К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Спасибо маме: как Наоми Осака становится самой высокооплачиваемой спортсменкой мира

Фото Adam Pretty / Getty Images
Фото Adam Pretty / Getty Images
Успехи на корте, правильный паспорт и влиятельное агентство превращают молодую теннисистку в маркетинговую звезду

9 сентября 2018 года 20-летняя Наоми Осака вышла на главный корт US Open, чтобы сыграть свой первый финал Большого шлема против шестикратной чемпионки турнира Серены Уильямс. Этот матч должен был стать триумфом теннисной дивы, которая вернулась в спорт после рождения ребенка, но Осака оказалась сильнее — и Серены, и ее истерик, и негодующих зрителей. Когда Наоми вручали чек на $3,8 млн, трибуны все еще недовольно гудели — и даже Уильямс не сразу удалось успокоить публику. Юная чемпионка плакала и старательно натягивала на лицо козырек от солнца. «Я не хотела, чтобы люди видели, как я плачу. Потому что это [выглядит] жалко», — вспоминала Осака этот эпизод в интервью Time.

Еще на турнире в Нью-Йорке стало понятно, что в женском теннисе появилась новая звезда. А на Australian Open в январе 2019 года Осака добавила к своему статусу приставку «супер», выиграв второй титул Большого шлема подряд. С тех пор она еще не покидала первую строчку мирового рейтинга, несмотря на травмы и некоторый спад в игре. Осака начинает «Ролан Гаррос» первой ракеткой мира, героиней обложек и послом 10 крупных брендов — от Yonex до Mastercard. Forbes рассказывает, как теннисные успехи Осаки конвертируются в солидные рекламные контракты.

Папины дочки

Судьбу Наоми и ее старшей сестры Мари решил телевизор. В 1999 году их отец Леонард Максим Франсуа посмотрел трансляцию парного финала «Ролан Гаррос», в котором победили юные Серена и Винус Уильямс. Узнав, сколько девушки зарабатывают, он твердо решил сделать дочерей теннисистками. «Это был не наш выбор», — объясняла Мари Осака в интервью журналу Time. Ради теннисной карьеры девочек семья покинула Японию, куда Франсуа приехал студентом и где встретил свою будущую жену Тамаки Осаку, и отправилась в Америку. Наоми было три, когда ее новым домом стал Нью-Йорк. Позже семья перебралась во Флориду — там расположены главные теннисные школы страны. Однако денег на обучение девочек семье отчаянно не хватало. Зарабатывала только Тамаки — работала в офисе Mitsubishi в Майами, муж занимался теннисной карьерой дочерей, а помочь молодой паре было некому. Отношения с японскими родственниками складывались непросто, а родители Франсуа, выходцы с Гаити, сами еще только осваивались в Штатах — и даже английского не знали.

 

Чтобы дать Наоми и Мари качественное теннисное образование, Франсуа придумал хитрую схему. Он договаривался в одной академии о бесплатных или почти бесплатных тренировках — и, видя потенциал девочек, с ними охотно занимались, — а через некоторое время перевозил семью в другое место. И в другую академию. Зимой 2019-го один из первых тренеров Наоми, Кристоф Жан, предъявил отцу Наоми иск на $2 млн. Тренер утверждает, что согласно подписанному Франсуа в 2012-м договору имеет право на 20% доходов сестер Осака — это обязательство якобы было платой за его занятия с девочками. Договориться стороны не сумели, и теперь дело будет разбирать суд.

Предъявите паспорт

Сейчас у Наоми Осаки двойное гражданство — Японии, где она родилась, и США, где живет с трех лет. Однако вскоре спортсменке предстоит важный выбор. В октябре 2019 года ей исполнится 22 года, к этому моменту она должна оставить только один паспорт. Закон, принятый еще в 1899 году, запрещает японцам иметь двойное гражданство после 22 лет. Впрочем, на пресс-конференции в октябре 2018-го Осака убила интригу: «Это же очевидно. Я играю за Японию. Не хочу быть неуважительной или вроде того, но я не очень понимаю, откуда вообще появилось мнение, что это сложный выбор для меня». Но даже такое однозначное заявление не остановило общественную дискуссию. Американскую прессу возмущает, что Наоми вынуждают отказаться от американского гражданства. «Это противоречит усилиям Японии по привлечению и удержанию мировых талантов, — рассуждает профессор Эрин Чунг из Университета Джона Хопкинса в интервью The New York Times. — Если следовать духу действующего закона о гражданстве, это станет серьезным сдерживающим фактором для спортсменов и других представителей так называемого глобального фонда талантов, чтобы остаться в Японии».

 

В консервативной Японии, где иностранцы составляют лишь 2% населения, больше озабочены другим вопросом: насколько Наоми Осака настоящая японка? Ведь она выросла в Америке, ее отец — гаитянин, а родной язык — английский. И все же в поведении Наоми много японского. Она использует поклоны, всегда сама собирает свои сумки и выбрасывает пустые бутылки после игры, уважительно относится к соперницам. При этом сама Наоми решает национальный вопрос очень просто. «На самом деле я не знаю, что значит чувствовать себя японкой, гаитянкой или американкой, — объясняет она. — Я просто чувствую себя собой».

