К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Одна вокруг света. Женский взгляд на африканский автосервис

Фото Ирины Сидоренко
Фото Ирины Сидоренко
40-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки Греты: как найти настоящего мастера в любой точке планеты

Бывшая сотрудница агентства элитной недвижимости KalinkaGroup после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на кругосветку в автомобиле и в компании с собакой. О ее передвижениях в режиме реального времени можно следить в блоге Вокругсвета. В предыдущей серии Ирина побывала в танзанийской деревне и познакомилась с этническими племенами хадзапи и масаи.
 
В приграничный город Аруша я приехала заменить шины, а отремонтировала полмашины. Кто-то дернул меня за руль влево, и я послушно повернула туда, куда интуитивно повело. А привело в магазин шин — я их искала с самой Ботсваны, но так и не нашла подходящих по цене и качеству. $46 за штуку, посчитал Ашиш, владелец магазина. Это на $15-20 дешевле, чем предлагали мне раньше. Чудеса, подумала я, а вслух сказала — беру, но заберу их только утром, по дороге в шиномонтаж. Ты можешь поменять у нас, при покупке шин — бесплатно. Чудеса, снова подумала я, но вслух сказала — все-таки утром, потому что уже конец рабочего дня. А мы можем задержаться, ответил Ашиш, и показал на гараж. С виду неприметный, внутри он оказался отлично оснащен. Меняем шины. И как только рука механика дотронулась до моей Элантры, я сразу понимаю, что попала в руки к Мастеру. С совершенно не африканским, а мастерским сервисом. Мне не просто шины поменяли, а в комплексе пересмотрели всю ходовую часть машины, попутно проверяя, подкручивая и поправляя все, что «плохо лежит» или плохо закреплено. Как фея волшебной палочкой. В результате — балансировка, замена шаровых опор и гофры на глушителе. И это только то, о чем я знала сама и попросила сделать. Бонусом мастер заменил лопнувшую пружину заднего правого амортизатора, установил проставки для увеличения клиренса и отрегулировал сход/развал. И вся эта работа — по цене шин...

Вечер и весь следующий день я провела в гараже, наблюдая за работой и внимая рекомендациям и советам механиков. Не знаю, что так повлияло на решение владельца сервиса взяться за мою Элантру досконально — то, что я женщина, или кругосветчица, проехавшая почти всю Африку на седане, или мои планы посетить Иран (а он танзаниец иранского происхождения), но что повело меня влево именно сюда, это точно не случайно. 

С технической точки зрения, для женщины путешествие одной на машине — сложная задача. Тем более, что у меня фактически не было опыта погружения в матчасть автомобиля и многое пришлось постигать уже в дороге. С другой стороны, на любом континенте в любой стране мира женщине идут навстречу и с готовностью помогают. От мелочей — подтолкнуть и вытащить из грязи, буксировать до автосервиса, поменять колесо — до серьезного вмешательства в электрику или ходовую часть машины. 

 

Мое личное убеждение: женщина чутче реагирует на любые изменения в работе автомобиля. Я, например, их сразу замечаю и отправляюсь в сервис на проверку. Интуитивно чувствую, когда пора менять свечи, а уровень масла стал низким, или в каком колесе упало давление. 

Для себя я выработала несколько правил, когда случается поломка или неисправность. Во-первых, не паниковать. Прежде, чем принимать решение о том, что делать дальше, сначала нужно успокоиться. Затем разобраться, что случилось. Обычно я спрашиваю несколько мнений, чтобы определиться с причиной поломки. Если есть интернет — советуюсь с друзьями в соцсетях, подробно описывая симптомы и нюансы неисправности. Если приходится объясняться на месте, а рядом только африканцы, я оцениваю, насколько человек понимает, что произошло. Если взгляд осмысленный, думающий, тогда можно доверить осмотр машины и поставить диагноз. Если причину подтвердили больше, чем один человек, можно приступать к ремонту. Кроме того, постоянно заглядываю в руководство по эксплуатации моей Элантры, сверяясь с описанием возможных поломок и как их исправить.

 

Самое сложное — найти мастера. Любой автосервис — как рулетка, повезет — не повезет. Мне встречались мастера, которых я до сих пор вспоминаю добрым словом и посылаю им лучи света и здоровья. Были и такие, что приходилось отбирать инструменты и спешно закрывать капот. Случалось, что в крутом автосервисе делали плохо, а в гаражной подворотне — отлично.

По моим личным наблюдениям, если нужно поменять какие-то железки, то лучше найти дворовый гараж. Рынок авторазбора в странах Африке процветает, хорошо работает сарафанное радио. То есть мастер снял деталь, удалился с ней на какое-то время и вернулся уже с такой же или идентичной. Так я поменяла стекла в Гвинее, стойку стабилизатора в Того, стартер в Либерии, прокладку главного цилиндра сцепления в Нигерии. Такой вариант гораздо быстрее и дешевле. А уровень работы не хуже, чем в серьезном автосервисе, где родную деталь могут искать несколько дней, а то и недель.

Все, что касается более тонких настроек в машине — электрика, двигатель, тормозная система — лучше доверить это специализированному сервису. Там и диагностику компьютерную сделают, и рукастый мастер найдется. Но не всегда. Рулетка, опять-же. Электрику мне наладили в автосервисах в Намибии и ЮАР, диагностику и наладку ходовой части — в Танзании.

 

Как я определяю хорошего мастера? По глазам. Понимающий взгляд видно стразу. Руки уверенно тянутся к нужному месту и производят четкие манипуляции. Кроме того, обычно такой профессионал делает свою работу не молча. Он объясняет мне каждый этап — что он собирается делать, зачем это нужно менять, и какой результат получится в итоге. Удивительно, но мы находим возможности изъясниться и понять друг друга без знаний языка. Если есть хотя бы малейшее недопонимание, я отправляюсь на поиски другого места и человека. 

За два с лишним года в кругосветке у меня скопилась уже масса деталей, которые остаются после многочисленных ремонтов. Кто-то гайку не вкрутил, кто-то посчитал, что это лишнее. Я собираю их и аккуратно складываю в надежде показать своему мастеру в Москве. Вдруг он найдет, куда это следует применить в организме Элантры!

И последнее правило, самое главное. Слушай сердце — и свое, и своей машины! В большинстве случаев, а их было несчитанное количество, я случайно заруливала в первый попавшийся гараж, и именно там находился мой мастер. Если колеса привели именно сюда, значит здесь и есть тот, кто излечит, поправит, заменит и так далее. А если не так — значит, не повезло. Это Африка, детка! 
 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+