К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Первый среди неравных. Почему теннисистки зарабатывают больше, чем другие спортсменки

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Разница в доходах мужчин и женщин в теннисе до сих пор есть, но за годы своего существования этот вид спорта добился существенного прогресса в этом вопросе по сравнению с другими. Не последнюю роль здесь сыграли сами женщины-теннисистки

Сложно утверждать, что при мысли о самом «равном» виде спорта в голову приходит что-то еще, кроме тенниса. Действительно, согласно исследованиям, это единственный вид спорта, в котором женщины имеют шанс зарабатывать не хуже мужчин (в то время как в других видах спорта разрыв порой достигает колоссальных размеров). В России и многих других постсоветских странах, включая Белоруссию и Украину, именно теннисистки могут похвастаться наивысшими карьерными достижениями в спорте.

Forbes Woman недавно писал о 20-летней японке Наоми Осака, которая уже сейчас является одной из наиболее высокооплачиваемых спортсменок в мире. Каждый год американский Forbes публикует рейтинг самых высокооплачиваемых спортсменок, и неизменно подавляющее большинство позиций занимают именно лидеры рейтинга WTA (Женской теннисной ассоциации), в 2018 году — 8 из 10 (к теннисисткам присоединились лишь бадминтонистка Пусарла Венката Синду и уже бывшая гонщица Даника Патрик).

Помимо заработка, женщины в теннисе получают как минимум сопоставимое с мужчинами количество упоминаний в прессе и социальных сетях. Ни один другой спорт не может похвастаться таким гендерным балансом, в связи с чем слава «равного» вида спорта принадлежит теннису вполне заслуженно. Однако так было не всегда, да и до сих пор сохраняются существенные трудности. В преддверии Уимблдона, сыгравшего немалую роль в развитии женского тенниса, Forbes Woman разбирается, как этот вид спорта пришел к современному положению дел и каково в действительности это положение.

 

Развитие

Женщины начали заниматься большим теннисом с самых первых лет его существования, и именно женщина в свое время популяризировала спорт в Северной Америке: Мэри Юинг Аутербридж построила первый на континенте корт и сыграла первую партию со своей сестрой. Однако в те времена говорить о полном гендерном равенстве еще не приходилось. Хотя женщины действительно принимали участие и в однополых, и в смешанных парных играх, большинство значимых соревнований не предусматривало проведение женских турниров. Уимблдон стал не только первым турниром Большого шлема в принципе (хотя современные четыре главных турнира получили свой статус лишь в сезоне 1924-1925), но и первым, в рамках которого прошли женские соревнования. В 1884-м, а затем и в 1885-м обладательницей титула стала дочь приходского священника Мод Уотсон. В финале она обыграла свою старшую сестру Лилиан — подобное повторилось лишь спустя 117 лет, когда когда Серена и Винус Уильямс разыграли в финале 2001 года трофей чемпионата США.

Теннис сохранял высокую популярность среди женщин, но его трансформацию из хобби в профессиональный спорт ждали трудности. Первым профессиональным женским теннисным сезоном принято считать прошедшую в 1926-1927 годах серию матчей между Сюзанн Ленглен и Мэри Браун. Следующая подобная серия состоялась лишь в 1941 году, в послевоенное время последовали другие, но по-настоящему «профессиональным» женский теннис стал лишь в конце 1960-х с началом так называемой Открытой эры. Формальные различия между любителями и профессионалами были ликвидированы, а все желающие получили возможность принять участие в крупных турнирах.

 

Тем не менее уже полноправным профессиональным спортсменкам серьезно недоплачивали. За исключением пары соревнований, женщины не могли рассчитывать даже на половину заработка мужчин. Одним из таких исключений стал открытый чемпионат США 1973 года, начиная с которого победители как мужского, так и женского разрядов стали получать одинаковые суммы. Причиной тому послужило заявление одной из величайших теннисисток своего времени Билли Джин Кинг: она угрожала бойкотировать соревнование, если призовой фонд не будет уравнен. Буквально за год до этого, однако, Кинг получила за свою победу в 2,5 раза меньше, чем победитель мужского соревнования Илие Настасе, пишет The Guardian.