Спортивное гражданство для сестер Осака выбрал отец. Он верно рассудил, что в Японии топ-теннисисток немного (особенно по сравнению с США), поэтому можно рассчитывать на более серьезную финансовую поддержку со стороны местной федерации. Кроме того, богатые японские бренды очень любят топ-спортсменов. К примеру, 7-я ракетка мира Кеи Нисикори зарабатывает на рекламе $33 млн в год (данные 2018-го) — больше, чем лидеры теннисного рейтинга ATP Рафаэль Надаль ($27 млн) и Новак Джокович ($22 млн). При этом в резюме японца лишь 12 скромных титулов АТР, а Осака уже вошла в историю как первая чемпионка турнира Большого шлема из Японии. На родине Наоми почти поп-звезда, в Штатах ее узнают на улицах, а во время поездки на Гаити осенью 2018-го теннисистку принимали как национальную героиню. Международная популярность и мультикультурность Осаки повышают ее маркетинговую привлекательность, особенно накануне Олимпиады-2020, которая пройдет в Токио.

Высокий спрос

Катализатором финансовых успехов Осаки стал US Open-2018. Детали спонсорских соглашений теннисистки не раскрываются, но, по данным источника Time, до победы на турнире Наоми зарабатывала на рекламе около $2,5 млн в год, после — $15 млн. Для контекста: лидеру рейтинга самых высокооплачиваемых спортсменок Forbes за 2018 год Серене Уильямс рекламные контракты принесли $18 млн. В современном женском спорте бренды никому не платят больше: рекламные доходы Марии Шараповой сократились в несколько раз после допинг-скандала ($9,5 млн в 2018-м). Учитывая солидные теннисные призовые (за карьеру Осака получила уже $11,2 млн, из них $3,6 млн в 2019-м), Наоми уже в ближайшие год-два наверняка возглавит список самых зарабатывающих спортсменок мира.

 

Партнерскому портфолио Осаки могут позавидовать многие звездные спортсмены. Японский производитель экипировки для тенниса (а также бадминтона и гольфа) Yonex поддерживает Наоми с 2008 года, когда ее мама напрямую связалась с главой компании и убедила начать сотрудничество. В 2016-м перспективная теннисистка заинтересовала японского производителя лапши Nissin и японское спутниковое ТВ Wowow. Летом 2018-го Осака обновила несколько важных контрактов (Yonex, Nissin, Wowow), а также стала послом часового бренда Citizen. В финале Australian Open-2019 ее запястье украшала новая модель — и на следующий день вся партия в 1000 экземпляров по $686 была раскуплена на этапе предзаказа. В сентябре 2018 года список спонсоров Осаки пополнил Nissan, заключив с теннисисткой трехлетний контракт. В ноябре Наоми оформила партнерские отношения с японским косметическим брендом Shiseido. В январе 2019-го добавила в копилку своих спонсоров авиакомпанию All Nippon Airways и мегабренд Procter & Gamble.

Интересная история вышла у Наоми с экипировщиком. С 2015 года Осака сотрудничала с Adidas и получала, по оценке экспертов, $100 000 в год. Осенью 2018-го СМИ сообщали, что компания готова пойти на беспрецедентное повышение —до $8,5 млн или даже $10 млн в год. Однако в конце 2018 года контракт истек, а  продлевать его Наоми не стала. 4 апреля 2019 года теннисистка подписала договор с Nike, отклонив несколько других предложений, в том числе от японской компании Uniqlo.

В виде исключения Nike разрешил Осаке разместить на форме две спонсорские нашивки (Nissan и All Nippon Airways). Компании Mastercard, ставшей спонсором Наоми в мае 2019-го, досталось место на козырьке от солнца. Детали сделки с Nike, разумеется, не разглашаются, но в случае с Осакой можно ориентироваться на цифры Серены Уильямс — это $8 млн в год. Возможно, пока речь идет о более скромной сумме, но это только пока.

С 2016 года маркетинговые дела Осаки ведет компания IMG, теннисное подразделение которого возглавляет многолетний агент Марии Шараповой Макс Айзенбад. Непосредственно с Наоми работает Стюарт Дюгуи, специалист по азиатскому региону. В одном из интервью он рассказывал, что не стал отвечать на мейл отца Осаки с предложением о сотрудничестве, когда теннисистке было 13. А вот спустя несколько лет Дюгуи лично увидел Наоми на турнирах в Австралии и оценил ее «заоблачный» маркетинговый потенциал. Теперь это понимает не только он. Nike уже разрабатывает специальный логотип для Осаки и планирует запустить именную линейку уличной одежды. Такую стратегию американская компания использует только в отношениях с мегазвездами уровня Роджера Федерера и Марии Шараповой. Наоми попала в хорошую компанию.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+