Осторожно, двери закрываются: в московском метро будут работать женщины-машинисты
«Система управления поездом метро кардинально изменилась, никаких тяжелых операций не совершается. Если женщина управляет самолетом, то и поездом метро сможет», — сообщил во вторник заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
История с допуском женщин к работе машинистом электропоезда длится уже много лет, в 2008 году Анна Клевец дошла до Верховного Суда с требованием допустить ее к работе машинистом, но борьба ни к чему не привела. «Ей отказал и Верховный, и Конституционный суд. Была попытка обратиться в ЕСПЧ, но и там был получен отказ, обоснованный тем, что Европейская конвенция этот вопрос не регулирует», — рассказала Forbes адвокат, руководитель практики трудового права МКА «Солдаткин, Зеленая и Партнеры» Ксения Михайличенко.
До недавнего времени в России в списке «запрещенных» профессий для женщин было более 450 наименований. Только после заключения Комитета по ликвидации дискриминации женщин ООН этот перечень был пересмотрен — на сегодняшний день в него входит 98 профессий.
По словам старшего научного сотрудника ФНИСЦ РАН Ирины Тартаковской, протекционистское законодательство, разработанное еще в Советское время, давно уже морально устарело. «Многие из этих профессий не являются уже ни физически тяжелыми, ни вредными для здоровья — в частности, работа машиниста метро. Такие профессии, как правило, высоко оплачиваются и являются вполне востребованными среди женщин, имеющих соответствующие технические компетенции либо готовых их приобрести», — считает социолог.
Согласно анализу HeadHunter машинист (чего бы то ни было — поезда, крана, экскаватора) и водитель входят в топ-25 самых дефицитных профессий на рынке труда почти во всех регионах страны.
Потребности Московского Метрополитена в машинистах растут сообразно развитию городской транспортной инфраструктуры — увеличивается протяженность, запускаются новые типы линий. «Обновление парка современными и легкими в управлении электропоездами уже само по себе снимает какие-либо препятствие к тому, чтобы ими управляли женщины. По большому количеству женщин, работающих на наземном городском транспорте, можно судить, что профессия машиниста в подземке будет вполне востребована и поможет метро снизить кадровый голод», — говорит директор по маркетингу HeadHunter Ольга Мец.
По словам Михайличенко, это большая победа в части борьбы с дискриминацией женщин, но впереди большая работа: работодатели должны обучить и подготовить рабочие места к труду женщин на ранее запрещенных работах к 2021 году, а также стремиться к дальнейшему сокращению списка.