Бывшая сотрудница агентства элитной недвижимости Kalinka Group после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на кругосветку в автомобиле и в компании с собакой. О ее передвижениях в режиме реального времени можно следить в блоге Вокругсвета. В предыдущей серии Ирина рассказала, как отремонтировать машину в Африке с помощью женской интуиции.
Что у вас в машине? — спросила сотрудница таможни. Ей явно было лень делать досмотр, но по инструкции положено. Только личные вещи и собака, отвечаю. И тут я чувствую, как у нее зачесались руки в предвкушении удачи. Вы, говорит, не можете провезти собаку просто так. А у меня есть разрешение. Даже два. На экспорт из Танзании и импорт в Кению. Мне пришлось ждать в приграничном Аруше почти неделю разрешения кенийского министерства каких-то там собачьих дел на въезд в страну с Гретой. Плюс еще разрешение танзанийской стороны на выезд. Итого в сумме «виза» Греты для пересечения границы обошлась в $120. Для сравнения: моя стоит $50.
И вот я уже мчусь по кенийской земле. Остановилась вечером перед большими железными воротами, спрятанными среди деревьев. Отличное место для ночлега. Хоть и дорога рядом, но в стороне от посторонних глаз. Уже совсем стемнело, когда к машине подошли женщины. Они возвращались с покупками из города. Нельзя стоять здесь одной, это небезопасно. Открыли тяжелые ворота и показали мне место стоянки. Чувствуй себя как дома. Собака твоя тоже может гулять, где хочет. А разгуляться там было где. За воротами оказалась большая усадьба, а за ней — огромное поле.
Фото: Женщина этнической группы масли
https://yadi.sk/d/u8ij271rYoTn9w
Спала под огромными звездами, в полнейшей тишине. А утром я проснулась от потрясающей музыки. Симфонический оркестр с великим множеством инструментов приветствовал первые лучи солнца, пробивающиеся сквозь уходящую ночь. Это птицы соревнуются друг с другом в переливах, следуя природной партитуре. В эти стройные звуки вклиниваются далекий лай собаки и крики петуха. Настоящее деревенское утро. В такие моменты я чувствую себя счастливой. А что еще нужно человеку для счастья? Почему в моменте мы способны быть счастливыми и что мешает сохранять состояние счастья и наслаждаться жизнью такой, как она есть?
Фото: Деревня на юге Кении
https://yadi.sk/d/HU0MalP40dZYAA
Впереди — Найроби, столица Кении. Обычно я стараюсь объезжать большие города, если необходимости их посещать нет. Но мне нужна сим-карта, чтобы подключить мобильный интернет, а иностранным туристам ее оформляют только в центральном офисе в столице. Без связи путешествовать по стране сложно.
Спускаюсь по крутому склону, с него открывается прекрасный вид на долину. Разогналась, и тут неожиданно появляется знак «стоп». Резко жму на педаль тормоза, и не зря. За поворотом поджидает полиция, вооруженная радаром, автоматами и надолбами. Блуждающий по салону машины взгляд, от которого мало чего хорошего можно ожидать. Дежурные вопросы, кто я и откуда. Быстро подвожу разговор к финалу и прощаюсь, чтобы не дать возможности задавать новые вопросы. Неохотно разрешают ехать дальше. По всему видно: привыкли, что здесь платят дань водители, не успевшие снизить скорость.
Фото: Кенийская зима в июле
https://yadi.sk/d/mbQLU18xar5MLw
Проезжая на машине через множество африканских стран, я вынужденно общалась с людьми в погонах в самых непредсказуемых ситуациях. У меня сложилось несколько стратегий поведения с разными категориями стражей порядка.
В большинстве своем полицейские посты и военизированные КПП действительно полезны и выполняют не только функцию досмотра. Они хоть и отнимают время в дороге, проверяя документы и содержимое багажника, но рядом с такими пунктами чувствуешь себя в безопасности и знаешь, что сюда можно обратиться за помощью, если она потребуется. Тактика общения — уверенный позитив, обязательно с улыбкой, но без малейшего намека на заискивание перед людьми в погонах. Охотно отвечаю на вопросы и объясняю, что собака — это моя охрана и поэтому лает на всех, кто приближается к машине. Как правило, все заканчивается короткой беседой, обменом шуток по поводу «май дог-секьюрити» и пожеланиями хорошей дороги.
Затянуться общение с представителями власти может только в том случае, если это действительно вымогатели взяток, а это уже другая категория и, соответственно, другой формат общения. Могут придираться к любой мелочи и тянуть время, рассчитывая на то, что ты торопишься и будешь «откупаться». А то и открытым текстом спросить: а что ты хочешь мне дать? В таком случае я всегда «включаю блондинку», делаю вид, что ничего не понимаю, молча смотрю с вопросительным взглядом на вопрошающего и даю ясно понять, что денег у меня нет и я никуда не тороплюсь. Если немая сцена затянулась дольше, чем пять минут, делаю отрешенный вид и начинаю заниматься своими делами. Например, варить кофе на газовой горелке, гулять с Гретой, пылесосить салон машины. Однажды на погранконтроле, который проходила уже вечером незадолго до его закрытия, я демонстративно стала устанавливать палатку в ответ на просьбу заплатить штраф в $40 за выдуманное нарушение. Расчет пограничника был прост: женщине, путешествующей в одиночку, проще заплатить, чем оставаться ночью вне отеля. Надо ли говорить, что увидев мое уверенное «я никуда не тороплюсь», мне оформили все документы моментально? Такой же прием срабатывает во всех приграничных зонах, где стоят такие сборщики денег и настоятельно заставляют купить какую-то бумагу в виде налога, которая оказывается ненужной или бесполезной, или требуют плату за проезд через шлагбаум, или… Да каких только поводов не найдется! Несколько раз мне приходилось включать усиленную блондинку и устраивать истерику. Например, в Сьерра-Леоне не пропускали после прохождения границы на первом же блок-посту и требовали купить какую-то важную бумагу. Переговоры закончились ничем, и я стала подходить ко всем водителям проезжающих мимо машин и просить у них деньги. С испугом на лице меня пропустили, а в глазах полисмена читалось «сумасшедшая баба» Да, я такая. На границе с Либерией принуждали купить автостраховку в довесок к уже имеющейся. Закатила истерику в офисе, тут же «страховка» оказалась не обязательной. В Нигерии достаточно было пустить слезу, чтобы представитель ветеринарного контроля перестал давить на меня морально и поставил нужные печати для въезда с собакой.
Есть еще одна категория полицейских, по моим наблюдениям — равнодушных, или просто ленивых. Такие «сидят» на рабочем месте, скучая, или спят на посту. Я проезжаю мимо, на всякий случай притормаживая, чтобы не расценили как укрывательство от властей. Это, конечно, хорошо с той точки зрения, что не надо терять время на остановки, объяснения, выяснение отношений и на «поговорить». Таким я тоже машу рукой из машины. В знак приветствия, чтобы сохранить доброжелательное отношение к местным служителям порядка. Если не спит, обязательно помешает в ответ. Ведь доброе слово и кошке приятно!