К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Среди равных. Как бизнес в России решает гендерную проблему

Фото SERGEI ILNITSKY / EPA / TASS
Фото SERGEI ILNITSKY / EPA / TASS
В России возможности женщины и мужчины не равны, когда дело касается принятия ключевых решений в политике, бизнесе и управлении государственными структурами. Гендерная дискриминация преследует женщин с момента попыток трудоустройства до выхода на самые высокие управленческие позиции. Как работающие в России компании решают эту проблему?

В марте 2018 года Thomson Reuters сообщил, что каждая четвертая деловая женщина в России и странах СНГ сталкивалась с проявлением дискриминации на рабочем месте, 28% опрошенных отметили дискриминацию по уровню занимаемой должности, 11,5% — по половому признаку.

14 августа этого года Минтрудом было принято решение о сокращении списков запрещенных для женщин профессий в четыре раза (с 456 до 100), и теперь женщинам разрешено работать машинистами электропоездов, парашютистками, водителями-дальнобойщиками, а также быть членами команды на кораблях любого флота. Но вопрос дискриминации в оплате труда пока не решен, так же, как и не обеспечен равноправный доступ к принятию ключевых решений.

«Многие годы среди управленцев ценились исключительно «мужские» качества: стремление к достижению результатов, конкуренция, хладнокровность, — говорит Ольга Сидаш, директор по управлению талантами, многообразию и вовлечению аффилированных компаний «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» в России (ФМИ). — Сейчас ситуация меняется, и работодатели начинают ценить качества, в большей степени присущие женщинам, такие как эмпатия, интуиция, забота о сотрудниках и о потребителях. Многие исследования показывают, что компании имеют лучшие результаты, когда среди сотрудников на всех уровнях достигнут гендерный баланс».

 

Но факт остается фактом: в большинстве компаний позиции топ-менеджеров занимают мужчины. Такие организации пытаются решить гендерную проблему, вводя квоты на найм женщин, предоставляя им более гибкие условия труда и оплаты. Например, в 2018 году «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» в России (ФМИ) получила международный сертификат Equal Salary Certification, свидетельствующий о том, что компания применяет одинаковые принципы в оплате труда в отношении мужчин и женщин, а также одинаково оценивает их профессиональный вклад, рассказывает Сидаш.

Валентина Бучнева, глава евразийского подразделения компании «Босналек», отмечает, что в фармацевтическом бизнесе, как и в других сферах, несущих в себе социальную нагрузку, проблема равенства полов менее выраженна. В медицине, образовании, социальных услугах женщины чаще занимают руководящие посты и имеют больше шансов реализовать свой потенциал. Имеющая более чем 25-летний опыт работы в фарминдустрии Бучнева говорит, что видела множество примеров того, как женщины, сегодня возглавляющие крупные компании, начинали с рядовой должности медицинского представителя. Ее собственная карьера — еще одно тому подтверждение. Бучнева уверена: чтобы состояться в фармацевтическом бизнесе, как и в любом другом, необходимо иметь стратегическое, гибкое и адаптивное мышление, а также способность глобального видения задач.

 

Несмотря на отсутствие системного подхода к искоренению гендерной дискриминации на уровне бизнес-сообщества в целом, есть ряд международных компаний, которые ищут подходы к решению проблемы «стеклянного потолка» внутри своих коллективов. По словам директора по персоналу «Алкон» в России Ирины Скитяевой, более шестидесяти процентов сотрудников и более половины менеджеров среднего звена и топ-менеджеров компании — женщины. Руководство старается поддерживать женщин в сохранении баланса между семьей и карьерой — в компании принят гибкий подход к организации рабочего дня. Дети сотрудников, начиная с 16 лет, имеют возможность пройти полноценную стажировку в компании и познакомиться с ее работой изнутри. Помимо этого, значительное внимание уделяется профессиональному развитию: сотрудницы «Алкон» в России, демонстрирующие высокие результаты, получают возможность принять участие в Программе развития женского лидерства на уровне региона Европа, программах Executive Coaching и других.

Приведенные примеры говорят о готовности международных игроков внедрять лучшие мировые практики для обеспечения равных условий труда для российских мужчин и женщин, вне зависимости от уровня занимаемой ими должности. Количество подобных инициатив растет с каждым днем и, возможно, они в дальнейшем смогут искоренить проблему «стеклянного потолка» и обеспечат женщинам доступ к принятию ключевых решений наравне с мужчинами.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+