Одна вокруг света. Что помогает женщине справляться с трудностями в дороге
Бывшая сотрудница агентства элитной недвижимости Kalinka Group после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на кругосветку в автомобиле и в компании с собакой. О ее передвижениях в режиме реального времени можно следить в блоге Вокругсвета. В предыдущей серии Ирина пересекла экватор, увидела розовых фламинго и наблюдала суперлуние в кенийский пустыне.
Кения, пожалуй, одна из самых разнообразных по своей природе стран Африки. Здесь можно отправиться в горы и бороздить саванну, попасть в настоящий тропический лес и засушливую пустыню севера. Туристы стремятся в Кению за тем, чтобы увидеть африканских животных в их обычной среде обитания. Популярность направления диктует свои правила на этом рынке, цены на въезд в национальные парки здесь неоправданно дорогие. По этой причине я объезжаю стороной самые известные места в Кении и экономлю свои скромные средства. Но заглядываю в те ее уголки, куда открыт свободный доступ, а колеса моей машины смогут проехать без риска застрять в грунте.
Африканская саванна — любимое место. Оно как поле чудес. Неожиданно тут можно встретить слона, жирафа или зебру. Вот страусы совершенно бесстыдно переходят дорогу в неположенном месте. А вот мелькнул чей-то рыжий хвост, прячась за холмом из такой же рыжей глины. Притаился под зонтичной кроной и почти не дышит серый нос дамана. Из-под кустов в испуге выбежал детеныш антилопы и тут же скрылся со скоростью молнии.
В северных районах страны саванна переходит в полупустыню. Стада верблюдов, коров причудливой внешности и овец, прогуливающихся прямо по трассе, — привычное дело. Жилища в местных деревушках похожи на юрты кочевников. Здесь сухой климат и явный дефицит воды. Озера встречаются редко, русла рек пересохли. Проезжаю мимо мутного водоема. Животных приводят сюда пастухи в бесчисленном количестве. Чаша бассейна искусственно расширена, чтобы обеспечить подход к ней большого количества парнокопытных. Но они все равно теснятся в очереди за живительной влагой.
В Марсабите в кафе ко мне подошли двое в штатском, представились полисменами и попросили пройти за ними в участок. С какой стати? Проверить документы. Собираю вещи — ноутбук и телефоны, параллельно набираю номер российского консула в Кении. Телефон предательски молчит, а в голове крутятся красочные картины кенийских тюрем, депортация из страны, огромные штрафы и прочее. Приезжаем в участок. Действительно спросили документы, но и засыпали вопросами. А с какой миссией вы приехали в Кению? А что у вас здесь за бизнес? А почему не отправились в Сомали, а сразу в Кению? А куда делся ваш напарник, ведь вы вчера вдвоем приехали? Каким образом вы попали в Кению?
Мой напарник мирно спит в машине. В Кению я попала из Танзании. В Сомали не собираюсь — не так давно мне рассказали историю о путешественнике из России, которого захватили там в заложники. Я проехала уже почти всю Африку, и все документы, подтверждающие прохождение границ, у меня есть. И даже паспорт собаки.
— Так это вы и есть водитель?
— Да, это я водитель!
Еще какое-то время полицейским понадобилось, чтобы осознать: за рулем автомобиля женщина, и она едет по Африке в одиночку в сопровождении только своей собаки. Потом фото на память, лента с российским флагом — в подарок, копии документов на всякий случай и пожелание доброго пути.
До приграничного города Мояле я не дотянула 15 километров, кончился бензин. Стою на обочине трассы. А тут дети идут со школы. Толпа детей. Знаете, что такое толпа детей, которая окружает машину с собакой? Даже отъехать не могу, потому что бак на нуле — стою на трассе в окружении орущей и дразнящей Грету толпы и плачу.
Подъезжает человек на бульдозере, спрашивает, нет ли у меня проблем. Бензин на нуле. И он оставляет группу поддержки оберегать меня от чрезмерной активности детворы, берет канистру. Жди, говорит. Жду.
Человек вернулся на красном байке уже с бензином. На радостях я подскочила, но оставила ключи в машине, и дверь захлопнулась. Жди, сказал человек и опять умчался. Жду.
Он вернулся с длинным штырем, просунул его в приоткрытое окно, пытаясь дотянуться до ручки противоположной двери. Но штырь оказался коротким. Через некоторое время он вернулся с тем же штырем, но уже нарощенным сваркой.
«Вы мой спаситель», — говорю я ему, когда дверь поддалась, а бензин наполнил мой бак. «Твой спаситель — это Бог», — показывает человек на небо. Я знаю, это так. Мужчина сопроводил меня до гостевого дома, сдал в руки его хозяйке и исчез, чтобы сделать мир лучше еще где-то.
Многие считают меня женщиной с «железными яйцами» и пишут об этом в комментариях к моим заметкам в соцсетях. Смелая, сильная, бесстрашная — самые распространенные эпитеты в мой адрес. Только такая могла пройти по таким дорогам, на такой машине, такое расстояние, такие страны.
Вспоминаю весь пройденный уже путь и понимаю, что удалось мне это как раз потому, что свои «яйца» я оставила в России. И когда я неосознанно доставала их и говорила себе «я сама, я сильная, я бесстрашная, я справлюсь», появлялись в дороге неожиданные, совершенно нелепые и опасные препятствия. И мир больно щелкал по носу и говорил «знай свое место, женщина».
Только тогда, когда я нахожусь в женском состоянии, в женственном контексте, открываются самые непроходимые дороги, возникают самые волшебные обстоятельства, свершаются чудеса, и появляются ангелы-хранители в образе людей, помогающих тебе в пути. И тогда я понимаю, что моя сила в моей же природе — в том, что я женщина, со всей своей уязвимостью, страхами, тараканами, возможностью оставаться собой с истинно женским состоянием принятия и доверия.
Да, мне сильно не хватает того, что принято считать внешним проявлением женственности. Хочется укладку и стрижку у любимого мастера, новое платье и туфли, приличный маникюр и необходимую «в миру» косметику. Но формат моего путешествия и бюджет поездки диктует вместо покупки любимого парфюма залить бензин в бак.
Сколько еще предстоит пройти женщине в одиночку? Насколько хватит сил? С такими мыслями я пересекла границу Эфиопии.