Призовой фонд женского чемпионата Австралии несколько раз даже превышал мужской в конце 1980-х, однако стабильный паритет был достигнут лишь в 2001 году. Открытый чемпионат Франции пришел к равной оплате на пять лет позже, а Уимблдонский турнир — еще через год. С тех пор на всех главных теннисных соревнованиях игроки получают одинаковые выигрыши независимо от пола.

Сейчас

Помимо изначально высокой популярности тенниса среди женщин причиной относительного равенства полов называют тот факт, что у турниров ATP (Ассоциации теннисистов-профессионалов) и WTA зачастую одни и те же организаторы, в то время как в других видах спорта женские и мужские лиги регулируются совершенно независимо друг от друга. Это позволяет быстрее и эффективнее привлекать к «недоплатам» внимание, ведь оправдать их разницей, например, в расходах на организацию становится труднее. Сохраняющаяся популярность женского тенниса среди зрителей так же позволяет не допускать дискриминации: относительно низкие заработки женщин-футболистов, например, часто оправдывают низкой посещаемостью матчей и недостатком фанатской базы. У тенниса таких проблем нет.

 

Однако даже в этом виде спорта до сих пор нет абсолютного равенства. Большинство крупных турниров действительно уравняли призовые фонды еще в «нулевых», но расхождения в выплатах сохраняются на более низком уровне. Исследование социологов Флейка, Дюфур и Мур из Университета Бригама Янга выявило, что по данным на 2009 год, как и на турнирах Большого шлема, на других крупных соревнованиях призовой фонд женского турнира действительно либо равняется, либо даже превышает мужской, но со снижением общего размера призов меняются и пропорции его распределения: в отдельных случаях мужчины получают в 4-5 раз больше.

Спустя почти десять лет The Guardian подтверждает тот же тренд. Анализ британской газеты выявил, что по состоянию на первое полугодие 2018-го 71 теннисист из топ-100 мирового рейтинга ATP зарабатывал больше, чем теннисистка с эквивалентной позицией WTA. В частности, средние призовые за турнир Рафаэля Надаля более чем на $100 000 превышали призовые Симоны Халеп. Оба спортсмена занимали первые строчки рейтингов на момент оценки.

Более того, призовые за турниры зачастую не являются основным источником заработка теннисистов, так как большая часть дохода связана со спонсорскими контрактами. Например, один из самых высокооплачиваемых спортсменов в мире — Роджер Федерер — заработал $124 млн призовых за всю карьеру и $58 млн на спонсорских выплатах за один лишь 2015 год. За тот же период, однако, Серена Уильямс получила от спонсоров всего $13 млн, а Мария Шарапова — $23 млн. Других теннисисток в сравнительном исследовании The Atlantic и Quartz не оказалось вовсе, так как их заработки не дотягивали до доходов мужчин. Новак Джокович, Рафаэль Надаль, Энди Маррей и Кеи Нишикори получили $31, $28, $16 и $15 млн соответственно. Таким образом, разрыв в доходах мужчин и женщин сохраняется в теннисе не только на уровне призовых, но и на уровне спонсорских контрактов.

И что с того?

Вопреки огромному прогрессу, теннису еще далеко до полного гендерного равенства. Однако ситуация действительно обстоит значительно лучше, чем в большинстве других видов спорта, и с каждым годом можно наблюдать все больший прогресс. Уже имеющиеся успехи тенниса позволяют сохранять его высокую популярность среди девочек и привлекать множество молодых спортсменок. Как минимум план уравнять выплаты — это то, к чему следует стремиться другим видам спорта. Скорейшее завершение начатого процесса — это то, к чему стоит стремиться организаторам и управляющим теннисных турниров.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+