоторые дети не готовы поделиться любимой игрушкой, и родителям приходится прибегать к разным хитростям, чтобы их на это сподвигнуть. Но обсуждение совместного пользования не должно заканчиваться на этом этапе — детям постарше будет полезно взглянуть на этот вопрос через призму финансового просвещения.
Победное шествие шеринга
Модель потребления существенно изменилась за последнее десятилетие. Широко распространенной альтернативой владению теперь выступают совместное пользование (sharing economy) и совместный доступ (access economy) — только c помощью Airbnb порядка 2 млн гостей останавливаются в одном из 100 000 городов ежедневно, а через Uber каждый день совершается 18 млн поездок в 700 городах.
В России 81% граждан готовы взять в аренду или в обмен вещь или услугу от другого человека без посредников через онлайн-сервис, согласно опросу Роцит. Примерно столько же — 83% опрошенных — считают, что шеринговые сервисы позволяют сэкономить деньги, предоставляя возможность воспользоваться товаром, не осуществляя покупку.
Неудивительно, что если раньше приобретение имущества было одной из главных целей финансового плана любой семьи, то теперь миллениалы находятся в замешательстве — зачем копить на автомобиль, если можно пользоваться каршерингом (по данным Сбербанка, средняя стоимость поездки составила всего 260 рублей в прошлом году), а юные центиниалы могут получить любую игрушку с помощью сервисов краткосрочной аренды — например, Toyrent или ToyLibrary.
Темная сторона шеринга
Вместе с тем не все так однозначно — положительные экономические эффекты шеринга могут нивелироваться другими факторами. Во-первых, шеринг увеличивает потребление, а значит, растут личные расходы и негативное воздействие на окружающую среду. Компания McKinsey в одном из недавних исследований обратила внимание на то, что 53% совместных автомобильных поездок (ridesharing) не произошли бы, если бы не появился сервис райдшеринга — вместо использования машины люди прошлись бы пешком (11%), воспользовались общественным транспортом (25%), велосипедом (4%) или вовсе остались дома (12%). Во-вторых, имущество — это активы, которые могут стать финансовой подушкой безопасности в сложной жизненной ситуации. Отказ от владения может привести к ухудшению благосостояния. И, наконец, рассчитывая воспользоваться чужой дрелью в момент, когда она понадобится, можно остаться без «дырки в стене», потому что условный шеринговый сервис закрылся или все дрели уже розданы другим клиентам.
Так как же правильно вписать концепцию совместного потребления в экономическое образование подрастающего поколения?
Детям — о шеринге
Начните разговор с определения потенциала семейного шеринга. Эффективное использование ресурсов и совместное пользование с максимальной утилизацией давно существует в домохозяйствах с большим количеством членов семьи. Если в семье несколько братьев, сестер, племянников или племянниц, то детские вещи, электроника или спортинвентарь вряд ли останутся невостребованными. Признайтесь детям, что вам всегда проще согласиться на покупку, если знаете, что пользоваться ею будут несколько человек.
Объясните, как правильно оценивать стоимость приобретения, владения и использования. Относительно небольшой размер платы за единоразовое пользование шеринговыми сервисами может вводить детей в заблуждение, создавая иллюзию априорной выгодности. Обычно существенная экономия на покупке и фиксированных затратах является одним из основных аргументов сторонников шеринга. Скажем, приобретая в собственность автомобиль (средняя цена отечественной марки в 2019-м — 0,7 млн руб., иномарки — 1,8 млн руб., по данным агентства «Автостат»), автолюбитель добавляет в список своих ежегодных затрат стоимость владения, которая составляет 30-50% от цены покупки. Стоимость владения включает в себя постоянные (страховка, хранение, налог, регламентные ТО, зимняя резина) и переменные (бензин, штрафы, мойка, парковка) затраты. Затраты на каршеринг, в свою очередь, тоже будут относиться к переменным издержкам автомобилиста, но важно понимать, что они не будут равны переменным затратам стоимости владения и в итоге могут составить большую сумму, ведь каршеринговые сервисы также включают в свои тарифы затраты на приобретение и владение. Поэтому важно разъяснить детям, что для принятия правильного финансового решения необходимо опираться на объем потребности в товаре — регулярность и длительность использования. Например, аналитики сервиса Alfred подсчитали, что при среднегодовом пробеге 20 000 км стоимость пользования каршерингом сопоставима со стоимостью владения автомобилем.
Расскажите о дополнительных ценностных факторах. Время, удобство, свобода действий и социальная ответственность тоже имеют значение при выборе формы потребления. Дети могут не задумываться об этом, ведь зачастую планированием и созданием комфортных условий озабочены родители, а не они сами. На примере того же каршеринга ребятам можно объяснить, что к его нефинансовым преимуществам относят экономию времени на содержание и обслуживание автомобиля. А личный автомобиль дает большую свободу и комфорт — на нем можно путешествовать на дальние расстояния, оставлять в салоне личные вещи или приобрести модель машины, которую нельзя взять в аренду. Сравнивая эти параметры, также стоит рассказать ребятам о смешанной модели потребления, состоящей из микса владения и шеринга — формате подписки. Например, Volvo Car Russia в прошлом году запустил первый в России сервис подписки на премиум автомобили (Volvo Car Drive), с помощью которого клиенты могут пользоваться новым автомобилем, избавляя себя от забот, связанных с покупкой, обслуживанием и перепродажей автомобиля.
Настраивайте на необходимость поиска нескольких источников дохода, в том числе с применением шеринга. Модель занятости на полную ставку у одного работодателя стремительно уходит в прошлое. Эксперты предрекают повсеместное распространение «независимой работы», основанной на краткосрочных отношениях и оплате только выполненных заданий или заказов. Это даст будущим работникам автономность, но в то же время, сделает значимым наличие активов, которые помогут генерировать денежный поток при нехватке профессиональной загрузки. Квартира и машина смогут при необходимости стать основой финансовой стабильности — принимая четырех гостей в московской квартире с помощью AirBnB, можно получать более 100 000 рублей в месяц, по данным сервиса, а став водителем «Яндекс.Такси» в крупном городе — порядка 80 000 рублей в месяц.
Предостерегайте от влияния эффекта доступности. Возможность легко и относительно недорого получить желаемую вещь с помощью шеринговых сервисов не должна становиться определяющим фактором при принятии решения о ее необходимости. Да, можно получить понравившуюся игрушку или гаджет на время, но нужно ли? Самоограничение — это часть реальной жизни, помогающая избежать ненужных трат. Научите детей отказываться от ненужных игрушек, даже если они доступны для совместного пользования.