По статистике Российской Ассоциации Франчайзинга (РАФ), в России сегодня работает более 1500 успешных франшиз. Из них около 300 — в области продуктового ритейла, и 56% владельцев, совладельцев и управляющих этими продуктовыми франшизами — женщины. Франчайзинг для женщин — это и возможность открытия бизнеса, и способ масштабирования своего собственного.
По словам президента РАФ Агнессы Осиповой, в России более 60 000 предприятий, работающих по франшизе, и в большинстве из них руководящие должности занимают именно представительницы прекрасного пола, а к 2025 году количество занятых во франчайзинге женщин может вырасти в два раза. Эти данные были озвучены в ходе Евразийского женского форума, недавно прошедшего в Санкт-Петербурге.
Характерно, что за последнее десятилетие изменился сам формат входа женщин в бизнес по франшизе. Раньше во франчайзинг женщин приводили мужчины, например, покупали женам в подарок франшизу салона красоты или продавца сладостей. Это быстро надоедало женщинам и доставляло головную боль мужчинам. Теперь дамы приходят в бизнес сами и видят, в частности, во франчайзинге эффективный вариант работы по готовой бизнес-модели.
Франчайзинг не чужд и женщинам из мира шоу-бизнеса. Ким Кардашьян, например, в 2014 году стала франчайзи популярной сети Burger King, приобретя сразу 10 ресторанов быстрого питания, которые расположены в Великобритании, Франции и Италии. Мадонна является владелицей франшизной сети фитнес-клубов «Hard Candy Fitness». А вот Сара Джессика Паркер и вовсе сотрудничает с 25 брендами, в том числе и франшизными магазинами косметики, одежды и обуви.
Принято считать, что женщины не любят рисковать. Определенно, открывать бизнес не с нуля, а по франшизе — менее рискованная затея. Все-таки есть готовая бизнес-модель и поддержка со стороны головной компании-франчайзера: юридическая, консультационная, медийная, рекламная.
Имея рядом сильного партнера как психологическую подушку безопасности, женщина может чувствовать себя спокойнее. А когда волатильность снижается, возрастает роль планирования, которое лучше получается у женщин. Если проанализировать усредненные данные соцопросов, которые регулярно проводят порталы для молодых мам, то порядка 40% матерей с детьми до трех лет имеют собственное дело. По статистике, 9 из 10 молодых мам, работающих на себя, считают свой бизнес успешным.
Женщины более осторожны и предусмотрительны, тщательнее выбирают франшизу, учитывая все нюансы, и гораздо реже мужчин принимают скоропалительные решения, которые впоследствии могут закончиться банкротством.
Примечательно, что интенсивное развитие женского франчайзинга уже стало трендом не только в Европе и Соединенных Штатах, но и в Юго-Восточной Азии и некоторых странах Африки, где права женщин зачастую были ограничены как законами, так и местными традициями и менталитетом. На сегодняшний день на Севере Африки женщины строят по франшизе отели (FaveHotel, EasyHotel) и управляют ресторанами, основателями которых тоже являются женщины (Jamavar, Ben&Florentine). В Кении же, например, по франшизе открыт центр здоровья и красоты VLCC, который насчитывает более 319 отделений в 146 городах мира и занимается корректировкой питания, улучшением состояния кожи и волос. Естественно, основателем сети также является женщина.
В Китае, где с 1997 года франчайзинг получает всестороннюю поддержку от государства, женщины уже фактически монополизировали торговлю детской одеждой и игрушками, а также производство тканей, пластмассовых и кожаных изделий. При этом в Поднебесной активно поддерживают глобализацию франчайзинга. Число российских бизнесвумен, купивших в Китае франшизу по пошиву одежды или производству канцелярских товаров, по данным популярных китайских бизнес-порталов Caixin и Yicai, ежегодно увеличивается примерно на 20-30%.
Конечно, было бы неправильно говорить о каком-то гендерном превосходстве женщин во франчайзинге — здесь, скорее, наблюдается равноправие. Как сказал французский поэт Анри Ренье: «Женщины способны на все, а мужчины лишь на все остальное».