«Надо уметь договариваться с кем угодно». Карьерные советы главы Intel в России
Наталья Галян попала в Intel, еще не окончив университет. Пройдя стажировку, она решила, что будет строить карьеру здесь, и за 12 лет доросла до позиции первого лица российского подразделения. На одном месте не скучно тогда, когда твоя компания имеет большой масштаб и работает на динамичном рынке, вроде IT, считает Галян. Чтобы дойти до верхней ступени в корпоративной иерархии, стоит изучать как можно больше смежных областей — это пригодится, когда придется управлять компанией, говорит она.
1. Определитесь, чем вам хочется заниматься (для этого нужно многое попробовать)
Пробуйте себя. На старте карьеры важно целенаправленно исследовать те профессиональные направления, которые вам интересны, чтобы определить, что подходит именно вам. В целом, на мой взгляд, залог успешного карьеры — заниматься тем, что тебе нравится, найти компанию, которая соответствует твоим целям и ценностям, и много работать.
В университете я изучала международные отношения и экономику и целенаправленно искала профильные стажировки: на ВВС, в британском парламенте, в МИДе. Благодаря им я поняла, что мне интересна работа в международной команде, но хотелось получить дополнительный опыт в бизнесе. Будучи на четвертом курсе, я узнала об отборе на стажировку в Intel и решила использовать эту возможность. Компания настолько подошла мне по духу, что я отказалась от дальнейшего поиска и решила развивать свою карьеру именно здесь, хотя и сменила несколько направлений.
2. Учитесь всю жизнь
Хорошее базовое образование всегда востребовано, будь то инженерная специальность, экономика или финансы. Это фундамент, на который вы будете опираться, — относитесь к нему серьезно. Однако запастись знаниями один раз на всю жизнь не получится. Главное — уметь постоянно учиться и использовать новые знания на практике. Особенно это актуально в сфере IT, так как отрасль очень динамична. Следите за трендами и посвящайте время изучению новых продуктов и технологий. Не останавливайтесь в своем развитии: я регулярно прохожу профильные тренинги для управленцев, читаю экспертные статьи и книги. Источником новых идей и знаний для меня также становятся конференции, встречи с партнерами.
3. Не бойтесь кризисных ситуаций
Мне очень нравится книга Энди Гроува «Выживают только параноики». В ней сформулирована простая, но важная мысль о том, что кризисные ситуации — это своеобразные точки перегиба («inflection point»). Они случаются неизбежно и при верном подходе могут способствовать вашему дальнейшему развитию. Мой главный совет: не бояться. Не бояться кризисных ситуаций, не бояться принимать решения и выходить из зоны комфорта. Я четыре года проработала в отделе маркетинга Intel, когда мне представилась возможность занять свою первую управленческую позицию — и не в маркетинге, а в продажах, новой для меня сфере. Не имея опыта в менеджменте, я приняла ответственность за целую команду центра поддержки продаж в России и странах СНГ, состоящей из 25 человек. Многим вещам я училась у собственных сотрудников. Это было непросто, это было выходом из зоны комфорта, но это и открывало мне новые перспективы.
4. Изучайте смежные области
Успешному вертикальному росту в области развития бизнеса способствует экспертиза в смежных областях. Старайтесь приобретать опыт максимально широко — это станет преимуществом в дальнейшем, когда зона ответственности расширится. Став руководителем центра поддержки реселлеров и интеграторов, я уже обладала опытом выстраивания отношений с партнерами в рознице, в различных сегментах ИТ-рынка, в том числе с нуля.
5. Надо уметь договариваться с кем угодно
Коммуникация, способность выстраивать и поддерживать рабочие отношения играют важнейшую роль. Нужно учиться слышать, конструктивно подходить к решению проблем, искать обратной связи. Нельзя замыкаться только на внутренних процессах — нужно следить за состоянием рынка и трендами. Я обязательно выделяю время для того, чтобы максимально широко общаться с партнерами из различных индустрий и сегментов рынка, от розницы до образования, от стартапов в области искусственного интеллекта до крупных системных интеграторов.
6. Прежде чем что-то менять на новом месте, как следует изучите команду
Любой управленец обладает своими наработанными ноу-хау, приемами и практиками, но на начальном этапе важно не торопиться их внедрять и понять, что действительно приживется. Необходимо сформировать у команды уверенность в вашем профессионализме: помогайте налаживать отношения с клиентами, поддерживайте новые инициативы и нестандартные решения, отстаивайте позицию своих сотрудников. Я сама — сторонник коллегиальности, стараюсь выслушать все точки зрения, разобраться в них прежде, чем принять решение. Это повышает мотивацию сотрудников: люди понимают, что их профессиональное мнение слышат, что их усилия ценят, и они влияют на результат. Нужно уметь делегировать задачи, доверять своим подчиненным, их профессионализму, вместе с тем, хороший руководитель умеет быстро и четко принимать решения, когда это необходимо.
7. Планируйте и рабочие, и личные дела
Если ты любишь то, что делаешь, ты превращаешь работу в неотъемлемую часть своей жизни, которая дает тебе дополнительную энергию. Но, конечно, я против экстремальных переработок. Всем необходимо выделять время на восстановление, переключаться. Важно слушать свой организм и соизмерять нагрузки с возможностями. Важно научиться приоритизировать задачи, потому что в какой-то момент их обязательно станет гораздо больше, чем физически возможно решить в заданный промежуток времени. Я веду единый список рабочих и личных дел, в календарь заношу все — от встреч с партнерами до похода в театр. Свое расписание я составляю на несколько недель вперед, а подчас и на 2-3 месяца, особенно если предстоят командировки. Нередко мне приходится допоздна общаться с зарубежными коллегами, но, тем не менее, мне удается находить время для общения с семьей, занятий спортом. Как и в работе, дома я стараюсь решать задачи максимально быстро и эффективно. Практики при этом могут быть самыми простыми. Мне помогают обычные to-do списки, где у меня все на карандаше, и приоритизация задач.
8. Три главных урока, которые я получила, будучи руководителем
Первый: Выбирайте то карьерное направление, которое приносит вам настоящее удовольствие. Моя первая стажировка в Intel была в HR-департаменте и пришлась на очень интересный период активного роста компании, но я поняла, что в длительной перспективе мне интересны другие направления. В дальнейшем я не раз оказывалась перед выбором, связанным со сменой деятельности, не боясь уходить в новую область.
Второй: Выстраивайте открытые доверительные отношения со своими коллегами и партнерами, поскольку бизнес — это люди. Открытые и доверительные отношения – это ключ к успеху.
Третий: На деле, а не на словах демонстрируйте те ценности, которые определяют корпоративную культуру вашей компании. Руководитель всегда на виду, об этом важно помнить.